Музейная педагогика как инновационная технология при ознакомлении детей с историей, бытом, и культурой родного края
методическая разработка

Киндикова Дергелей Васильевна

В статье предложены  педагогические условия  формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей средствами музейной педагогики,  через использование культурно- образовательного потенциала музеев, активных методов обучения в музейно- экскурсионной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как инновационная технология при ознакомлении детей с историей, бытом, и культурой родного края.

                   Киндикова Дергелей Васильевна

воспитатель МБОУ «Козульская СОШ им. Тоедова Д.Т.»

Аннотация: В статье предложены  педагогические условия  формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей средствами музейной педагогики,  через использование культурно- образовательного потенциала музеев, активных методов обучения в музейно- экскурсионной среде.

Ключевые слова:музейная педагогика, инновационная образовательная технология, семейные реликвии, предметно- пространственная среда.

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы.

Музейная педагогика – это инновационная технология в области образования детей, которая позволяет погружение воспитанников в специально организованную предметно- пространственную среду, в результате которой повышается внимание ребенка к реальности, к поиску семейных реликвий  и оценка подлинных вещей ушедших эпох. Детская жизнь становиться более интересной и насыщенной, развивается интеллект, повышается культурный уровень духовно-нравственных ценностей ребенка, в его руки попадает новейший инструмент познания мира. Поэтому музейная педагогика рассматривается как инновационная образовательная технология.

    Музей в детском саду, по словам Н.А.Рыжовой, - «интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.

 Внедрение музеев  в воспитательно- образовательную  среду  – дело далеко не простое. Педагоги или родители  могут  еженедельно водить своих воспитанников  в музей, но могут не достичь ожидаемых результатов. Дело даже не в частоте посещений,  а в уровне подготовленности детей к восприятию предметного, условного музейного языка. Именно эта задача лежит на плечах педагогов, помощь маленькому человеку в этой нелегкой и очень важной деятельности. Окружающий мир начинает познаваться с малого. С «путешествия» и изучения своей комнаты, квартиры, с новых  взглядов на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей наиболее близок и доступен детям. Педагог в сфере эстетического воспитания и культурологического образования и является проводником в этот мир.

  Огромный набор методов музейной педагогики определяет неограниченное количество вариантов всевозможных форм работы и приемов: викторины, ребусы, шарады, командные соревнования. Эти приемы тесно переплетены между собой, благодаря чему их можно применять в различных комбинациях. В результате этого появляются творческие задания, предоставляемые как в дошкольных учреждениях, так и на музейных экспозициях, а также на театральных постановках, праздниках и т. д.

   Ребенок нуждается в помощи в осознании  многообразия связей, существующих между нами и нашими предками. Только таким образом потерявшие во времени и цивилизации культура, нравственные цены и традиции прошлого приобретут для ребенка большую значимость,  став важными на этом этапе жизни и актуальными. Восприимчивой станет и осознание задачи не растерять полученный  в наследство от предков огромнейший историко-  культурный опыт.  Сокровища музеев придают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.

         В детских садах создаются собственные музеи, они конечно небольшие, и называются «мини- музеи». Они приобрели большую популярность и теперь уже в каждом дошкольном учреждении мини- музеи – неотъемлемая часть развивающей среды.

И наш детский сад, не исключение, силами воспитателей и родителей обустроен мини- музей  «Алтайский аил». В холле здания создана обстановка алтайского аила, где дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением. Для детей было все необычно, ново, интересно. Вместо привычных вещей они увидели много неизвестных предметов: куп, сокы, сокы бала, тепши, очок, былгууш, эски, кийис. В игре познавали значение «огня» в жизни алтай–кижи. О том, что «очок» занимал в аиле центральное место, что слева от входа располагалась мужская половина, а справа от входа — женская. Вызвали интерес и другие, необходимые в домашнем хозяйстве предметы: башкайырчак, эдрек, баспак, арчымак.

 Так через предметы старины и увлекательный рассказ экскурсовода, роль которого мы приглашали исполнять родителей, либо социальных партнеров (библиотекаря, учителя алтайского языка и литературы), дети познакомились с частичкой истории своей малой Родины. Важно, соблюдать методику рассматриваемой работы, которая предполагает собой регулярную организацию аудитории. Решая вопросы концентрации внимания, размещения около витрины или стенда, темпа движения, подходов  обращения к аудитории, экскурсовод следует к весьма важной цели – воспитанию у маленького посетителя музейной культуры. Для закрепления у ребенка полученных новых знаний и впечатлений от музейного материала, необходимо возвращение к уже услышанному и увиденному.

      Музейно – педагогическая деятельность, кроме музейной среды осуществлялась и в различных иных пространствах – дома, на улице, учреждении дополнительного образования, среди живой природы. Совместно с Козульской сельской библиотекой создали «Лэпбук»  «Моя малая родина», где воспитанники в процессе исследовательской работы вместе с родителями, бабушками приносили старые фотографии наших земляков, фотографии самого села, фотографии с достопримечательностями села, фотографии спортсменов  и т.д. Разработали дидактические игры: «Деревья, которые растут в селе Козуль», «Легенды о селе Козуль»,  «Найди свою улицу», «Спортсмены нашего села», «Достопримечательности нашего села».

         В настоящих музеях трогать экспонаты запрещено, а вот в мини- музеях это является необходимостью. Их можно посещать в любое время, самому менять расстановку экспонатов и их разнообразие, брать их руки и изучать. В обычном музее ребенок является лишь пассивным созерцателем, а здесь играет роль творца и соавтора экспозиции. Причем создателями наряду с ним являются его мама, папа, дедушка и  бабушка.

В старшей группе организован  мини- музеи в котором  предоставлены вещи, сделанные из крашенных бараньих костей:  алтайские куклы, музыкальный инструмент шанырак, дудочка, расписанная узорами  лопатка,  украшающая  колыбель «шуршалка», настольная игра  «игра из костей». Вместо привычных игрушек они брали в руки, изучали,  играли с этими игрушками из костей, познавая мир детства и игрушек  своих предков.

    Каждый мини- музей – уникальный результат  общения и работы детей совместно с воспитателями  и семьей.Она нацелена на повышение внимания детей к окружающим событиям и явлениям, помогает обнаруживать в своей жизни реалии музейного значения, ценить семейные реликвии, подлинные вещи забытых эпох, раритеты. Все это придает жизни ребенка насыщенность и интерес, повышает уровень его культурного образования, развивает  интеллект, и открывает новые пути в познании мира.

        Существенной деталью в детском восприятии является то, что дети усваивают материал преимущественно через осязание. Необходимым этапом развития детского интеллекта является манипулирование предмета, так как осязание обогащает и дополняет зрительную информацию, развивает речь, логическое мышление. Это обусловлено особенной расположенностью детей к общению. Вопросы, задаваемые им, носят вовсе не риторический характер, обычно каждый из них подразумевает  определенный ответ,  который дети дают поодиночке или хором. Он может быть оспорен или просто принят, но главное здесь его функция стимуляции дальнейшего хода беседы.

Также наилучшей формой осмысления и закрепления, приобретенных в музее знаний и впечатлений  является творческая работа как наиболее естественный для ребенка способ освоения информации.

Таким образом,  ребенок нуждается в помощи в осознании многообразия связей, существующих  между нами и прошлыми поколениями. Лишь в этом случае исчезнувшие во времени традиции и цивилизации прошлого, нравственные ценности и культура займут в жизни ребенка особое место, став актуальными и важными сегодня. Наиболее понятной станет задача не рассеять огромный историко- культурный опыт, накопленный и оставленный нашими предками в наследство. Сокровища музеев оказывают уникальное и неоценимое воспитательное воздействие, тем самым зарождая ответственность за сохранение и развитие исторического сознания, исторической памяти и музейной культуры.

Литература:

1. Лашкина Н. Дети в музее. /Н.Лашкина- Дошкольное воспитание.-2005.- №2.с. 72

2. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В. Мельниковой.-М.: ТЦ Сфера,2006.

3. Нестеренко Н.Мини-музеи в ДОУ/Н.Нестеренко- Обруч, №6,2000.стр30-31



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования

Среди направлений образовательной программы ДОУ важное место имеет региональный компонент. В Концепции модернизации российского образования отмечена большая роль регионального  компонента, позвол...

Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС

Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника че...

«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»

Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие  просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...

«Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (Материалы по самообразованию)

Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики.Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное л...

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...

Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...

«Музейная педагогика как инновационная технология в сфере личностного воспитания детей».

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....