Викторина для детей "Знатоки Нижегородского транспорта"
методическая разработка

Корчагина Татьяна Юрьевна

Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Викторина

                «Знатоки Нижегородского транспорта»                                      

Цель:  Обобщение и закрепление знаний  детей об истории развития Нижегородского транспорта, его видах, предназначении и использовании людьми.

Задачи:

Образовательная: Закреплять знания детей о транспорте, его классификации; Закрепить  умение называть общие и отличительные особенности видов транспорта.

Развивающая: Развивать умение узнавать виды транспорта по различным признакам. Развивать речь как средство общения. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Развивать у воспитанников логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать творческие способности воспитанников. Активизировать словарь детей по теме «Транспорт». Развитие двигательной активности, внимания.

Воспитательная: Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей. Учить детей делиться на команды и работать сообща. Воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте. 

Методы и приёмы:  Беседа, дидактическая игра, прослушивание аудиозаписей, отгадывание загадок, подвижная игра, физкультминутка, интеллектуальный марафон.

Оборудование: Электронная презентация:  «Викторина - «Знатоки Нижегородского транспорта»;  разрезные картинки с изображением автомобиля, поезда, задание «Найди отличия», задание «Составь слово», 2 фломастера, медали.

Предварительная работа: Беседы о Нижегородском транспорте, рассматривание иллюстраций, фотографий. Проведение дидактических игр, подвижных игр, сюжетно – ролевых игр по теме «Транспорт». Чтение произведений, просмотр серии презентаций по теме «Транспорт и история его возникновения».

Содержание мероприятия

Воспитатель: Ребята, мы с Вами много узнали о транспорте Нижнего Новгорода, об истории его возникновения и сегодня я предлагаю Вам провести викторину. (слайд 1) Нашу викторину  будет судить жюри: _________________________________________.

За каждый правильный и точный ответ команда получает 1 очко. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество очков.

Напомним правила игры:

  1. Выполнять задания быстро, по времени, отведенному ведущим.
  2. Отвечать на вопросы только после того, как выслушали все задание до конца.
  3. При выполнении заданий нельзя выкрикивать ответы и мешать отвечать соперникам.

Ну что, ребята, Вы готовы показать свои знания и умения, проявить смекалку, находчивость?

Основная часть.

Воспитатель: Состав команд мы узнаем, выполнив первое задание.

1 задание «Собери картинку» 

Воспитатель: На  столе разложены части от двух  картинок, из которых вам нужно будет составить две картины.  У каждой маленькой картинки на обратной стороне  нарисованы кружки разного цвета. Подойдите к столу и возьмите любую картинку. Дети, у которых картинки  красного  цвета, складывают свою картину за первым столом;  у кого картинки зелёного цвета, складывают за вторым столом. (Дети выполняют задание за столами). (слайд 2)

Воспитатель: Внимательно рассмотрите картины и скажите, что общего  у предметов, изображённых на них. ( Общее то, что предметы, изображённые на картинах – транспорт.)

Воспитатель: Правильно, и тема нашей сегодняшней викторины – «Нижегородский транспорт».

У нас образовалось две команды: команда детей, которая сложила  картину с изображением автомобиля и  команда детей, которая сложила картину с изображением поезда.  Поприветствуем команды аплодисментами! Занимайте свои места.

Воспитатель.  Вам надо придумать название своей команде, так чтобы оно было связано с собранной картинкой и выбрать капитана.

«Название команды»  (Дети называют свои команды, объяснив при этом, почему так назвали.)

Воспитатель. Команды готовы показать свои знания и умения, проявить смекалку, находчивость? Тогда сейчас мы проведём  разминку для команд.

2 задание «Разминка» (Отгадывание загадок): слайд 3

Дом по улице идет

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(автобус)

Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

(автомобиль)

Груз любой рукой достанет

Этот чудо-великан.

Без него и стройка встанет.

Угадал?

(Подъемный кран)

Великан крылом качнет

И отправится в полет.

Пассажиров повезет.

Что за транспорт? 

(Самолет)

Под землей железная дорога,

Но светло на станциях как днем.

Здесь, как наверху, полно народа,

Красота, как в городе моем.

(Метро)

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина.

(Пожарная машина.)

Он своей большой ладошкой

Землю вмиг сгребет до крошки,

Листья подгребет и сор,

От камней расчистит двор.

(Бульдозер)

Ходит город великан,

На работу в океан (Пароход)

Он гудит, пыхтит, свистит

И по рельсам в путь спешит (Паровоз)

Стальная стрекоза летит, жужжит

Над городом кружит. (Вертолет)

 Следующее задание:

Продолжить предложение: «Кто чем управляет?»

Автобусом управляет (Водитель)

поездом управляет ….(машинист)

самолетом…. (летчик)

кораблём…. (капитан)

мотоциклом…. (мотоциклист)

велосипедом… (велосипедист)

3 задание «Сказочный транспорт» (презентация, слайд 4)

Воспитатель: Все вы любите смотреть мультфильмы. Сейчас проверим, знаете ли вы, на каком транспорте передвигались герои мультфильмов.

Для команды «__________________________»

  1. Сказочное средство передвижения по воздуху в виде летающего ковра. (Ковёр-самолёт)
  2. Устройство для отопления  деревенского дома, передвигающееся по велению рыбы. (Печка)
  3. Сказочные птицы, уносящие детей к бабе Яге.(Лебеди)
  4. На чем катался Кай? (На санках).

Для команды «__________________________»

  1. Волшебная сказочная обувь для быстрого передвижения (сапоги-скороходы)
  2. Сказочное средство передвижения бабы Яги. (Ступа)
  3. Что подарили родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед).
  4. Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (В карету).

Воспитатель:  Отлично, с этим заданием команды справились. Теперь проверим, сможете ли вы по звуку определить,  какой транспорт ездит по улицам нашего города.

4 задание. Игровое упражнение «Узнай по звуку» (презентация, слайд 5)

Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь в звуках!

5 задание. « Составь слово» (презентация, слайды 6)

Воспитатель: Ребята, чтобы правильно составить слова, вам надо вписать в пустые клеточки первые буквы предметов. (Во время этого задания дети учатся работать вместе, согласовывать свои действия.)

Воспитатель:  Молодцы, вы справились и с этим заданием! Жюри подведет предварительные итоги.

Пока жюри подводит итоги первых 5 конкурсов, объявляем физкультминутку

Физкультминутка (презентация, слайд 7)

Воспитатель. 

На лошадке ехали….

Какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, наземный, водный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный.)

Воспитатель: Правильно и следующее задание связано с классификацией транспорта.

6 задание. « Найди лишнее» (презентация, слайды 8-13)

Воспитатель.  Найдите лишние картинки и объясните, почему вы так считаете. (Команды  выполняют задание).

Воспитатель:

Замечательно, вы быстро справились с заданием. Готовы ли вы  приступить к следующему?

7  задание. «Подбери нужное слово» (Для капитанов) (слайд 14)

Воспитатель:  Команды быстро подбирают нужное слово.

  1. Человек — ноги, машина  - (колеса).
  2. Телевизор - пульт, автомобиль - (руль).
  3. Магазин — продавец, автобус - (водитель).
  4. Автомобиль - шоссе, поезд - (рельсы).
  5. Самосвал — груз, автобус - (пассажиры).
  6. В машине окна, у самолёта… (иллюминаторы).
  7. У автобуса — руль, а у самолёта — …  (штурвал).
  8. У поезда — рельсы, а у корабля —… (вода).
  9. У парохода — пар, а у трамвая — …  (электрический ток).
  10. Электричка возит пассажиров, а товарный поезд…  (грузы).
  11. На море — капитан, а  в самолёте — … (пилот).
  12. Экскаватор роет, а  подъёмный кран…  (поднимает и устанавливает). 

8 задание. «Найди отличия» (презентация, слайд 15)

Каждой команде даётся по одной картинке, в которой надо найти 10 отличий.

9 задание. «Интеллектуальный марафон» (презентация, слайд 16).

  1. Сколько лет исполняется Нижнему Новгороду ? (800)
  2. До появления общественного транспорта в Нижнем Новгороде, жители города пользовались услугами ямщиков и извозчиков. На каком виде транспорта осуществлялась перевозка людей? (кареты, повозки)
  3.  Движение какого пассажирского транспорта в Нижнем Новгороде первым начало свою работу: железнодорожное или трамвайное? (железнодорожное)
  4. Какой вид транспорта впервые был представлен на Нижегородской выставке в 1896 г. Разработчики Фрезе и Яковлев ( автомобиль)
  5. Назовите марку первого легкового автомобиля, выпущенного на Горьковском автомобильном заводе (Победа)
  6. Как назывался исторический вид общественного транспорта, который представлял из себя вагон, который по рельсовым путям тянули лошади? (конка)
  7.  Нижегородский летчик, который совершил беспересадочный полет через северный полюс в Америку? (Валерий Чкалов)
  8. Какой вид общественного транспорта появился первым: троллейбус или метро (троллейбус)

III.              Заключительная часть.

Воспитатель: Замечательно! Вы отлично знаете виды транспорта. Наша викторина окончена. Предоставим жюри время для подведения общего итога. А пока подводятся итоги,  предлагаю командам музыкальную паузу:

Флешмоб «Двигайся – замри» (презентация, слайд 17)

Воспитатель: А сейчас предоставим слово жюри.

Всем участникам викторины присуждается звание « Юный знаток».  Вручаются  медали! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Как мы знаем транспорт» (для средней группы )

Закрепить и уточнить знания детей о транспорте....

Викторина "Животные и растения красной книги Нижегородской области"

Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями и животными Красной книги Нижегородской области, а так же для закрепления знакомого материала....

Викторина по лексической теме "Транспорт"

Викторина   старшей коррекционной группы для детей с нарушениями речи...