Методы и приемы обучения детей бурятскому языку.
занимательные факты

Нимаева Дулма Цыденовна

Методы и приемы обучения детей бурятскому языку.

Наиболее эффективным на   раннем   этапе   обучения   детей  бурятскому языку является естественный путь создания образа языка у ребенка – через многократное прослушивание отрабатываемых языковых структур. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_obucheniya_detey_buryatskomu_yazyku.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения детей бурятскому языку.

Наиболее эффективным на   раннем   этапе   обучения   детей  бурятскому языку является естественный путь создания образа языка у ребенка – через многократное прослушивание отрабатываемых языковых структур. Поэтому огромная роль уделяется аудированию, благодаря которому происходит следующее:

  • обучение основа бурятской речи;
  • формирование и развитие навыка аудирования;
  • создание у ребенка «образа» структур бурятского языка, так называемое интуитивное владение языком;
  • формирование навыка функционального использования речи с целью получения информации;
  • развитие произвольного запоминания и внимания;
  • развитие коммуникабельности, активности и самостоятельности;
  • приобщение к культуре бурятского народа.
  • Обучение детей дошкольного возраста существенно отличается от обучения школьников, как по форме, так и по методике. Обучение бурятскому языку дошкольников также имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста.

Внимание у детей дошкольного возраста неустойчиво. Это свойство их психологии, объясняющееся слабостью тормозного процесса и впечатлительностью, усиливается по отношению к неподвижным или малоподвижным объектам. Отсюда вытекает необходимость живого, динамичного и интересного обучения на начальной стадии как необходимого условия не только формирования у детей нужных знаний, умений и навыков, но и развития произвольного внимания.

При планировании обучающего материала, имея в виду неустойчивость внимания малышей, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей. Ребенок обычно утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Смена различных видов деятельности является хорошим видом отдыха для ребенка. Поэтому во время занятий по бурятскому языку следует чередовать различные приемы обучения, в том числе, использовать подвижную деятельность. Это делает занятия максимально насыщенными и дает педагогу возможность концентрироваться непосредственно на учебном процессе, не отвлекаясь на восстановление дисциплины.

У детей дошкольного возраста наглядно-образная память доминирует над логической. Они лучше всего запоминают конкретные предметы, цвета, события. Поэтому ассоциация слов с конкретными предметами или действием является необходимым условием усвоения языкового материала на этом этапе.

Характерной особенностью психологии детей-дошкольников является конкретность их мышления, восприимчивость к мобильным, колоритным предметам. Эта особенность малышей требует наглядного, конкретного, яркого и доходчивого

преподавания. Поэтому при обучении детей младшего возраста хорошим помощником является яркая и красочная наглядность. Ребенок гораздо быстрее усваивает слово, если оно связано непосредственно с предметом, картинкой или действием, которое он видит или выполняет сам. Вот почему при разучивании стихов и песенок следует сопровождать их движениями и жестами.

Большое воспитательное значение имеет правильная, педагогически и методически продуманная организация занятия, его режим. Каждый элемент занятия должен планироваться и осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Обучение бурятскому языку дошкольников это важный этап, в котором закладывается правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать обращенную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Изучение бурятского языка на данном этапе включает в себя следующие аспекты:

  • умение правильно с фонетической точки зрения повторять бурятские слова за преподавателем или диктором (аудиозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
  • накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;
  • овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение связного высказывания;
  • внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы.

Формы организации занятий по бурятскому языку с дошкольниками предусматривают:

1.Игры и упражнения, направленные на развитие творческого воображения

2.Создание игровых, сюрпризных и проблемных ситуаций

3.Музыкальное сопровождение занятий

4.Использование ТСО, ИКТ

5.Дидактические игры по формированию языковых навыков

6.Выполнение творческих заданий.

7.Физкультурные минутки с применением бурятских рифмовок по текущей теме.

8.Игры и упражнения, направленные на активизацию познавательных процессов

9.Открытые занятия

10.Праздники

11.Презентации

12.Беседы

Одним   из   важнейших   приемов   при   обучении    бурятскому    языку является игра. Игры затрагивают все необходимые дошкольнику базовые темы: знакомство, вопросы, вежливые просьбы, основные лексические темы, порядковый счет, диалоги.

В играх яркие персонажи и сказочные сюжеты. Они помогут заинтересовать ребенка и мотивировать его на занятиях. Во многих играх есть настройки для адаптации под индивидуальные особенности ребенка.

Учебный процесс будет ярким, запоминающимся.

Факторы, сопровождающие игру-интерес, чувство удовлетворения, радости, - облегчают обучение. Игры занимают важное место в жизни ребенка. Можно широко использовать подвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики; для формирования умений и навыков устной речи. Главной задачей обучения детей бурятскому языку в детском саду является развитие навыков разговора.

Лексические игры должны лечь в основу проведения любого занятия. Во-первых, вводя на уроке новые слова, следует использовать принцип визуализации. Это значит, что детям следует не просто сказать, что определенное слово переводится на бурятский язык так, а постараться создать у ребенка определенный образ, связанный с этим понятием. Это можно сделать, используя на занятиях разнообразные картинки или игрушки.

После того, как ввели новую лексику, дети должны ее проговорить несколько раз. Это можно сделать, используя разнообразные игровые приемы. К примеру, дети могут передавать друг другу мячик и называть слово. Так можно проконтролировать правильность произнесения детьми слов и при необходимости откорректировать его. Стоит помнить о том, что обучение дошкольников бурятскому языку – сложный процесс, который потребует необычного подхода к преподаванию языка. Лексические игры должны быть максимально простыми и понятными детям. Это могут быть такие игры, как «Нэрлээд харуула?», «Энэ юун бэ?», «Юун улууб?» и многое другое. Главное – чтобы во время занятия присутствовал момент соревнований, благодаря которому у детей будет развиваться интерес к изучаемому предмету. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.

Ребенок дошкольного возраста не привык сидеть на месте долгое время потому в процесс занятия должны быть включены подвижные игры: разминки и зарядки. Зарядки на занятиях с малышами по бурятскому языку могут стать самым любимым и веселым занятием для детей, при том, что они проходят исключительно на бурятском языке. Вот примеры некоторых из них: «Счет», «Движения», «Игрушки» и другие. С их помощью можно также закрепить те или иные слова, а также тем самым можно изменить вид деятельности малышей, быстро снять утомление, а еще повысить их работоспособность и мотивацию к изучению бурятского языка.

Благодаря этому эффект занятия будет намного больше. Неизменным успехом у детей пользуется игра в сказку с распределением ролей. Под игрой в сказку подразумевается разучивание сценок, в которых героями бывают поочередно все дети.

Разучивание рифмованного текста является полезным фонетическим упражнением, так как в стихотворении ребенок особенно четко выговаривает слова. Поэтому рифмованный текст является отличным материалом для запоминания слов. Для этого целесообразно разучивать скороговорки, считалки, короткие стихи на бурятском языке.

 Методически - целенаправленным можно считать и использование в процессе обучения бурятскому языку песенок. Музыка и песни должны сопровождать каждый этап занятия. Можно выучить с детьми песенку на приветствие. В тот момент, когда дети будут слышать тот или иной мотив, они будут понимать, что пришел новый этап занятия. Можно использовать следующие песни в своей работе: «Песенка - приветствие», «Песенка - прощание», «Песенка - зарядка» и другие песенки Дети очень живо реагируют на песенки, любят их, быстро запоминают и умеют использовать слова и фразы песенок в других ситуациях общения. Для закрепления лексических навыков у детей могут использоваться разнообразные песни на бурятском языке. Чаще всего такие песенки имеют очень легкие слова и простой мотив, благодаря чему происходит обработка того или иного лексического материала. Также стоит помнить и о музыкальном оформлении занятия. Помимо тематических песенок, следует уделить особое внимание самой атмосфере занятия, что позволит создать радостное настроение и интерес к бурятскому языку у малышей. При этом новая лексика, которую дети повторяют за педагогом, закрепляется в памяти гораздо лучше, чем путем простого механического повторения.

Использование картинок и игрушек позволяет развивать образную и ассоциативную память, воображение и мышление. Аудио- и видеоматериалы способствуют лучшему усвоению и закреплению материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические методы и приемы обучения детей развитию речи.

Профессиональным умением для будущего воспитателя является умение, а затем и навык экспромтом (т. е. без предварительной подготовки) вести содержательный (развивающий) разговор с детьми — с отдельным ...

Семенар - практикум: Эфективные методы и приемы обучения двум государственным языкам

Использование нестандартных методических приеиов способствует развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка....

Мастер- класс для родителей "Обучение детей бурятскому языку с помощью дидактических игр"

Предлагаю Вашему вниманию серию игр,сделанных своими руками,которые могут помочь в изучении бурятского языка....

Рабочая программа по обучению детей бурятскому языку в детском саду

Настоящая рабочая программа разработана на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, Образ...

"Толихон- Словарик" -Тематический словарик для использования родителями в обучении детей бурятскому языку

quot;Толихон- Словарик"  предназначен для родителей и детей, которые учат бурятский язык в детском саду и дома. Словарь составлен по тематическому принципу, в конце каждой темы вопрос с отв...

Методы и приемы обучения детей иностранному языку

Изучение иностранного языка – это часть общего гуманитарного развития личности. Обучение иностранному языку способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, овладению умением работать как ...