Самообразование "Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_aminova_2ml.gr_.docx68.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20200806_101706.jpg

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

                     

                                  Воспитатель: Аминова М. Н.

                       Образование: среднее профессиональное

«Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Актуальность темы:

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у детей младшего дошкольного возраста?

      Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Обратила внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира».

Цель самообразования:

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

Формировать и расширять представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.

Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

Подготовить консультаций для педагогов и родителей.

Самообразование в данном направлении поможет мне:

  • Образовательные:
  • расширять представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формировать способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучать умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).
  • Развивающие:
  • развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
  • способствовать развитию визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развивать внимания и памяти;
  • развивать речевых способностей.
  • Воспитательные:
  • создавать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию;
  • создавать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
  • развивать самоконтроль и саморегуляцию, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развивать умения следовать поручениям взрослого.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по экспериментированию у детей 3-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Формирование представления у детей раннего возраста о разновидностях экспериментов и основных приемах в них.

- Привлечение родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Этапы работы по теме самообразования:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. Сбор и анализ информации по теме «Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира».

 2 этап – проектировочный. Определение целей и задач темы.

 3 этап – Практический.

-создание в группе уголка экспериментирования, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов.

- консультация для родителей

4 этап – Обобщающий.

-подведение итогов. Оформление результатов работы.

- распространение опыта своей работы. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

-отчёт по теме самообразования.

                                       Методическая  работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой.

В течение года.

Список использованной литературы.

Создание картотеки  опытов и экспериментов.

В течение года.

Картотека дидактических игр

Консультации для родителей и педагогов

В течение года.

Конспект консультации.

Отчет о проделанной работе

Май 2021г.

                                                       

                                                   

                                                      Работа с детьми

Месяц

тема

занятия

наблюдения

игровая деятельность

Экспериментальная деятельность

материал

Сентябрь

Адаптацион

ный период

На протяжении месяца Зайка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Зайкой, показать как он «оживает», когда его надевают на руку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».

октябрь

«Вода»

«Водичка-водичка»

Цель: Закрепление первоначальных представлений о воде, вода может литься, а может брызгать.

«Напоим кукол»

Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

«Дождик»

Цель:

Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность.

«Лужи»

Цель:

Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи).

Подвижные игры:

«Птички и дождик»,

«Солнышко и дождик»

Чтение стихотворения П. Синявского «Дождик».

Дидактическая игра

«Времена года»

«Побродим по лужам».

«Вода прозрачная»

Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества.

«Купание куклы Кати»

Цель: продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной.

Лейка, пульверизатор

Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце

Ноябрь

«Песок»

«Песочек»

Цель:Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

«Песчинки»

Цель: Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

«Чудесные фигурки»

Цель: Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки.

«Сыпучий песок»

Цель: Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком.

Дидактическая игра

«Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

Дидактическая игра

«Фрукты из песка».

«Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

«Песочные часы»

Показать детям, что сухой песок сыплется.

Емкость с песком, кувшин с водой

Емкость с сухим песком, лист бумаги

Декабрь

«Воздух»

«Поймаем воздух»

Цель: Дать представление о том, что воздух не виден.

«Мой веселый звонкий мяч?

Цель: Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

«Буря в стакане»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

«Ветер»

Цель: Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух.

«Кораблик плывет по воде»

Цель: Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

«Наблюдение за ветками деревьев»

Цель: Формировать умение определять скорость ветра

Подвижные игры

«Ветер дует нам в лицо»;

«Снежинки и ветер»

Речевое упражнение «Ветерок».

Игры с вертушками, мячами, шарами;

Подвижная игра «Красный и синий мячик».

«Игры с соломинкой»

Цель: Формировать представление о том, что человек дышит воздухом;

Хоровод «Раздувайся пузырь»

Цель: Способствовать двигательной активности детей.

«Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

«Сделаем ветерок»

Цель: Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха.

«Выдувание мыльных пузырей»

Цель: Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри.

Пакет, емкость с водой, резиновые игрушки

Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с нитками, шары, вертушки

Стаканы с водой, трубочки для коктеля

Январь

«Снег»

«Заморозим»

Цель:

Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

«Легкий -тяжелый»

Цель:

Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

«Снег»

Цель:

Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый).

«Снегопад»

Цель:

Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок.

Подвижные игры

«Дед мороз»,

«Берегись, заморожу»

«Снежинки и ветер».

Дидактические игры

«Собери картинку»,

«Какой» (игра с предметами).

«Плавает-тонет»

Цель:

Показать, что большинство легких предметов обладают плавучестью.

«Твердый - мягкий»

Цель:

Дать представления о том, что камни твердые.

Небольшие формочки с водой

Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона

Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.

Февраль

«лед»

«Тайны снега и льда»

Цель:

Расширять представления детей о свойствах снега и льда.

«Цветные бусы»

Цель:

Познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета.

«Тает льдинка»

Цель:

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле

«Лед»

Цель:

Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t).

Подвижная игра

«Снежинки».

Подвижная игра

«Снег кружится».

«Лед-вода»

Цель:

Развивать наблюдательность.

«Украшение елочки на участке»

Цель: Создать радостное настроение.

Емкость со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимных забав

Формочки для замораживания воды

Март

«Бумага»

«Бумажные листочки»

Цель:

Дать представления о том, что бумага легкая.

«Лодочка, плыви»

Цель:

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Лото «Игрушки»

Цель:

Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина).

Подвижные игры

Бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками.

«Порвем бумагу»

Цель:

Дать представление о том, что бумага может рваться.

«Сделаем ветерок»

Цель:

Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха.

Лист бумаги, емкость с водой

Таз с водой, бумажные лодочки

Апрель

«Температура»

«Горячо-холодно»

Цель:

Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов.

«Чудесный мешочек»

Цель:

Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее).

«Снежная баба»

Цель:

Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь (из мокрого снега можно лепить, и, наоборот, в тепле снег тает, в холоде замерзает).

«Наблюдение за состоянием погоды»

Цель:

Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года.

Подвижные игры

«Снег кружится»,

«Мишка, мишка, что ты долго спишь?»

Дидактические игры

«Части суток»,

«Времена года».

Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Цель:

Определить температуру воды.

«Опыт с металлами и деревом»

Цель:

Определить температуру воды.

2 тазика с водой теплой и холодной

Мешочек с предметами из металла и дерева

Май

«Свет»

«Солнечные зайчики»

Цель: Расширять представления о свете.

«Что в коробке»

Цель:

Формировать познавательную сферу ребенка.

«Солнечные зайчики»

Цель:

Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте

«Тень»

Цель:

Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Подвижная игра

«Солнышко-ведрышко»,

Упражнение

«Где солнечный зайчик?»

Чтение стихотворения А.Бродского

«Солнечные зайчики»

Дидактические игры

«Волшебная коробочка»,

«Части суток»

«Солнечный зайчик»

Цель:

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении

Гуляем в темноте»

Цель:

Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте.

Зеркала, мольберт, кисти, бумага

Волшебная коробочка

                                        Работа с родителями

                         Формы работы

      Сроки

Консультации:

«Возрастные особенности детей 3–4 лет»;

«Мотивирующее начало занятия»;

«Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности».

Мастер-класс «Развитие детей через экспериментирование»

В течение года

Участие родителей в изготовлении экспериментальных игр и демонстрационного материала.

В течение года

Изучение методической литературы

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.

«Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.

Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева

Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...