Средства приобщения детей к культуре и самобытности народа.
учебно-методический материал

Уткина Лариса Геннадьевна

Опыт работы по реализации НРК в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства приобщения детей к культуре и самобытности народа.

Уткина Лариса Геннадьевна, старший воспитатель Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Гномик»

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) созрела необходимость введения в образовательный процесс новых составляющих, способных удовлетворить реализацию его принципов. Национальный региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона, и способствует формированию мироощущения дошкольников, приобщению их к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости.

Задачи воспитания интереса и любви к родному краю и родному языку традиционно решались в нашем детском саду. Для реализации принципов ФГОС ДО и развития этнокультурного компонента педагоги нашего детского сада более плодотворно стали использовать потенциал доступных для дошкольников учреждений Олонецкого района. Ведь то, что дети могут увидеть, услышать и прочувствовать там, позволяет эффективно организовать работу, направленную на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей нашего края. Для этого была составлена программа по реализации вариативной части Основной образовательной программы (ООП) «Край родной». Программа основана на сетевом сотрудничестве дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с Олонецким национальным музеем карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина. Краеведческий материал, включаемый в занятия, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию познавательного интереса и повышению качества знаний.

Олонецкий район национальный, здесь находится большое языковое гнездо карел, поэтому важным стало направление по изучению воспитанниками родного языка, которое получило широкое развитие в нашем детском саду. Была разработана программа по реализации вариативной части ООП «Карельский язык для малышей». В её основе лежит авторская программа А.П. Губаревой «Обучение детей дошкольного возраста карельскому языку». Дошкольникам очень важно слышать родную речь, поэтому кроме занятий, организованных в игровой форме, помогает метод погружения в языковую среду, побуждающий детей к самостоятельному употреблению карельских слов в речи. Для достижения целей используется потенциал педагогов ДОУ, говорящих на родном языке.

Введение программ в воспитательно-образовательный процесс позволило создать условия для формирования личности ребенка, его самосознания через приобщение к языку, традициям и культуре родного края. За 3 года увеличилось число воспитанников, изучающих родной язык, а также число педагогов, преподающих карельский язык (см. табл.1).

Таблица 1 «Динамика изучения и преподавания карельского языка в ДОУ»

Учебный год

Количество групп, изучающих карельский язык

Количество воспитанников, изучающих карельский язык

Количество педагогов ДОУ, преподающих карельский язык

2015-2016

3

54

2

2016-2017

4

79

2

2017-2018

6

114

4

Были также отмечены развивающие эффекты реализации программы «Карельский язык для малышей»: большинство детей, занимающихся изучением второго языка, обладают высоким уровнем памяти, значительно повышается устойчивость внимания, обучение благотворно влияет на развитие речи ребенка в целом.

Одна из групп под руководством педагога нашего ДОУ Марии Ивановны Тарасовой занималась по программам «Край родной» и «Карельский язык для малышей».  За это время было налажено продуктивное сетевое сотрудничество, позволившее детям многое узнать о родном городе Олонце и нашей Республике Карелия. Воспитанники этой группы приняли участие в различных этнокультурных мероприятиях района, выступали с театральными представлениями на карельском языке в образовательных и других учреждениях города, показали высокие результаты в ежегодно проводимом муниципальном этапе Республиканского конкурса чтецов на карельском языке «Он жив язык родителей», творческих конкурсах различного уровня. Чтобы подвести красивый итог своей работе, был организован выпускной бал с карельским национальным колоритом. «Мы – дети Карелии» - такое название дали этому празднику его создатели – педагоги и родители. Работа по подготовке была масштабной. Специально для праздника были сшиты новые костюмы для детей, сделано новое оформление зала, и даже подарки, украшения для стола и блюда приготовлены в национальном стиле. Праздник получился потрясающим! В течение всего вечера, дети создавали свой собственный сайт «Neposedi@karelia.ru». Создателям праздника удалось соединить воедино прошлое, настоящее и будущее. Именно такую цель и преследовали педагоги – показать, что наши дети хотя и живут в современном мире с телефонами, компьютерами, интернетом, но они ценят наследие карельского народа.

 Сейчас для реализации этнокультурного компонента наш педагогический коллектив работает над внедрением в практику образовательной деятельности Рабочей тетради для детей по программе «Край родной» и разработкой программы деятельности, созданного в ДОУ мини-музея «Карельская изба». Всё это позволит ввести в педагогический процесс новые средства пробуждения познавательной активности детей, приобщения их к культуре и самобытности народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство приобщения детей к культуре народов мира

В статье представлен опыт по поликультурному воспитанию дошкольников....

Литература как средство приобщения детей к культуре родного края

В данной презентации коротко описывается тема: "Художественная литература как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к культуре родного края"...

Авторская программа по приобщению детей к культуре обско-угорских народов

Авторская программа по приобщению детей к культуре обско-угорских народов...

Проект «Приобщение детей к культуре и традициям народа Чувашии»

В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той...

«Приобщение детей к культуре и быту народов ханты посредством народного декоративно-прикладного искусства»

Край, в котором мы живем – это наша малая родина, часть великой страны, наши корни и, именно с этого малого, берет свое начало великое – любовь к Отечеству. Любой край нашей необъятной Род...

Использование современны технологий как средство приобщения детей к культуре родного края.

Современные технологии и средства приобщения детей к культуре родного края!В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задач...

ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ НАШЕГО НАРОДА.

В статье рассматривается проект как  одна из форм работы с детьми дошкольного возраста...