Краткосрочный информационно-творческий проект "Наша малая Родина-Донской край!"
проект (подготовительная группа)

Молчанова Анна Александровна

Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально – культурные ценности. Поэтому такой подход к дошкольному образованию требует создание условий для приобщения ребенка 21века к национальным ценностям ,истории родного края . Основополагающие принципы обновления содержания образования ,как личностная ориентация ,культуросообразности ,гуманизация, предполагает приобщение детей к национальным ценностям, формирования у него толерантного сознания , разнообразных познавательных интересов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

" Наша малая Родина –Донской край ».

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно - творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы,
инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Пояснительная записка

В современном обществе  возникает проблема формирования национального, этнического самосознания, исторического мировоззрения подрастающего поколения , которое должно стать духовным стержнем возрождения России, воспитания любви к отечеству,  к своей «Малой родине» - Донскому казачеству . Новизна нашего проекта заключается в конкретизации знаний детей дошкольного возраста по данному направлению - что подлежит возрождению,  какие элементы , особенности материальной и духовной культуры казаков следует внедрять в современную жизнь ,какими средствами познавать свои корни ,осознавать свою национальную принадлежность и  устанавливать неразрывные взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа.

Актуальность

Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально – культурные ценности. Поэтому такой подход к дошкольному образованию требует создание условий для приобщения ребенка 21века к национальным ценностям ,истории родного края . Основополагающие принципы обновления содержания образования ,как личностная ориентация ,культуросообразности ,гуманизация, предполагает приобщение детей к национальным ценностям, формирования у него толерантного сознания , разнообразных познавательных интересов .

Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней , формирования ментальности, жизненных планов .Остальные дети лучше узнают историю края ,где они проживают ,будут готовы к продуктивному сотрудничеству с ним .Через внедрение в народную культуру , ее осмысление и познание, мы будем развивать
не только духовно-нравственную сферу ребенка ,но и его творческие способности . Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, принадлежности к великому народу, дать
детям то ценное, что создано казачеством за его историю !

Цель проекта

Создать условия для системы работы по приобщению дошкольников к национальным традициям и обычаям донского казачества, к духовному богатству многих поколений ,творчеству и декоративно-прикладному искусству казаков средствами проектной деятельности .

   Задачи
  проекта

1.Привлечь внимание детей к изучению истории развития донского казачества.

2. Познакомить детей с особенностями жизни и быта казачества, традициями и праздниками этого народа  посредствам экскурсии в музей Донского казачества.

3.Развивать творческий потенциал детей в художественно-изобразительной,  речевой, конструктивной и игровой деятельности средствами словотворчества, подвижных и хороводных игр, связанных с передачей традиций ,бытующих в Ростовской области .

4. Обеспечить условия и формы освоения дошкольниками способов практического применения народной мудрости в самостоятельной деятельности в ДОУ и семье.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта :

  • Принцип личностно-ориентированного подхода ,предполагающий создание условий , обеспечивающий становление личного опыта ребенка ,поддержку ,развитие его индивидуальности и самобытности .
  • Принцип культуросообразности ,предусматривающий освоение
    богатейшего опыта донского казачества ,как систему культурных ценностей ,способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка .
  • Принцип природосообразности ,предполагающий не только учет возрастных ,индивидуальных ,психологических особенностей ребенка ,но и национально-специфических его наклонностей и стереотипов в поведении,обусловленныхэтическими семейно-бытовыми традициями и обычаями .
  • Принцип гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально – этические нормы поведения, уважения достоинства и прав человека,

забота о родных и близких, проявления миролюбия,  

доброжелательного отношения ,терпимости к окружающим людям,

независимо от национальности и личных свойств .

  • Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение

содержания программы в сферы жизнедеятельности образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов физкультурно-оздоровительных работы  казачества Дона в соответствии с ценностями общественной жизни.

           Предполагаемые результаты

 

 Должны

    знать

1.Знать историю и традиции народа, устное народное

творчество казаков, праздники и народные игры .

2. Предметы деревенского быта , домашней утвари ,

кухни.

3. Исконно-народные слова и понятия Донских казаков .

 

  Должны  

    уметь                  

1.Осознавать свою национальную принадлежность .

2.Украшать национальными декоративными элементами

 поделки , посуду, костюмы .

3. Применять полученные знания о культуре Донского казачества в разных видах деятельности и самостоятельном творчестве.

 

                     

Механизм реализации проекта :

1-этап: Рождение проблемы (подготовительный ):

В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают историю

и культуру донского казачества, духовное богатство многих поколений,

не знакомы с традициями и народными праздниками казаков,

исконно народными понятиями и словами казаков.

Изучив интересы детей, проведя опрос детей,

мы обогатили развивающую среду в нашей группе различными

книгами и альбомами, энциклопедиями и фотографиями.

  Проблема: Как обратить внимание детей к истокам

национальной культуры с целью возрождения традиций

донского казачества, для воспитания гражданина,

любящего свою Родину?

Перспективный план проекта

  №

п/п

Мероприятия, или

основные направления

деятельности.

  Этапы  

  проекта.

   Сроки.

Деятельность

 педагогов.

ответственный

   1.

 Анкетирование родителей по      данному направлению.

Мониторинг дошкольников с целью выявления уровня знаний по данной проблеме.

Рассматривание иллюстрированного материала

и видеосюжетов.

Предварительное чтение литературы, сказок, загадок и пословиц.

Беседа с детьми:»Наша малая Родина –Донской край ».

сентябрь

  Подготовка

       Опросника для детей.

Анкета для родителей

Подбор данного

материала.

Подбор литературного материала.

Разработка вопросов для беседы.

воспитатель

воспитатель

воспитатель

 

 2.

Насыщение предметно-развивающей среды.

Составление плана работы

по реализации проекта.

Размещение информации в родительском уголке

сентябрь

 

 

сентябрь

  сентябрь

 

Подбор фоно-видео-аудиотеки, настольно-

дидактически игр,

тематических иллюстраций, картотеки подвижных и малоподвижных игр казачьей направленности.

Перспективное планирование

Сбор информации и

просвещение родителей.

 Помощь в сборе информации и иллюстраций к альбому.

воспитатель,

инструктор по физической культуре

 

воспитатель,

инструктор по физической культуре

воспитатель,

инструктор по физической культуре

   3.

Разработка консультаций для родителей «Воспитание

детей в казачьих семьях»,

«Казачьи праздники», буклет «Подвижные казачьи игры»,

буклет «Как научить ребенка любить свой край?

 

 

 сентябрь

 

Консультирование

родителей.

воспитатель,

инструктор по физической культуре

2-й  этап : « Мероприятия и образовательная деятельность »,

                     (реализация намеченных планов ):

Проблема: Чему  и как нужно научиться , чтобы овладеть    знаниями и умениями , связанными с познанием истории родного казачьего края .

  №

п/п

     Мероприятия или

    основные   направления

      деятельности

  Этапы

  проекта

   Сроки

    Деятельность

       педагогов

  ответственный

Раздел 1,

Яркие страницы в истории

Донского казачества

Экскурсия в Атаманский дворец

Возникновение Донского

казачества.

Занятие по физической культуре: по мотивам казачьей сказки «Казак и лиса». (Методика Ефименко Н.Н.)

сентябрь

 

     Показ слайдов,

           рассказ.

   

Экскурсия

Физкультурное занятие

  воспитатель

воспитатель

 

 инструктор по физической культуре  

Раздел 2.Народная культура . быт , традиции

казаков .

Тема :Быт и культура

донского казачества ».

 Экскурсия в минимузей  детского сада «Как у нас на Дону».

Игры донских казачат

октябрь

         Рассказ

        педагога

 

беседа

           презентация

экскурсия

подвижные, малоподвижные игры казачьей направленности

воспитатель

 

воспитатель

воспитатель

инструктор по физической культуре

 Представление опыта работы на городском уровне «Смотр казачьих станиц».

Проведение казачьих игр «Играйгородок».

Приготовление родителями  блюд казачьей кухни на городском уровне «Смотр казачьих станиц» :

Картофель с мясным фаршем по-донскому ,

«Каша пшенная с каймаком ,изюмом

«Атаманская »,

Круглик с мясом и тушеной капустой,.

октябрь

 Проведение казачьих игр

Совместная деятельность

педагога с детьми

в играх.

 

  Подборка рецептов

    казачьей кухни для            родителей

воспитатель,

инструктор по физической культуре

воспитатель

3-й  этап : Итоговый

п/п

Мероприятия или

основные виды

деятельности .

Этапы

проекта

Сроки

Деятельность

   педагога

        ответственный

1.

Развлечение : «Покров Батюшка».

  октябрь

Совместная

деятельность педагога , инструктора по физической культуре с детьми

инструктор по физической культуре

воспитатель

2.

Викторина :

«Люби и знай ,

Донской край».

октябрь

Презентация      

   

 

воспитатель

Список используемой литературы:

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.
  2. Калайтанова Г.Н., Кончаловская Н.В., Баландина Л.А., Бех Л.В, Баукова Н.Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч.- 2010г.
  3. Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
  4. Муравьева О.Ю., Агуреева Т.И., Мирошничеко Л.В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
  5. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.
  6. Цветкова Г.Ю. Программа «Донской подсолнушек»- 2012г.

                                                                       

                  

Приложение

Анкета

Уважаемые родители!

   Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Как Вы думаете, нужно ли знакомить современных детей с обычаями казаков, традициями, бытом казаков и почему?                                                                           _____________________________________________________________________                  

2. Как вы думаете, какие слова выражают любовь к малой Родине?

_____________________________________________________________________

3. Как Вы приобщаете ребенка к культуре Донского края ?                                       _____________________________________________________________________            

4. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи?  _____________

Как на это реагирует ребенок?____________________________________________

______________________________________________________________________

5. Знаете ли Вы пословицы о казаках?___________________________________ ___

Назовите их____________________________________________________________

6. Прививаете ли Вы любовь к малой Родине у своего ребенка? Если да, то каким образом?

______________________________________________________________________

7.Какие казачьи игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Спасибо, ваше мнение очень важно для нас.

Вопросы для детей

1.Кто такие казаки?

(Вольный, свободолюбивый, храбрый человек, удалой воин)

2. Почему наших казаков называют Донскими? (В нашем крае протекает крупная река Дон)

3. Как называют жену казака? (Казачка)

4. Какой город является столицей Донского края? (Ростов- на -Дону)

5.Как назвались крупные казачьи поселения? (Станица)

6.Как называется казачий дом? (Курень)

7.Кто руководит, управляет казачьим войском? (Атаман)

8.Как называется традиционное казачье оружие? (Шашка)

9. Как называется головной убор казака? (Папаха)

10.Назовите лучшего друга казака (Конь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный информационно - творческий проект «Мир сказок Андерсена»

Хочу поделиться опытом  работы  в проектной деятельности по развитию интереса к чтению, через знакомство с творчеством Ганса Христиана  Андерсена. Современные дети все реже читают книги...

Краткосрочный информационно-творческий проект "Почта"

Краткосрочный информационно-творческий проект " Почта" для детей средней группы...

Краткосрочный информационно-творческий проект «Давай дружить!»

Краткосрочный информационно-творческий проект «Давай дружить!»Краткосрочный информационно-творческий проект в старшей группе.Тема: «Давай дружить!».Участники...

Информационно - творческий проект "Моя малая Родина"

Проект для детей стршего дошкольного возраста....

Краткосрочный информационно – творческий проект «Ах, какая осень!» средняя группа

У большинства детей плохо  сформировано целостное восприятие осени, как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхнос...

Краткосрочный Информационно-творческий проект во второй младшей группе

Экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени.В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний очень перспективно. Ребенок восп...