Рабочая тетрадь по основам декоративно- прикладного искусства
методическая разработка

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с декоративно - прикладным искусством калмыцкого народа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь как средство ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством калмыцкого народа

Разработчик  – Очирова Вера Эльдяевна, воспитатель по изобразительной деятельности Муниципального  Казенного Дошкольного Образовательного Учреждения Национального детского сада  №16 г «Бадм цецг». г Элисты. Республики Калмыкия.

                                              Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,         

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни,потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта калмыцкого народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру Калмыкии невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни калмыцкого народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Знакомство с искусством народных мастеров помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая образовательная деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой калмыцкого декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Принципы построения рабочих тетрадей:

• связь с жизнью;

• принцип наглядности;

• принцип систематичности;

• принцип реалистичности;

• принцип последовательности;

• принцип индивидуального подхода в художественном развитии детей;

• принцип доступности материала;

• принцип построения программного материала от простого к сложному.

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

• Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

• Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложение узора к форме, изобразительные приемы и т. д.) ;

• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

• Воспитывать интерес к искусству родного края.

Направления работы:

1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.

2. Знакомство с традиционными местными промыслами.

3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний.

Содержание работы:

Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей в тетрадях.

Методы и приемы:

• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);

• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;

• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) ;

• эвристический (развитие находчивости и активности);

• частично-поисковый;

• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество;

• мотивационный (поощрение);

• жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу)

Этапы работы:

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

• Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи:

• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народном искусстве в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.

• Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный.

• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

• Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Диагностические критерии оценки детских работ по декоративно – прикладному искусству

• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);

• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

• Использует декоративные элементы в работе;

• Использует несколько нетрадиционных техник;

• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

• Оригинальность.

• Способность рисования по замыслу;

• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

• Отсутствие изобразительных штампов;

• Уровень воображения, фантазии;

• Использование в работе разных способов лепки.

Ожидаемый результат:

Средняя группа:

• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду;

• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

• Дети имеют представления о некоторых видах калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства:орнамент,чеканка.

• Умеют создавать декоративные композиции по мотивам калмыцкого  орнамента.

• Умеют выделять элементы калмыцкогоорнамента, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа:

• Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства (калмыцкий орнамент, дымковская, городецкая, хохломская росписи) ;

• Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

• Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

• Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях;

• Умеют лепить птиц, животных, людей, посуду по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности.

Подготовительная группа:

• Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства

( калмыцкий орнамент, дымковская,хохломская, гжельская, жостовская росписи ) ;

• Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

• Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции   и.т. п.

• Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

• Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

• Умеют пользоваться свободно кистью, намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, умеют контролировать свои действия со словесным объяснением.

Средства реализации работы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством:

Занятия  в кружке

Беседы

Художественное слово

Проекты

Развлечения

Целевые прогулки,экскурсии.

Дидактические игры

Работа с родителями

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству

Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

Использование здоровьесберегающих технологий;

Перспективное планирование

Средняя группа

Сентябрь:

1. Беседа на тему: «Знакомство с калмыцкой куклой»

2. Дидактическая игра «Подбери наряд»

3. Художественное слово «Мини наадһа».

4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

5.Работа в тетрадях.

Октябрь:

1. Занятие Тема: «Декоративное рисование. Украшение коврика»

2. Беседа на тему: «История возникновения узора»

3. Дидактическая игра «Наряди куклу»

4.Работа в тетрадях «Амр зег».

5. Консультация для родителей на тему: "Народное искусство и детское творчество"

Ноябрь:

1. Занятие  Рисование Тема: «Декоративное рисование. Украшение пояса»

2. Беседа на тему: «Калмыцкий костюм»

3. Занятие  Рисование Тема: «Декоративное рисование. Колечки»

4. Дидактическая игра «Назови цвет»

 5.Работа в тетрадях «Татасн зег»

Декабрь:

1. Занятие Лепка Тема: «Тавг»

2. Беседа на тему: «Рассматривание украшения калмыцкой куклы»

3. Дидактическая игра «Угадай и назови»

4. Художественное слово «Загадки»

Январь:

1. Занятие Тема: «Декоративное рисование. Украшение платья»

2. Рассматривание иллюстраций  из альбома «Хальмг улсин эрдм»

3. Художественное слово «Пословицы о труде»

4. Дидактическая игра «Собери из частей»

5.Работа в тетрадях «Һурвлҗн зег».

Февраль:

1. ЗанятиеТема: «Декоративное рисование. Укрась ээҗин платок»

2.Беседа на тему: «Подарки  ээҗи Саглары»

3. Художественное слово «Благопожелание по поводу новой одежды»

4. Дидактическая игра «Составь узор»

5.Работа в тетрадях «Дольган зег».

6. Развлечение «В гости к краскам»

Март:

1. Занятие Тема: «Декоративное рисование. Украсим кукле платьице»

2. Беседа на тему: «Основные цвета орнамента»

3. Дидактическая игра «Наряди куклу»

4. Художественное слово «Пословицы о труде»

5..Работа в тетрадях «Нарн зег».

6. Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое воспитание ребёнка в семье».

Апрель:

1. Занятие » Лепка Тема: «Барашек»

2. Беседа на тему: «Красавица-калмычка»

3. Художественное слово «Весёлая яркая радуга»

4. Дидактическая игра «Подбери по цвету»

5.Работа в тетрадях «Бамб зег»

Май:

1. Беседа на тему: «Красота калмыцкого костюма»

2. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

3. Художественное слово «Загадки о предметах одежды»

4. Консультация для родителей на тему: «Декоративно- прикладное искусство — детям»

Перспективное планирование

Старшая группа

Сентябрь:

1. Беседа на тему: « Сказочная страна Калмыкия».

2. Дидактическая игра «Собери картинку»

3. Художественное слово «Благопожелание по поводу новой одежды».

4. Экскурсия в музей «В гостях у мастеров»

5.Работа в тетрадях «Геометрическ зег».

Октябрь:

1. Занятие Тема: «Красивый узор. Декоративное рисование по мотивам калмыцкого орнамента».

2. Работа в тетрадях «Уңһн турун зег».

3.  Тема: «Темән». Лепка.

4.  Тема: «Укрась пояс». Рисование.

5. Тема: «Знакомство с геометрическим орнаментом». Рисование.

6. Тема: «Укрась пиалу ». Рисование.

7. Беседа на тему: «Богатство калмыцкого народа»

8. Дидактическая игра «Составь узор»

9. Художественное слово «Загадки о предметах одежды».

10.Работа в тетрадях «Нарн зег».

11. Консультация для родителей «Народное искусство в жизни ребенка».

Ноябрь:

1.Экскурсия в музей на выставку народного костюма.

2.Работа в тетрадях «Гөрвкү татасн»

3.Тема: «Укрась ээҗин платок». Рисование по мотивам народных декоративных

 узоров.

4. Рассматривание иллюстраций из альбома «Хальмг улсин эрдм».

5. Дидактическая игра «Составь картинку по памяти.

6. Работа в тетрадях «Дольган зег»

Декабрь:

1. Тема: «Укрась аавин пояс». Декоративное рисование

2. Беседа на тему: «Красота калмыцкого костюма»

3.Работа в тетрадях «Двойная волнистая линия»

4. Дидактическая игра «Какой это узор?»

5. Художественное слово ««Хувц-хунрарнь угтдг, хурц ухаһарнь үдшәдг.

По одежке встречают, по уму провожают»

Январь:

1. Работа в тетрадях. «Терм зег»

2.  Тема: «По мотивам калмыцкого орнамента». Рисование

3. Рассматривание иллюстраций  Фаворского из эпоса «Джангар»

4. Дидактическая игра «Составь калмыцкий орнамент»

5. Консультация для родителей «Эстетическое воспитание детей средствами

декоративно-прикладного искусства»

6. Художественное слово «Благопожелание новой одежды»

7. Развлечение. Вечер досуга – «Мастера земли калмыцкой»

Февраль:

1.Работа в тетрадях. «П-образный зег»

2. Тема: «Укрась платье». Декоративное рисование.

3. Беседа на тему: «Красота калмыцкого узора».

4. Художественное слово «Одежда в калмыцком народном эпосе «Джангар»

5. Дидактическая игра «Собери картинку»

Март:

1.Работа в тетрадях. «Тах зег»

2.  Тема: «Нарисуй какой хочешь узор» Рисование.

3. Рассматривание иллюстраций  Фаворского из эпоса «Джангар»

4. Дидактическая игра «Назови правильно»

5. Художественное слово «Хувц-хунрарнь угтдг, хурц ухаһарнь үдшәдг.

По одежке встречают, по уму провожают.»

6.. Целевая прогулка в мини – музей (кибитка) детского сада

Апрель:

1.  Тема: «Хөн» Лепка .

2. Работа в тетрадях. «Өврзег»

3. Тема: « Калмыцкие узоры». Рисование

4.Занятие Тема: «Укрась бортху». Декоративное рисование по мотивам народной

 росписи

5. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

6. Художественное слово «Уул деер улан туһл уята.(зала)

На горе привязан красный теленок.(кисточка на шапке)»

Май:

1 Тема: «Роспись силуэтов посуды» Рисование знакомых узоров.

2. Беседа на тему: «Рассматривание деревянной посуды калмыков»

3. Дидактическая игра «Составь узор»

4. Художественное слово «Пословицы о труде».

5.Работа в тетрадях. «Уңһн турун зег»

Перспективное планирование

Подготовительная к школе группа

Сентябрь:

1. Занятие Тема: «Декоративное рисование на квадрате»

2. Беседа на тему: «Знакомство со знаками народных орнаментов»

3. Дидактическая игра «Народные промыслы»

4. Художественное слово «Сказка о богатыре Мергене»

5.Работа в тетрадях. Зег «Уңһн турун»

Октябрь:

  1. Занятие Тема: «Укрась пиалу». Декоративное рисование по мотивам
  2. народной росписи

2. Рассматривание иллюстраций В.А. Фаворского из эпоса «Джангар»

3. Дидактическая игра «Собери картинку по памяти»

4. Художественное слово: Хувциг шин деернь әврлдг, күүг баһ деернь сурһдг.

Одежду берегут, когда она нова,человека воспитывают, когда он молод .

5.Работа в тетрадях. Зег «Уңһн турун»

6. Консультация для родителей «Народная культура в детском творчестве»

7.. Проект «Декоративно-прикладное искусство»

Ноябрь:

1. Работа в тетрадях. «Дольган зег»

2. Тема: «Бортх». Лепка

3. Беседа на тему: «Калмыцкий костюм»

4. Дидактическая игра «Подбери костюм»

5. Художественное слово «Пословицы о калмыцком народном костюме»

Декабрь:

1. Тема: «Темән». Лепка.

2. Тема: «Декоративное рисование по мотивам народной росписи»

3. Беседа на тему: «Расписные пояса»

4. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

5. Художественное слово «Шавашмуд»

6. Работа в тетрадях. «Терм зег»

Январь:

1.  Тема: «Букет цветов». Декоративное рисование

2. Тема: «Кони пасутся». Рисование декоративно-сюжетной композиции

3. Тема: «Мөрн».Лепка.

4. Беседа на тему: «Подарки ээҗиСаглары»

5. Дидактическая игра «Собери из частей»

6. Художественное слово «Одежда в калмыцкой песне»

7.Работа в тетрадях. «Цецг зег»

Февраль:

1. Занятие Тема: «Декоративное рисование по мотивам калмыцкого орнамента»

2. Работа в тетрадях. «Нарн зег»

3. Художественное слово «Хувцна шиннь сән, үүрин хуучнь сән. Одежда хороша

 новая, а друг – старый.»

4. Дидактическая игра «Составь калмыцкий узор»

5. Консультация для родителей «Знакомство детей с калмыцким орнаментом»

6. Проект «Народные промыслы Калмыкии»

Март:

1. Занятие Тема: «Декоративная пластина. Тюльпан» Лепка

2. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

3.. Работа в тетрадях. «Нарн зег»

4. Художественное слово «Загадки».

Апрель:

1. Работа в тетрадях.  Зег«Бамб цецг»

2. Занятие Тема: «Укрась шапочку». Декоративное рисование по мотивам калмыцкого орнамента.

3. Беседа на тему: «Знакомство с калмыцкой вышивкой»

4. Дидактическая игра «Угадай по описанию»

5.Художественное слово «Сказка – легенда о тюльпане».

6. Целевая прогулка  мастерскую народных умельцев.

Май:

  1. Беседа на тему: «  Край узорный»

2.Занятие Тема: «Укрась шапочку». Декоративное рисование по мотивам

калмыцкого орнамента.

      3. Дидактическая игра «Распиши ээҗин  платок»

       4.Работа в тетрадях.  Зег «Бамб цецг»

       5. Художественное слово «Хувц эс әрвлхлә – шулуһар элдг, иньгллт

эс хархла – шулуһар тардг. Одежду не бережешь – скорее изнашивается, 

дружбу не бережешь – скорее расходятся.

       6. Консультация для родителей «Народное декоративно – прикладное

искусство в патриотическом воспитании дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие тетради по основам народного изобразительного искусства Ю.Г. Дорожин

Представлены тетради: "Городецкая роспись", "Сказочная гжель", "Хохломская роспись", "Жостовский букет", "Каргопольская игрушка".Издание «Искусство — детям» предназначено для обучения детей 5-9 лет ос...

Обучение детей дошкольного возраста основам декоративно-прикладного искусства.

Значение данного обучения. Содержание работы по этому направлению....

План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.

В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....

Обучение основам декоративно-прикладного искусства обучающихся в ДОУ

Методические рекомендации по обучению основам декоративно-прикладного искусства обучающихся разных возрастных групп в дошкольном образовательном учреждении....

Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства».

Консультация для воспитателей«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства». В соответствии с Федеральным Государств...

«Основы декоративно-прикладного искусства»

-Учить различать и называть знакомые народные игрушки, и их характерные особенности;-Знакомить с новыми видами игрушек и растительными узорами;-Учить видеть разнообразие материалов и их отличие друг о...