Проект по познавательному развитию "Русская изба" средняя группа
методическая разработка (средняя группа)

Мозуль Алина Александровна

Проект по познавательному развитию "Русская изба" средняя группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад общеобразовательного вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Проект

«Русская изба»

Образовательная область

Познавательное развитие

11 группа «Зайчата»

Подготовила и провела

Воспитатель гр. №11

Мозуль А.А.

г. Долгопрудный

2022г.

Введение

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходить становление и развитие.

Культура – это прежде всего система ценностей, закреплённая в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проект «Русская изба». Проект представляет собой систему художественно-эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодиться им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

Знакомство с русской народной культурой, в частности. С устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируется нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. И я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.

Актуальность темы

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живущих в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Проблема

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Именно поэтому я серьёзно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Новизна

Получение знаний о русской культуре, русском быте детьми старшей группы через театрализованную деятельность, чтение сказок, посещение мини-музея «Русская изба».

Практическая значимость

Экскурсия, беседы, сказки и русские народные игры способствуют формированию знаний у детей о русской избе, укладке жизни в избе. Все мероприятия для детей очень интересны и важны.

Я считаю, что этот проект необходим. Он развивает художественно-творческие способности детей, воспитывает духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою родину.

Тип проекта

По продолжительности: среднесрочный (ноябрь)

По направлению деятельности: информационный, практико- ориентированный, творческий, игровой.

Предмет проекта: интерактивная комната «Русская изба»

Содержание проекта: интегрирует художественно – эстетическое, познавательное, речевое развитие

Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, воспитатель, родители.

Цель проекта.  Развитие патриотического воспитания, любви к своей Родине.

Задачи проекта

Образовательные: формировать представления о строении русской избы, о её внутреннем и внешнем убранстве. Ознакомления детей с традициями русского народа, их бытом; ознакомление с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

Развивающие: формирования представления о русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; расширять словарный запас

Воспитательные: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через исследование русской народной культуры;  воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям; вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре; воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Реализация образовательных областей:

«Познание»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

-Заучивание потешек, прибауток, закличек.

-Использование пословиц, загадок, поговорок.

-Чтение художественной литературы.

-Проведение русских народных игр.

-Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

-Применение игрушек и изделий народных промыслов.

-Представление кукольного театра.

-Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

-Рассказ о народных обычаях и традициях.

-Рассматривание иллюстраций о русском быте.

-Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми 

-Организованные занятия.

-Совместная деятельность.

-Праздники и развлечения.

-Наблюдения в быту и природе.

-Организация конкурсов рисунков и поделок.

-Посещение тематических выставок.

-Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

-Экскурсия в мини музей детского сада «Русская изба».

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап:

- изучение познавательной и методической литературы;

- составление плана совместной работы с детьми, родителями;

- разработка бесед, конспектов образовательной деятельности;

-подбор материала и оборудования, художественной литературы, иллюстраций к занятиям.

-оформление консультаций для родителей по теме проекта;

-выставка рисунков по теме «Русская изба»;

2.Основной этап:

 «Познавательное развитие» 

-Тематические занятия: «Русская изба», «Обычаи и традиции русского народа»;

-Просмотр презентаций: «Русская изба», «Живое предание старины».

-Рассматривание иллюстраций из серии «Культура и традиции русского народа», «Русские народные игры», «Предметы быта русского народа»;

 «Речевое развитие»

-Беседы: «Крестьянская семья», «Как произошла русская изба», «Русские народные праздники»;

- Чтение художественной литературы, загадок о быте;

- Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек;

-Знакомство с русскими народными сказками.

  «Ознакомление с художественной литературой»

-«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

- «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;

-«Царевна- лягушка», обр. М. Булатова;

- «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

-«Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.

-«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева);

 «Художественно-эстетическое развитие»

Лепка «Русская изба», «Посуда»;

Аппликация «Русская изба»;

Рисование «Роспись посуды»;

Конструирование «Изба».

 «Музыкальная деятельность»

- Слушанье песен «Как у наших у ворот», «Мы давно блинов не ели», разучивание частушек.

«Физическое развитие» - разучивание подвижных игр русского народа и видов спортивных состязаний.

- «Горелки», «Заря – заряница», «Поясок», «Заплетись плетень».

-«Русские забавы», «Лапта», «Прыжки в мешках», «Донеси яйцо».

«Социально-коммуникативное развитие» 

- правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

«Игровая деятельность»:

-Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Выставка старинных вещей», «Одень куклу в традиционный народный костюм», «Составь узор», «Укрась избу», «Русский сувенир», «Кто, где живет?», « Я начну, а ты продолжи», «Найди животное по следу».

-Сюжетно-ролевые игры: «Дом, семья», «Дочки - матери»,  «Встреча гостей».

-Игры – драматизации «Заюшкина избушка», «Теремок».

Взаимодействие с родителями:

-Анкетирование родителей на тему «Культура и быт русского народа»;

-Создание презентации «Культура и традиции русского народа»

-Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье – изготовление предметов обихода для макета русской избы.

-Консультации: «Как люди на Руси жили?»,  «Предметы быта русских людей».

-Экскурсия в мини музей детского сада «Русская изба».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок: рассказы и сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин».

Музыкальный уголок: деревянные ложки, погремушки, колокольчики, гармошки.

Центр С/Р игр: «Встречаем гостей» (чайная посуда,игрушечные изделия: баранки, крендельки).

Центр продуктивной деятельности: материалы для рисования, лепки, художественного труда.

3 этап – итоговый.

-обобщение результатов работы по проекту;

-анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;

-презентация опыта работы по проекту.

Прогнозируемые конечные  результаты деятельности

      В результате реализации проекта:

-в дошкольном учреждении будет разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны;

-будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой;  

 - повысится компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями;

 -будет качественно реализовываться часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Дети:

-получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

Педагоги:

-пополнят каталог  предметов народного быта музея « Русская изба»;

    - мини-музей «Русская изба» будет более активно  использоваться  для занятий по краеведению в ДОУ;

-повысится профессиональный  уровень и  творческая  активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания;

-воспитатели приобретут знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном  процессе  с дошкольниками.

Родители:

-Будут принимать более активное участие в совместных мероприятиях по краеведению;

-повысится эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей. 

      

       Работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и в активном привлечении к этой работе семьей воспитанников.     

Литература

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010.

3. Знакомство детей с русским народным творчествомКонспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательному развитию (старшая группа) "Что такое снег?"

Данный проект предназначен для работы с детьми старшей группы детского сада "Что такое снег"...

Проект по познавательному развитию подготовительной группы. "Деревья нашего поселка"

Краткосрочный проект "Деревья нашего поселка" для детей подготовительной группы....

Долгосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «РобоКошка Шустрик и Быстрик»

Развитие ребенка начинается с раннего детства. В этом возрасте игра носит процессуальный характер, главное в ней – действие. В этом процессе помогают интерактивные игрушки. Но это не просто взаи...

Проект по познавательному развитию в группе среднего дошкольного возраста на тему: «Интересная бумага»

Автор проекта: Жестокова Елена Михайловна– воспитательПродолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя)Тип проекта: по целевой установке – игровой, творчески-...

Долгосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «РобоКошка Шустрик и Быстрик

Актуальность проекта:Развитие ребенка начинается с раннего детства. В этом возрасте игра носит процессуальный характер, главное в ней – действие. В этом процессе помогают интерактивные игрушки. ...