"Рассказы Лесовичка"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Фуркало Наталья Николаевна

Конспект  занятия краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_lesovichka.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Фуркало Наталья Николаевна

                                                                         Приморский край

«Рассказы Лесовичка»

Цель: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о редких растениях Приморского края, находящихся под охраной государства и  занесенных в Красную книгу.

Задачи:

Формировать представления о Красной книге, ее назначении.

Продолжать знакомить детей с уникальным растительным миром Приморского края, с его отдельными видами, занесенными в Красную книгу. Развивать зрительную память, мышление, любознательность.

Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей природе.

Предварительная работа:

Знакомство с красной книгой Приморского края.

Разучивание загадок, считалок, стихов.

Дидактические игры:  «Что, где растет», «Растения Приморского края», «Деревья, кусты, травы», «С какого дерева лист»;

Рассматривание иллюстраций (природа Приморского края, редкие растения, «удивительный мир родного края»)

Чтение художественной литературы.

Демонстрационный материал: Презентация «Растения Красной книги», аудиозапись «Звуки природы»,  изображения растений – пазлы, картинки, фотографии.

Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши.

Источники:

http://www.medroad.ru/lekarstvennie-rastenia/rastenia-primorskogo-kraja.html
https://i-fakt.ru

http://www.medroad.ru/lekarstvennie-rastenia/rastenia-primorskogo-kraja.html

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вы помните, мы с вами начали собирать страницы для нашей Красной книги Приморского края?

Напомните, пожалуйста, что это за книга и почему она Красная?

Дети: В эту книгу собраны названия животных, растений, рыб, насекомых, которых осталось мало на земле, некоторые находятся на грани вымирания, то есть, они могут исчезнуть совсем.

Воспитатель: А как вы думаете, почему такое происходит и кто или что в этом виноваты?

Дети: Во многом оказались виноваты сами люди.

Люди охотятся на зверей из-за их красивого меха, а птиц ловят из-за красивого оперения. Люди строят заводы и фабрики, которые отравляют воду и воздух.

Растения тоже страдают, их нещадно срывают, рубят, жгут.

Воспитатель: Скажите, что мы называем растениями? (Кустарники, деревья, травы, цветы). Правильно, так для чего же людям понадобилось срубать деревья, рвать траву и цветы?

Дети: Делают бумагу, мебель, для строительства, из трав делают лекарства, а многие сгорают в пожарах или просто для своего удовольствия, чтобы понюхать их прекрасный аромат и полюбоваться у себя дома.

Воспитатель: Долго ли такой цветок простоит в вазе? Если его сорвать, зацветет ли он потом на этом месте еще раз? Нет! Их становится все меньше и меньше, а многие совсем на грани исчезновения.

Так вот для того что бы сохранить нашу природу, ученые придумали Красную книгу, в которую записываются все животные и растения, которым требуется помощь и  защита нашего государства.

Дети: Красная она, потому что этот цвет говорит нам – стоп! Опасность!

Воспитатель: Молодцы, все прекрасно знаете. Очень много растений находится под угрозой исчезновения, но как о них узнать? К кому можно обратиться за помощью, чтобы нам дополнить нашу книгу? Кто все знает о растениях и животных нашей тайги?

Дети: - Лесовичок! Он хозяин леса. Он помогает всем жителям леса, животным и птицам. Он наблюдает за порядком в лесу. А мы его друзья!

Воспитатель: Ну что, ребята вызываем Лесовичка?

Дети: Да.

Воспитатель: Не забывайте, что в лесу нельзя шуметь. Лучше закройте глаза и скажите волшебные слова. (Звучат голоса птиц, звуки леса)

Здравствуй лес, прекрасный лес,

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь –

Мы свои.

Воспитатель: А вот и Лесовичок.

Лесовичок: Как я рад вас видеть, ребята! Молодцы, что обратились ко мне. Я вам много расскажу и  многое покажу. Открываем волшебный экран.

Лесовичок: Сегодня я вас познакомлю с удивительным и загадочным растением.

Женьшень – «Король растений» - хорошо известное лекарственное растение. В медицине Китая, Кореи и российского Приморья, помимо корня женьшеня, применяют его листья и стебли, а также цветки и семена. Женьшень в основном используется, как общетонизирующее средство. Традиционная медицина утверждает, что препараты женьшеня продлевают жизнь и молодость.

В Китае женьшень называют «человек-корень», считается, что ценность самого корня зависит от его сходства с человеческой фигурой: чем больше сходство, тем оно ценнее.

Воспитатель: Женьшень – это настоящая находка для врачей. Установлено, что он укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма, улучшает обмен веществ, сердечную деятельность и кровеносную систему, продлевает жизнь, снимает усталость, повышает умственную и физическую работоспособность; стимулирует функцию печени, почек, селезенки, легких; улучшает зрение и работу пищеварительной системы.

Вот какое это удивительное растение, но сейчас в природе его очень сложно найти, поэтому оно занесено в Красную книгу.

Воспитатель: Я предлагаю игру «Угадай женьшень» (тени-силуэты различных растений)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как вы угадали, что это женьшень?

Дети: 1.Корень похож на человечка, 2.один гладкий ствол, 3.ягоды на стволе вверху.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю нам, немного  размяться.

Физминутка «Цветы»

Раз-два-три, вот и выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками над головой)

Влево качнулись – низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не ломай! (приседают, закрываются)

Пусть они растут, растут,  (поднимаются)

Людям радость принесут! (поднимают руки вверх, раскрывают пальчики)

(Дети подходят к экрану).

Лесовичок: Я хочу вам рассказать еще про одно удивительное растение.

Родиола розовая (Золотой корень). Тоже очень важный корень, но это совершенно разные растения. И цвет, и листья, и цветок. Вот послушайте.

Родиола розовая - это многолетнее растение Дальнего Востока. Оно обладает полезными свойствами, его используют в медицине.

Родиола имеет крупный, мощный корень, растет он в горизонтальном направлении и деревенеющий на поверхности. От него отходит большое количество придаточных корешков, способных извлечь питательные вещества даже из самой бедной каменистой почвы. Корневища и корни родиолы розовой имеют характерный блеск и бронзовый оттенок.

Летом вершины стеблей покрываются соцветиями желтого цвета, отцветая, образуются плоды, внутри которых находятся семена.

Воспитатель: Я вам, ребята, расскажу о полезных свойствах травы:

-чай из этой травы помогает бороться с вредными воздействиями на организм;

-улучшает работу сердца и сосудов;

-трава обладает противовоспалительным, противовирусным, антимикробным действием;

-улучшает работу головного мозга;

-останавливает кровотечения, способствует заживлению ран;

-помогает при травмах, переломах и ушибах.

Воспитатель: Я предлагаю вам игру «Найди отличия» сравните две картинки.

Отличия: 1.ствол (один, много) 2.(выше, ниже), 3.шипы (есть и нет), 4.корень (толстый, ветвистый), 5.ягоды (красные, черные).

Воспитатель: Вы узнали растение на первой картинке? Да, это женьшень, а на второй картинке - Элеутерококк. Обратимся к Лесовичку.

Лесовичок:  Элеутерококк колючий – высокий кустарник с прямым стеблем высотой 2-3 м. Растет он в Сибири и на Дальнем Востоке. Веточки покрыты серовато-коричневой корой и густо усаженными тонкими шипами, направленными косо вниз. Игольчатые шипы легко обламываются и впиваются в кожу, за это местные жители и прозвали его "нетронник" или "чертов куст". Листья широкие пятипальчатые с зубчиками. Цветет элеутерококк белыми цветочками летом, затем появляются черные ягоды-плоды.

Воспитатель: Лекарственные свойства элеутерококка близки к женьшеню, поэтому иногда  его называют «сибирский женьшень». Он обладает стимулирующим и общеукрепляющим действием. Элеутерококк повышает остроту зрения и слуха.

Воспитатель: О каких удивительных растениях нашего родного крана мы с вами увидели и узнали. Такие разные, а в чем-то и похожие и требующие внимания со стороны человека и охраны.

А сейчас я предлагаю вам три набора пазлов с картинками этих растений, соберите их и у вас будут картинки, которые мы сможем вложить в нашу Красную книгу.

Дети собирают и склеивают пазлы.

- А сейчас показывайте картинку, если угадали, что это.

Загадки:

Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И может, два века

Он ждёт человека.

В чащобе лесной,

Под кедровой сосной. (Женьшень).

Этой травки розовой цветы.
        Помню, собирали я и ты.
        Чая вкус меня и ныне манит
        в свет далёкий маревой звезды.
        Чьи же это яркие цветы.
(Родиолы розовой)

Чёртов куст, чёртов куст!
         «Не подходи, а то вцеплюсь!

В медицине я пригоден,
         У меня целебный СОК.
         "Чёртов куст" зовут в народе
         Я.....
(элеутерококк)

Лесовичок: Молодцы, вы отлично справились.

Воспитатель: А сейчас Настя прочитает нам стихотворение

Ее мы обижаем,

Когда порой срываем,

Решаем, что трава - сорняк,

Не пригодится нам никак -

Такие наши нравы.

Но мы, дружок, не правы!

Спасибо травам и цветам,

Что это всё прощают нам!

Лесовичок: Спасибо, ребята, за хорошее поведение и внимательность. Вижу, что вы любите природу. Жду вас в следующий раз. Обращайтесь, ведь я ещё много знаю и вам расскажу.

Рефлексия.

Воспитатель: Спасибо тебе Лесовичок, очень много интересного мы узнали от тебя и поняли, что существуют такие растения, которые надо охранять, потому что они относятся к исчезающим видам.

Ребята, какое растение вам больше всего понравилось? А как вы думаете, какое растение нужнее, важнее, красивее?

Дети делятся впечатлениями.

Ребята я предлагаю вам дополнить новыми  растениями нашу Красную книгу.

Дети делают зарисовки. Оформляют Красную книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа «Жадная жаба». Пересказ рассказа.

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа "Жадная Жаба", пересказ рассказа.Задачи: - познакомить детей с рассказом "Жадная Жаба";            ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Мои рассказы для детей: - рассказ " Котёнок"

Я люблю  писать для детей рассказы и сказки.   Через них я знакомлю детей с окружающим миром,  жизнью животных , насекомых, растений.  О том какая была наша земля много столетий на...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...