Проект по познавательному развитию "Русская изба" средняя группа
методическая разработка (средняя группа)
Проект по познавательному развитию "Русская изба" средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад общеобразовательного вида №13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
Проект
«Русская изба»
Образовательная область
Познавательное развитие
11 группа «Зайчата»
Подготовила и провела
Воспитатель гр. №11
Мозуль А.А.
г. Долгопрудный
2022г.
Введение
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходить становление и развитие.
Культура – это прежде всего система ценностей, закреплённая в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проект «Русская изба». Проект представляет собой систему художественно-эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодиться им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
Знакомство с русской народной культурой, в частности. С устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируется нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. И я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.
Актуальность темы
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живущих в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Проблема
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Именно поэтому я серьёзно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Новизна
Получение знаний о русской культуре, русском быте детьми старшей группы через театрализованную деятельность, чтение сказок, посещение мини-музея «Русская изба».
Практическая значимость
Экскурсия, беседы, сказки и русские народные игры способствуют формированию знаний у детей о русской избе, укладке жизни в избе. Все мероприятия для детей очень интересны и важны.
Я считаю, что этот проект необходим. Он развивает художественно-творческие способности детей, воспитывает духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою родину.
Тип проекта
По продолжительности: среднесрочный (ноябрь)
По направлению деятельности: информационный, практико- ориентированный, творческий, игровой.
Предмет проекта: интерактивная комната «Русская изба»
Содержание проекта: интегрирует художественно – эстетическое, познавательное, речевое развитие
Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, воспитатель, родители.
Цель проекта. Развитие патриотического воспитания, любви к своей Родине.
Задачи проекта
Образовательные: формировать представления о строении русской избы, о её внутреннем и внешнем убранстве. Ознакомления детей с традициями русского народа, их бытом; ознакомление с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
Развивающие: формирования представления о русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; расширять словарный запас
Воспитательные: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через исследование русской народной культуры; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям; вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре; воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Реализация образовательных областей:
«Познание»
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,
«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
-Заучивание потешек, прибауток, закличек.
-Использование пословиц, загадок, поговорок.
-Чтение художественной литературы.
-Проведение русских народных игр.
-Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
-Применение игрушек и изделий народных промыслов.
-Представление кукольного театра.
-Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
-Рассказ о народных обычаях и традициях.
-Рассматривание иллюстраций о русском быте.
-Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
-Организованные занятия.
-Совместная деятельность.
-Праздники и развлечения.
-Наблюдения в быту и природе.
-Организация конкурсов рисунков и поделок.
-Посещение тематических выставок.
-Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
-Экскурсия в мини музей детского сада «Русская изба».
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап:
- изучение познавательной и методической литературы;
- составление плана совместной работы с детьми, родителями;
- разработка бесед, конспектов образовательной деятельности;
-подбор материала и оборудования, художественной литературы, иллюстраций к занятиям.
-оформление консультаций для родителей по теме проекта;
-выставка рисунков по теме «Русская изба»;
2.Основной этап:
«Познавательное развитие»
-Тематические занятия: «Русская изба», «Обычаи и традиции русского народа»;
-Просмотр презентаций: «Русская изба», «Живое предание старины».
-Рассматривание иллюстраций из серии «Культура и традиции русского народа», «Русские народные игры», «Предметы быта русского народа»;
«Речевое развитие»
-Беседы: «Крестьянская семья», «Как произошла русская изба», «Русские народные праздники»;
- Чтение художественной литературы, загадок о быте;
- Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек;
-Знакомство с русскими народными сказками.
«Ознакомление с художественной литературой»
-«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
- «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;
-«Царевна- лягушка», обр. М. Булатова;
- «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
-«Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.
-«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева);
«Художественно-эстетическое развитие»
Лепка «Русская изба», «Посуда»;
Аппликация «Русская изба»;
Рисование «Роспись посуды»;
Конструирование «Изба».
«Музыкальная деятельность»
- Слушанье песен «Как у наших у ворот», «Мы давно блинов не ели», разучивание частушек.
«Физическое развитие» - разучивание подвижных игр русского народа и видов спортивных состязаний.
- «Горелки», «Заря – заряница», «Поясок», «Заплетись плетень».
-«Русские забавы», «Лапта», «Прыжки в мешках», «Донеси яйцо».
«Социально-коммуникативное развитие»
- правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
«Игровая деятельность»:
-Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Выставка старинных вещей», «Одень куклу в традиционный народный костюм», «Составь узор», «Укрась избу», «Русский сувенир», «Кто, где живет?», « Я начну, а ты продолжи», «Найди животное по следу».
-Сюжетно-ролевые игры: «Дом, семья», «Дочки - матери», «Встреча гостей».
-Игры – драматизации «Заюшкина избушка», «Теремок».
Взаимодействие с родителями:
-Анкетирование родителей на тему «Культура и быт русского народа»;
-Создание презентации «Культура и традиции русского народа»
-Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье – изготовление предметов обихода для макета русской избы.
-Консультации: «Как люди на Руси жили?», «Предметы быта русских людей».
-Экскурсия в мини музей детского сада «Русская изба».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок: рассказы и сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин».
Музыкальный уголок: деревянные ложки, погремушки, колокольчики, гармошки.
Центр С/Р игр: «Встречаем гостей» (чайная посуда,игрушечные изделия: баранки, крендельки).
Центр продуктивной деятельности: материалы для рисования, лепки, художественного труда.
3 этап – итоговый.
-обобщение результатов работы по проекту;
-анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
-презентация опыта работы по проекту.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
В результате реализации проекта:
-в дошкольном учреждении будет разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны;
-будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой;
- повысится компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями;
-будет качественно реализовываться часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Дети:
-получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
Педагоги:
-пополнят каталог предметов народного быта музея « Русская изба»;
- мини-музей «Русская изба» будет более активно использоваться для занятий по краеведению в ДОУ;
-повысится профессиональный уровень и творческая активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания;
-воспитатели приобретут знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном процессе с дошкольниками.
Родители:
-Будут принимать более активное участие в совместных мероприятиях по краеведению;
-повысится эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей.
Работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и в активном привлечении к этой работе семьей воспитанников.
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/rekomendatsii0002_2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102352_967.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102350_101.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102346_411.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102322_389.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102303_966.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102257_967.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102253_325.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102246_542.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102232_451.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102228_788.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102221_964.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102217_257.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102214_851.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102211_195.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102208_584.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102205_318.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_102201_729.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по познавательному развитию (старшая группа) "Что такое снег?"
Данный проект предназначен для работы с детьми старшей группы детского сада "Что такое снег"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1180269-1574080699.jpg)
Проект по познавательному развитию подготовительной группы. "Деревья нашего поселка"
Краткосрочный проект "Деревья нашего поселка" для детей подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-892781-1486806359.jpg)
ПРОЕКТ по познавательному развитию детей группы раннего возраста общеразвивающей направленности «Основные цвета»
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-803930-1508566326.jpg)
Долгосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «РобоКошка Шустрик и Быстрик»
Развитие ребенка начинается с раннего детства. В этом возрасте игра носит процессуальный характер, главное в ней – действие. В этом процессе помогают интерактивные игрушки. Но это не просто взаи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/20/picture-1402795-1650452378.jpg)
Проект по познавательному развитию в группе среднего дошкольного возраста на тему: «Интересная бумага»
Автор проекта: Жестокова Елена Михайловна– воспитательПродолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя)Тип проекта: по целевой установке – игровой, творчески-...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-803930-1508566326.jpg)
Долгосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «РобоКошка Шустрик и Быстрик
Актуальность проекта:Развитие ребенка начинается с раннего детства. В этом возрасте игра носит процессуальный характер, главное в ней – действие. В этом процессе помогают интерактивные игрушки. ...