Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Ознакомление детей с домашней утварью коми народа» (для детей средней группы).
план-конспект занятия (средняя группа)

Остапова Надежда Валентиновна

Методическая разработка образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему

«Ознакомление детей с домашней утварью коми народа» (для детей средней группы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kuhonnaya_utvar.docx78.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребенка – детский сад № 116» г. Сыктывкара

Методическая разработка образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему

«Ознакомление детей с домашней утварью коми народа»

(для детей средней группы).

Составила:

Остапова Н.В.

воспитатель первой

 квалификационной категории

Сыктывкар, 2021г.

Образовательная деятельность по познавательному развитию на тему «Ознакомление детей с домашней  посудой и утварью коми народа» (для детей средней группы).

Цель: Ознакомление детей с домашней утварью коми народа.

Задачи:

1. Образовательные:

• Формировать представление детей о домашней утвари коми народа – туес, ковш, тарелка, ложка, солонка; ее происхождении и материале, из которого она изготавливается.

• Активизировать словарный запас по теме «Домашняя утварь коми народа» ( туес, пестер, ковш, тарелка, ложка, солонка)

2. Развивающие:

• Развивать познавательную активность детей.

• Способствовать развитию связной речи с использованием названий предметов коми утвари.

3. Воспитательные:

• Воспитывать любовь к культуре и традициям коми народа;

• Воспитывать бережное отношение к предметам домашней утвари, сделанным своими руками.

Активация словаря: кадка, толкушка, сечка, корыто, солонка, ложка.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, конверт с загадкой, кадка –ведро, предметы домашней утвари, мольберт.

Предварительная работа: Посещение мини-музея «Коми керка», беседа на тему «Посуда».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.

Методы и приёмы к структуре НОД:

Вводная часть:

- организационный момент;

- мотивационная деятельность.

Основная часть:

- тактильный метод;

- рассматривание;

- рассказ куклы Настук о предметах домашней утвари коми народа;

- игровой метод;

- вопросы, похвала педагога.

Заключительная часть:

- рефлексия НОД.

Виды детской деятельности:

социально- познавательная, игровая, коммуникативная.

Планируемые результаты:

- сформированы первичные представления о домашней утвари коми народа;

- дети открыты к новому, т.е. проявляют стремление к получению знаний;

- дети проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым;

- точно и полно отвечают на поставленные вопросы.

Вводная часть:

Воспитатель. Ребята! День сегодня у нас необычный. К нам пришло много гостей. Наверно, у нас праздник? Может быть. Давайте поздороваемся с ними.

Мотивационный момент:

 Ой, посмотрите, на столе лежит открытка. Что же там написано?

https://xn--80aas4e.xn--p1ai/800/600/https/multi-mama.ru/wp-content/uploads/2020/05/zagadki-pro-posudu-2.png

Воспитатель. Молодцы, ребята! Это Посуда.

Воспитатель. Какую посуду, домашнюю утварь использовал раньше коми народ?

Сегодня мы об этом узнаем от гостьи, которая к нам пришла. Гостью зовут кукла Настук.

Основная часть:

Кукла Настук. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с вами с предметами домашней утвари коми народа.

Посмотрите на первый предмет – (Стоит толстуха – Деревянное брюхо, Железный поясок. Кадка)

Кадушка, кадка Возьмем его в руку и внимательно рассмотрим. Как вы думаете, из чего его изготовили? (Дети, рассмотрев кадку, высказывают свои ощущения).

Его изготовили из дерева

Как вы думаете, для чего, где использовалась кадка коми народом? (Ответы детей)

Ёмкость для заготовки солений, мочений, для хранения муки и круп.

Если на крышке кадушки было отверстие, то она использовалась для переноски воды и кваса.

Кукла Настук. Это, ребята, толкушка. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Из чего он изготовлен? (Ответы детей). Он тоже сделан из дерева.

Для чего его использовали? Чтобы помять картофель в пюре, а большая нужна для того чтобы примять в кадке капусту, чтобы сверху появился сок

Это солонка. Для чего она необходима? (Ответы детей). В солонке хранили соль. От этого слова и пошло название «солонка».

Корыто. Из чего сделано. из дерева. Его использовали только для рубки капусты. Корыта были разные. Большие и маленькие. В больших стирали. А вот где рубили капусту, бережно хранили и ни на что другое не ииспользовали.

Сечка. Специальный нож для рубки капусты. Лезвиие , которое режет из железа сделана, а ручка деревянная

Ребята, как вы считаете, из чего раньше делали ложки? (Ответы детей). Делали их из дерева. Ложки были обычные, которыми пользовались каждый день, и праздничные, которые украшали рисунком коми орнамента.

Кукла Настук. Еще у меня есть предмет под названием «ковш». Из чего его делали? (Ответы детей). Выполнен он тоже из дерева. Для чего он был нужен? Для того, чтобы наливать жидкость (воду, например).

Ребята, как мы назовем все предметы, о которых говорили, одним словом? (Ответы детей). Это все «домашняя утварь коми народа».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть

Хороводная игра Капуста «Кöчан».

Не зря мы в такую интересную игру поиграли и название праздника можно догадаться. Ведь у нас сегодня праздник «Капустник». Что делают на этом празднике?

Мы с вами сегодня рассмотрели интересную домашнюю утварь, для чего его используют. Правильно, когда рубят капусту и квасят ее.

-А вы хотите попробовать окунуться в этот праздник.

Пальчиковая игра.

Ми кочансо вундам, вундам.

Ми кочансо солалам, ещо уна солалам.

Сэсся сийос чабралам.... да ещо ена чабралам.

Морковсо ми шырам, шырам.

Кочан доро содтам.

Сэсся сийос гудралам да ещо ена гудралам.

Заключительная часть:  рефлексия

Воспитатель: Ребята, с какими предметами домашней утвари вас познакомила кукла Настук? Какой из предметов вам запомнился больше? Почему?

Молодцы! Теперь вы о домашней утвари коми народа знаете очень много.

Список используемой литературы:

1. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.

2. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть 1, часть 2) Сыктывкар, 1994.

3. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре».

4. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию «Лесные путешественники » для детей среднего дошкольного возраста

Методическая разработка образовательной  деятельности по познавательному развитию  «Лесные путешественники »...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста по теме «Транспорт»

Итоговое занятие по познавательному развитию в группе раннего возраста. Лексическая тема «Транспорт»....

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Автошкола»

Снижение дорожно – транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний о правилах дорожного движения....

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Прогулка в лесу» (для детей старшей группы)

В данной методической разработке представлен материал способствующий формированию навыков безопасного поведения в мире природы....

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Можно и нельзя».

Данный материал разработан для формирования у детей представлений об опасностях, которые таят знакомые предметы....