Конспект ООД по познанию в старшей группе. Тема: « Моя родословная»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тимиргалиева Марина Анатольевна
Цель: формирование чувств патриотизма путем осмысления таких понятий как род, родители, родословная, Родина. Учить устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной. Воспитывать чувство долга и внимания к близким людям. Пропаганда и популяризация национальных игр, развитие устно - поэтического народного творчества. Сохранить преемственность поколений, укреплять семейные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_moya_rodoslovnaya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект ООД по познанию в старшей группе.

Тема: « Моя родословная»

Цель:  формирование чувств патриотизма путем осмысления таких понятий как род, родители, родословная, Родина.

Задачи: 

Образовательные:   Раскрыть понятия "род", "родители", "семья":  «родословная». Учить устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной.

Развивающие:  Обогащать и активизировать словарь по теме, вводить в активный словарь слова: род, родственники и семья. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Закреплять умение выразительного чтения стихов.

Воспитательные: Воспитывать чувство долга и внимания к близким людям. Пропаганда и популяризация  национальных игр, развитие устно -  поэтического народного творчества. Сохранить преемственность поколений, укреплять семейные связи. 

Предварительная работа: заучивание стихов о семье, о Республике Башкортостан.  О родственниках:  маме, папе, бабушке, дедушке. Разучивание башкирской народной игры «Сапожник».

Материалы и оборудование: магнитная доска, магнитофон, листы бумаги с изображением « схемы дерева», семейные фотографии, пирамида. Звукозапись башкирской народной музыки.

 Предварительная работа: чтение художественной литературы, рисование на тему: "Моя семья", рассматривание семейных фотографий.

Методы и приемы: художественное слово, вопросы, рассматривание фотографий, объяснение,  подвижные игры, обращение к опыту ребёнка.

Воспитатель:

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.  (Звучит мелодия курая…)

Воспитатель: ребята, задумывались ли вы когда- либо над вопросом: С чего начинается Родина? По моему, Родина, начинается с родного дома, с родного напева, с наших родителей, с любви к своим ближним: маме, папе, дедушке, бабушке, т.е. ко всем своим родственникам, родным  людям, которые нас окружают. Сегодня я предлагаю поговорить о своих близких людях, об истории своего рода.

Ребята у всех вас дома есть фотографии близких людей - родных, я просила вас принести. Подумайте и скажите, кого называют родственниками?

Дети: бабушек, дедушек, пап, мам.

Воспитатель: правильно! Родственниками называют близких по родству людей.  А что означает слово « род»? Это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым в роду считается самый старший по возрасту член семьи. Кто считается старшим по возрасту членом семьи - бабушка, дедушка или прабабушка и прадедушка? Почему?

Дети: Старшими по возрасту членами семьи считаются прадедушка и прабабушка. Потому, что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.

Воспитатель: верно, а еще они дали жизнь вашим дедушкам и бабушкам. Затем ваши дедушки и бабушки подарили жизнь вашим родителям. А ваши родители вам. Так образуется ваш род, ваша семья. Что такое семья давайте послушаем стихотворение: Чтение стихотворения о семье.

 Воспитатель: что значит семья? Как об этом говорится в стихотворении?

Дети: семья это забота, добро, тепло. Мамины ласковые глаза. Папины заботливые руки.

Воспитатель: вот мы выяснили, что значит род, родственники, семья. Любой род можно представить в виде колец. Первое самое большое кольцо – это  ваши:  прабабушка и прадедушка.  А какое кольцо следующее? Как мы его назовем?

Дети: Бабушка и дедушка.

Воспитатель: Какое кольцо следующее, и как мы назовем?

Дети: мама и папа.

Воспитатель; Осталось - самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Конечно же, это каждый из вас. Что у нас получилось?

Дети: У нас получилась пирамида.

Воспитатель: Ребята, о самых наших близких, любимых людях сложено много песен, стихов, в которых воспеваются доброта, красота, ум, мудрость родных нам людей. Давайте вспомним некоторые из них.

Чтение стихов.

 С. Капутикян " Моя бабушка ".

Гариф Гумер «Буду как мама».

Р.Гамзатов «Мой дедушка».

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Сапожник» (игра).

Воспитатель:  По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?

Родословная это, история какого- либо рода или семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева. У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева - которое называется "генеалогическое дерево".

(Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.)

Прикрепляется схема генеалогического древа на магнитную доску.

Воспитатель: У вас на столе лежат такие же схемы и фотографии, которые вы принесли из дома. Давайте составим генеалогическое древо своего рода. Я буду работать со своими фотографиями на доске, а вы - за столом. Самые старые и пожелтевшие от времени фотографии - прадедушек и прабабушек расположу там, где на схеме обозначены корни дерева, (дети вслед за воспитателем выкладывают свои генеалогические древа). Ребята, а теперь посмотрите на ваши деревья, на фотографии и познакомьте меня со своими родственниками. Кто хочет рассказать о своем роде? Как зовут ваших родственников, чем они занимаются? Рассказы детей.

Воспитатель: Молодцы! Вы рассказали много интересного о своих родных. Ребята, от слова «род» можно образовать еще одно слово. Может кто-то знает, что это за слово?

Дети: Родина.

Воспитатель: Правильно. Родина, родной край, где мы родились. Как называется республика, где вы родились?

Дети: Башкортостан.

Воспитатель: О красоте и величии нашей республики послушайте стихотворение. Ребенок читает стихотворение Башкортостан.

В Башкирии живет очень много родов людей. У Башкир, как и у других народов, издавна существовал обычай составлять родословную своего рода, семьи. Они назывались «Шежере».  Шежере в переводе обозначает  «родословное дерево». Каждый башкир должен был хорошо знать свою родословную, имена своих предков до седьмого колена. Наиболее точно и подробно знали шежере старейшины рода-аксакалы. Аксакалы - самые старые люди в роду.

Ребята, а кто из вас знает, как по-башкирски называют маму, папу, бабушку, дедушку. (Дети называют).

Заключение.

 Мы сегодня с вами говорили о родословном дереве

* Что вам больше всего запомнилось?

* Понравилось ваше дерево жизни, почему?

* Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим деревом?

* Что вы нового узнали из нашего занятия?

(Ответы ребят)

Игра «Кувшин доброты».

Воспитатель: У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи.

Музыка останавливается.

Воспитатель: Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания для своей семьи. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.  Дети пьют «волшебную воду».

Возьмите схему дерева и фотографии домой. Покажите папе и маме, дедушке и бабушке, что мы делали на занятии и попросите рассказать об интересных событиях из истории вашего рода.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тазина Г.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" в старшей группе. Тема "Путешествие в лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен с учетом ФГТ, с использованием интегрированного подхода при организации образовательного процесса. Проведено на Районном методическом об...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «СЕМЬЯ. МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «СЕМЬЯ. МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»...

Конспект НОД ОО «Познание» в старшей группе Тема: «Путешествие по городам ХМАО-Югры»

Тема: «Путешествие по городам ХМАО-Югры»Образовательная область: «Познание»Цель: углубление и расширение знаний детей о родном крае.Программное содержание:1. Познакомить детей с городами нашего округа...

Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».

Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.Задачи:• У...

Конспект занятия по познанию в старшей группе. Тема: «Как живут люди в селе, деревне»

Конспект поможет дать представление детям  о том, чем занимаются деревенские жители: разводят домашних животных и ухаживают за ними, на земле выращивают зерновые и овощи. Расширить представления ...

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»...

Конспект занятия по Познанию в старшей группе Тема: «Откуда хлеб пришел»

Конспект занятия по Познанию в старшей группе Тема: «Откуда хлеб пришел»...