АДВЕНТ-календарь «С чего начинается Родина?» Номинация: методическое пособие
методическая разработка (старшая группа)

Голышкина Раиса Васильевна

АДВЕНТ-календарь «С чего начинается Родина?»

Номинация: методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_materialy_-_kopiya.docx382.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» с. Становое (МБДОУ «Теремок» с. Становое)

АДВЕНТ-календарь «С чего начинается Родина?»

Номинация: методическое пособие

https://i.mycdn.me/image?id=946609626231&t=3&plc=API&viewToken=BhdTiOoVzuR8EtZY2WHAGw&tkn=*6ukZDHvad8KBMHHukKZOSNZwA28

                                                                                ФИО авторов:

                                                                                Голышкина Раиса Васильевна

                                                                                Тарасова Елена Владимировна

с. Становое

2022 год

Аннотация

   Методическое пособие, «АДВЕНТ-календарь «С чего начинается Родина?», разработано воспитателями МБДОУ «Теремок» с. Становое, Голышкиной Раисой Васильевной и Тарасовой Еленой Владимировной,  для работы с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» (краеведение) с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, вступил в силу с 1 января 2014 года).

   Одним из требований ФГОС ДО, предъявляемых к условиям реализации общеобразовательной программы, является организация такого образовательного пространства, которое будет обеспечивать формирование у детей самостоятельности и предоставлять  возможность ребенку выступать  полноценным субъектом образовательных отношений. С целью модернизации образовательной среды группы, организации и обогащения самостоятельной и совместной со взрослыми  деятельности детей и поддержки детской инициативы мы решили применить инновационную игровую форму обучения детей – АДВЕНТ-календарь, который стал выполнять для наших воспитанников функцию путеводителя по знакомым и, пока ещё, неизвестным для них местам родного села.

   Разрабатывая модель АДВЕНТ-календаря и определяя его содержание, мы исходили из того, что успешность развития дошкольников при ознакомлении с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, наблюдения, прогулки и экскурсии. Поэтому мы оформили наш АДВЕНТ-календарь в виде карты, на которой обозначили места, рекомендуемые к посещению детьми во время осенних каникул вместе со своими друзьями или родителями, и назвали его «С чего начинается Родина?» Ведь с познания своей малой родины – места, где родился человек, начинает формироваться чувство гордости и любви к Отчизне. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему», - писал академик РАН  Д. С. Лихачёв в книге «Заметки о русском» Эти слова могут служить эпиграфом к нашему методическому пособию.

Пояснительная записка

Актуальность

   Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей. Знакомство с родным краем, воспитание уважения к близким людям, к детскому саду, любви к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка, начиная с дошкольного детства. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

   В процессе взаимодействия с родителями дошкольников нами было отмечено, что они  имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют должного  внимания данной проблеме, считая её неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Мы пришли к выводу, что сложившаяся ситуация не способствует формированию у наших воспитанников уважительного отношения к малой родине.   Отсюда возникла главная идея разработки нашего методического пособия – помочь старшим дошкольникам и их родным и друзьям провести осенние каникулы с пользой и получше узнать свой родной край, его природу, достопримечательности, интересные места.

Новизна

   Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине традиционно решалась в разные годы в дошкольном образовании. Однако, современный ФГОС ДО требует новых подходов к организации образовательного процесса, к созданию новых условий развития и воспитания дошкольников. В связи с этим у нас возникла необходимость организовать и обогатить предметно-развивающую среду для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей с целью поддержки детской инициативы в познании родного края.

   На наш взгляд, одним из способов решения данной проблемы может являться инновационная игровая форма обучения – АДВЕНТ-календарь.

Оригинальность предлагаемого опыта

     АДВЕНТ-календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребёнка. Он подходит для использования в работе с детьми любого возраста.

    А для педагога АДВЕНТ-календарь - это  своеобразный план его деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а так же увидеть путь достижения поставленной цели.

   Кроме того, АДВЕНТ-календарь способствует активному привлечению родителей к процессу воспитания их детей. Дети не только выполняют задания календаря в детском саду, но и получают небольшие рекомендации для совершения новых «открытий» дома с родителями. Например, узнать, на какой улице расположен их дом, почему она так называется, сделать совместно с родителями рисунок родного дома. Продукты совместной деятельности детей и родителей оформляются в выставку в группе, где  дошкольники могут поделиться своими «открытиями» друг с другом. Тем самым создается единое пространство, развивающее ребенка, укрепляется понимание общих целей и задач по формированию личности дошкольника.

Эффективность и целесообразность использования методического пособия

     Во-первых, АДВЕНТ-календарь позволяет интегрировать образовательные области в соответствии с ФГОС ДО: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие;

     во-вторых, тема в АДВЕНТ-календаре раскрывается через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, поисково-исследовательскую деятельность, конструирование, изобразительную, трудовую деятельность и другие;

     в-третьих, позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных технологий – здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии и т. д.

    в -четвёртых, носит характер комплексного воздействия. АДВЕНТ-календарь  не только развивает познавательную активность дошкольников, но также способствует развитию у них инициативности, открытости внешнему миру, умению активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умению участвовать в совместных играх, способности договариваться.

    Цель АДВЕНТ-календаря «С чего начинается Родина?»: формирование у детей потребности к познанию родного края, его истории, культуры и природного мира.

   Наше пособие позволяет решать следующие педагогические задачи:

  • развивать у дошкольников умение визуализировать и озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами;
  • воспитывать и развивать патриотические чувства у детей;
  • продолжать формировать понятие «Родина», «малая родина»;
  • расширять представления детей о своей малой родине, её символике, героическом прошлом, основных достопримечательностях и людях, прославивших наш край;
  • формировать первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях;
  • формировать умение с пользой проводить семейный досуг;
  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать

знания в повседневной жизни;

  • развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить

догадки и предположения;

  • закреплять представления детей через оформление фотоальбома.

   Ожидаемый результат реализации игровой формы АДВЕНТ-календарь

- Дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности при познании родного края – игре, общении, конструировании и т.д. Способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов.

 - Дети участвуют в совместных играх, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Способны договариваться о способах выполнения заданий календаря, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, стараться разрешать конфликты.

 - Дети проявляют фантазию, воображение, творчество, что проявляется в игре, рисовании, рассказывании историй, танцах, пении.

 - Дети проявляют любознательность, задают вопросы, интересуются причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения.

 - Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Как и где можно использовать АДВЕНТ-календарь?

1. Адвент-календарь может быть формой реализации тематической недели.

2. Как этап реализации проектной деятельности.

3. В организации  образовательной деятельности с активным привлечением родителей к участию в воспитательно0образовательном процессе.

4. В организации работы по теме самообразования.

Содержание

   АДВЕНТ-календарь «С чего начинается Родина?» выполнен  в виде карты с изображением достопримечательностей родного села и кармашками с  заданиями в форме бумажных цветов, лепестки которых раскрываются. В левом нижнем углу имеется кармашек для хранения смайликов, с помощью которых  дети отмечают посещенные места родного края и отражают свои впечатления, проявляют эмоциональный отклик  на  совершенное «открытие».

https://i.mycdn.me/image?id=946609626487&t=3&plc=API&viewToken=8OMGuGkuhnqkWwKYtwlK-w&tkn=*n7fvcq5l_eRtJs1mFvJD_ZvZAJw

   В календаре 7 цветков-кармашков, которые содержат подсказки для наших воспитанников, чем интересным можно заняться сегодня и куда отправиться.

   Свое путешествие каждый ребенок начинает с родного дома. Задание первого дня: узнать у взрослых название улицы, на которой ты живёшь. Почему она так называется? Нарисовать свой дом.

  Из совместных детско-родительских рисунков в группе была оформляется выставка «Дом, в котором я живу». Дети делятся  с друзьями информацией об улицах, на которых находятся их родные дома, названиях улиц, происхождении этих названий.                             

   Задание второго дня: узнать о государственных символах района и села. Изготовить один из символов для оформления группы. После знакомства с символикой района и села и беседы с педагогом, детям  предоставляется возможность самостоятельно выбрать, какой символ изготовить и в какой технике. В результате детской инициативы в нашей группе появился герб Становлянского района в технике пластилинографии.

  На третий день детям предстоит  знакомство   с предметом старинного быта – рушником. Задание:  украсить рушник для мамы. Карта «подсказывает»  нашим воспитанникам, что для этого им необходимо отправиться в районный краеведческий музей. По возвращении с очень познавательной экскурсии, дошкольники рисуют  рушник для мамы цветными карандашами.

   В четвертый день нашим почемучкам предстоит  узнать, где и как живут книги и откуда появилась азбука. Посмотрев на карту, принимается  решение посетить детскую библиотеку и памятник Кириллу и Мефодию.  Это единственный в нашей области памятник святым братьям, создателям славянской азбуки.

   В пятом цветке-кармашке дети обнаруживают  задание: выучить наизусть стихотворение писателя-земляка. В преддверии дня рождения И.А.Бунина желающие выучили наизусть его стихотворения, которые представили затем на районном конкурсе чтецов «Мой Бунин».

   На шестой день календарь предлагает  детям выполнить осеннюю аппликацию парка имени Н.Р. Рублева. Вместе с воспитателями дошколята с огромным удовольствием в очередной раз посетили любимый парк и отразили свои впечатления от его осеннего убранства в аппликации.

В последнем кармашке содержится  задание: рассказать друзьям о любимых местах отдыха. В группе была оформлена фотовыставка, на которой дети вместе с родителями представили фотографии  любимые места родного села.

   Но на этом наше путешествие по родному селу не заканчивается. На нашей карте остается еще много мест, в которых предстоит побывать нашим воспитанникам. Так, например, весной, в преддверии празднования Дня Победы, мы планируем новый маршрут с помощью  календаря-путеводителя по памятным местам боевой славы и на Аллею Героев.

   Таким образом, наш АДВЕНТ-календарь будет иметь свое логическое продолжение  и дальше способствовать развитию познавательных способностей и инициативы детей в открытии для себя истории села, его культурного наследия, героического прошлого, природы родного края, а значит пробуждению любви и трепетного отношения к своей малой родине.

   Чтобы сохранить полученные детьми  впечатления и в дальнейшем суметь поделиться ими с другими, в группе ведется  фотоальбом «С чего начинается Родина?», который находится в свободном доступе для детей в патриотическом уголке. В этом альбоме еще много незаполненных страниц, которые приглашают  наших маленьких путешественников к новым открытиям.  

Список источников литературы

1.Лаврова Л.Н. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками: учеб.-метод. пособие/Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарева;Упр. Образования и науки Липецкой обл., ГАУДПО ЛО «Ин-т развития образования и науки».- Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО» ,2007.-170с.-(Реализует ФГОС дошкольного образования).

2.https://www.youtube.com/watch?v=wc2o5GvNY78

3 https://infourok.ru

4. https://www .prodlenka.org

5. https://s2.siteapi.org

6. . https://nsportal.ru

Оглавление

Аннотация …………………………………………………………...2

Пояснительная записка……………………………………………...4

Содержание…………………………………………………………..8

Список источников литературы……………………………………21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие к программе «С чего начинается Родина»

В последнее время в нашем мире идей стремительное развитие науки, когда на смену одной технической новинке приходит другая с такой быстротой, что мы не всегда успеваем следить за этим прогрессом. Совр...

Методическая разработка по познавательному развитию «Новогодний адвент– календарь»

Что такое адвент- календарь?Это рождетсвенский календарь, который был придуман в Германии фрау Лэнг  в 19 веке. Задумка была для сына, который часто задавал вопрос о том, когда же придет Рождеств...

Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»

Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие  для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»...

Что такое Адвент-календарь и для чего он нужен

В данном материале  для родителей  говорится о том. что такое адвент-календарь, рассказывается история его оздания,  для чего его необходимо использовать в работе сдетьми, . какие бываю...

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...