Методическая разработка образовательной деятельности «Сказки народов Севера"
план-конспект занятия (старшая группа)

Жуланова Вера Алексеевна
  • продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

 

  • развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;
  • развивать абстрактное мышление и творческое воображение;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеобразовательного  вида городского округа Стрежевой»

Конспект открытого занятия по теме

«Сказки народов Севера»

Составила и провела  

воспитатель  старшей  группы

Жуланова В. А.

Тема «Сказки народов севера»

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;
  • формировать понимание многообразия россиян разных национальностей – особенностей их внешнего вида, одежды, традиций;
  • способствовать обогащению словаря детей;
  •  обогащать «читательский» опыт детей за счёт фольклорных произведений.

Развивающие:

  • развивать способность видеть ситуацию с разных сторон, умение ставить и решать практические задачи;
  • развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;
  • развивать абстрактное мышление и творческое воображение;
  • развитие мотивации на принятие и поддержку другого; 
  • развивать эмоциональную отзывчивость на красоту рукотворного мира коренных жителей Севера;
  • развивать интерес фольклору разных народов;
  • развивать умение сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективной работы,

Воспитательные:

  • воспитывать толерантное отношение к коренным малочисленным народам.
  • воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам;
  • воспитывать уважение к людям, создающим своим трудом разнообразные предметы одежды и быта.

Оборудование: Чум: ветки, ткань, муляж  костра, шкура. Для оформления орнамента: полоски из фетра, атласные ленты.  Разрезные картинки по сказкам народов Севера, резиночки, предметные картинки: предметы рукоделия, предметы строительства.

Словарная работа: ненцы – жители севера России; тундра - холодные северные безлесные пространства; чум – жилище ненцев, шалаш покрытый  шкурами; пимы – зимняя обувь северных народов — высокие сапоги из шкур с ног оленя мехом наружу;

малица – у жителей Крайнего Севера:  длинная верхняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь  с капюшоном и рукавицами мехом наружу

Предшествующая работа: беседы, чтение сказок, рисование северных орнаментов, изготовление чума на занятии по ручному труду.

Ход занятия

Приветствие. Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»

– Здравствуй, друг!           Пожимают друг другу руки.

– Как ты тут?                      Ласково треплют за ушко.

– Где ты был?          Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.

– Я скучал!                            Прикладывают правую руку к сердцу.

– Ты пришел?                       Постукивают по плечу.

– Хорошо!                             Обнимают друг друга.

Ребята, сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

На экране появляется изображение одежды и обуви народов Севера.

В. Что общего у этих картинок? (ответы) Если дети затрудняются определить признак «одежда народов севера.»

В. Кто носит такую одежду?

Воспитатель. Какие северные народы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель. А что вы знаете о них?

Ответы детей. Дети дополняют друг друга, рассказывая о коренных народах Севера.

Воспитатель.

- Какое у них основное занятие? (Их основное занятие – оленеводство, рыболовство).

-Почему эти народы называют кочевыми? (В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы)

-Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне? (Живут в чумах)

-Из чего делают чум? (Чум делают из оленьих шкур)

-Чем удобен чум для оленеводов? (Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.)

-Как называется верхняя одежда северян? (малица)

-Правильно вы все рассказали.  Действительно эти народы живут на Севере с давних пор. Это очень смелые и сильные. Этим людям не страшны никакие морозы. И вечерами они рассказывают национальные сказки.

Воспитатель. А вы знаете сказки северных народов? (Ответы детей)

Воспитатель. Тогда отгадайте, какие сказки спрятались в картинках. Найдите себе пару по браслетам на руке и сложите картинку к сказке и отгадайте её.

Дети находят себе пару и собирают разрезную картинку по сказкам Севера.

Воспитатель в индивидуальной беседе выясняет как называется эта сказка, герои сказки.

Воспитатель делает вывод (дети встают в круг).

-Молодцы ребята. Все картинки правильно собрали и угадали сказку.

Воспитатель.  А в какой сказке чёрствое сердце у детей? (Кукушка)

Воспитатель. Ребята,  вам нравится конец сказки? (Ответы детей)

- Чем не нравится? (ответы).

Вывод. Да, действительно, конец в этой сказке грустный, мама улетела и не вернулась.

- Почему мама оставила детей? (ответы детей)

Воспитатель.  Как можно вернуть маму, изменяя действия сказки?

Рассуждения детей о том, как вернуть маму.

Дети бегали за матерью много дней и ночей, и наконец остановились и начали построить новый дом, украшать его, развели очаг и стали ждать маму.

Воспитатель.  Хороший получился конец у новой сказки. Хотите поиграть в сказку с новым концом. Каких декораций не хватает к новой сказке? (новый чум, украшения, очаг)

Воспитатель. Будем делать декорации?

Воспитатель. Возьмите по одной картинке на столе о объединитесь в 2 команды, как чтобы картинки можно было объединить по какому-то признаку. (Воспитатель раздаёт карточки с предметами для рукоделия и строительства. Каждый ребёнок берёт карточку и находит, у кого есть карточки для рукоделия или строительства. Таким образом дети делятся на две группы.)

Дети собираются в команды

Воспитатель уточняют. Почему вы собрались вместе.  (дети объясняют) Как вы думаете, какую декорацию будет делать ваша команда?

Команды готовы. Команде строителей поможет папа Вики, Дмитрий Александрович.

I подгруппа строят для мамы чум

II подгруппа вышивают ненейские узоры на фетре с помощью атласных ленточек. А затем украшают орнаментами украшают чум.

Воспитатель. Декорации к сказке «Кукушка» с новым концом готовы. Поблагодарите папу Дмитрия Александровича за помощь, попрощайтесь с гостями. А нам пора на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС по математике в средней группе «Путешествие в сказку»Цель: формирование элементарных математических представлений у дете...

Методическая разработка образовательной деятельности развитие речи Пересказ сказки « Заяц-хваста» с использованием мнемотаблицы.

Возраст воспитанников: старший дошкольный( шестой год жизни)Вид деятельности: коммуникативная, познавательная.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,Цель:...

Методическая разработка образовательной деятельности «Сказка за сказкой»»

Методическая разработка образовательной деятельности «Сказка за сказкой»»Образовательная область «Познавательное  развитие » Программа  «Тропинки&raq...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Ознакомление детей с домашней утварью коми народа» (для детей средней группы).

Методическая разработка образовательной деятельностипо познавательному развитию на тему«Ознакомление детей с домашней утварью коми народа» (для детей средней группы)....