«Изготовление куклы-оберега «пеленашка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Уварова Ирина Сергеевна

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию

Подготовительная к школе группа

 

Тема: «Изготовление куклы-оберега «пеленашка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr._zanyatiya_v_podg._gruppe_pelenashka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию

Подготовительная к школе группа

Тема: «Изготовление куклы-оберега «пеленашка»

Цель: Обучение детей изготовлению куклы-оберега «пеленашка».

Задачи:

  1. Познакомить с историей куклы-оберега;
  2. Учить изготавливать тряпочную куклу-оберег «пеленашка»;
    Продолжить знакомство с обычаями русского народа - посиделками;
  3. Повышать двигательную активность детей посредством использования народных подвижных игр;
  4. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;
  5. Обогащать словарь детей новыми словами: «живуля», «оберег», «посиделки», «пеленашка».

Материалы и оборудование:

  • образцы кукол из различных материалов (деревянная кукла, соломенная кукла, тряпичная кукла, дымковская кукла, металлическая кукла, лыковая кукла, пластмассовая кукла);
  • кусочки ткани на каждого ребенка (белые и цветные лоскуты), нитки, ленты красного цвета;
  • цветной платок.

Ход занятия:

Воспитатель:

«Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас.

Просим в нашу горницу»

- В давние времена в каждом селе так встречали гостей. Собирались на посиделки, чтобы себя показать и на других посмотреть, попеть частушки, в игры поиграть, мастерством своим блеснуть, да истории послушать. И я вам расскажу историю. А вот про кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Загадка

«Расскажу ей сказку-

Она откроет глазки.

Поиграем - будет спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?» (кукла)

- Да, ребята, это кукла. Куклы тоже имеют свою историю, давайте вспомним.

- Как на Руси куклу называли? («живуля»)

- Правильно! Во время игры называли куклу ласково «живуля», что значит «дитя», «ребенок».

- Из чего делали кукол? (дерево, глина, солома, пластмасса и т.д.)

Дидактическая игра «Подбери правильно» (дети называют материал и подбирают соответственно  куклу)

- Молодцы! Справились с заданием. Не пора ли поиграть.

- Выходите, Заря-заряницу заводите.

- Надо выбрать водящего и в этом нам поможет считалка.

Считалка:

«Раз, два, три, четыре, пять.

Мы решили поиграть.

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела»

Подвижная народная игра «Заря-заряница» (играют 2 раза)

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые, 
В ленты обвитые.
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

- Сегодня я хочу познакомить вас с еще одной куклой, куклой-оберегом «пеленашкой». Люди верили в чудеса. Им казалось, что куклы-обереги спасают их от бед, печалей, приносят в дом добро, счастье, удачу.

- Вы бы хотели, чтобы у вас тоже такая кукла-оберег была? (ответы детей)

- Она будет оберегать вас от бед и печалей.

– Проходите к столам.
Показ готовой куклы.

Показ изготовления куклы, с последовательным объяснением:
1.Берем большой лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем трубочку сгибаем пополам.
2.Оформляем голову куклы. Для этого берем нитки и заматываем покрепче, получается голова.
3.Подвязываем косыночку на голову.
4. Затем берем большой цветной лоскут и пеленаем нашу куклу, перевязываем ниткой.
- Вот какая кукла «пеленашка» у меня получилась!

- А сейчас подготовим пальчики к работе. Работа предстоит сложная и кропотливая.

Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка.

(показать большой палец)

Этот пальчик – бабушка.

(показать указательный)

Этот пальчик – папочка.

(средний палец)

Этот пальчик – мамочка.

(безымянный палец)

А этот пальчик – Я!

(показать мизинец)

Вместе – дружная семья!

(показать всю ладошку).

Самостоятельная деятельность детей.

 Индивидуальная помощь воспитателя.

Выставка работ.

- Не много устали. Надо отдохнуть.


Карельская народная игра «Сиди, сиди, Яша» (играем 2 раза)
Один из детей становится «Яшей».

Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.

Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.

Рефлексия занятия:
- Понравилось делать куклу «пеленашку»? (ответы детей)

- Было ли вам трудно? (ответы детей)

- А для кого бы вы еще хотели сделать такую куклу-оберег?  (опрос детей)
- А нашим гостям понравились наши куклы?
-Предлагаю  попрощаться с нашими гостями, так как прощались с ними в старину.

  • «Играть, не уставать, не ушло бы дело»
  • «Гость доволен - хозяин рад»
  • «Милости просим побывать у нас в следующий раз»

Сценарий спортивного развлечения с использованием
народных игр
«День рождение Бабушки Яги»

 для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:  Н. А. Емельянова,

инструктор по ФК

МКДОУ Сортавальского МР РК

ДС №8 «Лесовичок»,

высшая квалификационная категория

Цель: Приобщение детей к народным традициям и культуре.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народными играми, вызвать желание играть в них, проявляя при этом ловкость, выносливость.
  • Создать условия, способствующие творческим проявлениям детей, формированию навыков культурного отдыха;
  • Способствовать умению детей активно вступать в диалог, разрешать проблемные ситуации.
  • Воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость, целеустремленность, чувство коллективизма и сопереживания.

Материал и оборудование: скамейки (4шт.), колечки (по количеству детей), верёвки (2шт.), «узелки» (2шт., один с конфетами), дом Бабы – Яги, метла, корзина с овощами, чугунок, сарафан, музыкальный центр.

Ход развлечения:
Дети под русскую народную музыку заходят в зал
Ведущая 2: Ребята, сегодня к нам  в детский сад пришло письмо, и адресовано оно было нам, воспитанникам д/сада «Лесовичок». Интересно от кого оно? Обратного адреса нет. Как же нам узнать, кто прислал письмо?

- Верно, давайте прочтем и узнаем.

«Эй! Детишки – ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Ну-ка, слушайте указ,
Выполняйте, сей же час!
Всенародно объявляю,
Что сегодня отмечаю -
Всей земле на удивление
Свое я День Рождения!
Будет праздничный обед,
Как – никак, мне тысяча лет!
Приходите ко мне в избушку.
Да порадуйте старушку!
Красоту мою прославьте,
С Днем Рождения поздравьте!                                             

Ведущая 1:
Что за чудо – приглашенье,
Прямо всем на удивление!
Догадались от кого?
Верно от Бабы Яги.
Ребята, принимаем приглашение?

Дети: Да! В гости  мы пойдем к старушке.
В ее куриную избушку.

Ведущая:
Ребята, чтобы попасть в волшебный лес, нужно путь преодолеть.
Пригодится смелость, ловкость и умелость.
Вы готовы к трудному пути?
Тогда в путь!

Подвижная игра «Золотые ворота»

Дети идут друг за другом, преодолевая «Золотые ворота» (изображают взрослые) разной высоты, «болото» - ходьба по кочкам, затем идут по упавшему бревну (скамейки) и подходят к домику Бабы Яги, присаживаются на брёвна (скамейки).

Ведущая 1: Надобно, друзья, решить, что Бабе Яге  подарить. Я и представить не могу!

Ведущая 2:Давайте подарим кочергу!

Ведущая 1: Нет, лучше новую метлу!

Ведущая 2: Вот это будет круто, братцы! Ну что же, будем собираться!

Появляется Баба Яга.

Баба Яга (грустно): 
День рождения у меня,
Ни торта нет, ни угощения,
И ни какого развлечения!
Вот так, одна в лесу живешь,
Конечно, пакостить начнешь (колдует).
Абра - кадабра! Чертополох!
Крестики — нолики! Мох — переполох!

Все хором:  Поздравляем! Поздравляем!

Баба Яга: Да я глазам своим не верю!
Вы, может быть, ошиблись дверью? 
Или куда-то торопились,
Да по дороге заблудились?!

Ведущая: Да нет же, нет, мы пришли и тебе подарки принесли!

Баба Яга: Неужто, это вы, всерьёз?
Да, я растрогана до слёз,
Спасибо, Вам, спасибо!

Отбрасывает в сторону метлу.
Я и пакостить не буду,
Про все проделки позабуду

Ведущая 2: Ну, любезная Яга,
Деревянная нога,
Будем в игры мы играть,
С Днём Рождения Ягуся, тебя поздравлять!

Ведущая 1: Сначала, мы попробуем тебя рассмешить.

Подвижная игра «Первинчики - Червинчики»

«Первенчики, червинчики -
Летали голубенчики
По Свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!»
Дети стоят в кругу, выполняя действия, согласно текста. Водящие стоят в кругу, они выбираются считалкой (стрелочкой),  второй раз старается рассмешить ребят Баба – Яга.
«Катился горох по блюду,
Ты смеши, а я не буду»

Баба Яга: Спасибо, вам, ребята!
Я и представить не могла,
Что рассмешите вы меня.

Баба – яга ищет что-то в кармане.
Ой, а где же мои ключики, от моей избушечки?

Ведущая 1: Ох - ты кумушка – кумушка! А, поди у ребят поищи.

Подвижная игра «Кумушка»
Все дети становятся в «домики» - колечки.
Баба – Яга подходит к кому-нибудь из детей, и говорит: «Кумушка, отдай ключи». Ей отвечает: «Иди к Маше (Юре….). поищи».
Пока Баба – Яга идёт к ребёнку, все дети меняются «домиками», перебегая из колечка в другое колечко. Баба  - Яга тоже занимает домик, тот кто, остался без «домика», становится Кумушкой.

Баба Яга: Выполните теперь моё упражнение
«Кто дольше простоит на одной ноге»
Дети вручают ключики, Баба – Яга подходит к избушке.

Ведущая: Бабушка – Яга, мы решили подарить тебе плетень, а то твоя совсем развалилась.

Подвижная игра «Плетень»
Под музыку, дети начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (боковой галоп). По окончании музыки и на слова «Заплетайся, плетень!» дети  строят «плетень». На слова «Расплетайся, плетень! - «плетень» расплетается. Садятся на скамейки.

Баба Яга: Ой, спасибо, соколики….!
В день своего Рождения, приготовлю я вам угощение, сварю вам супчик из букашек и лягушек…
Ведущая: Подожди бабулечка, давай лучше ребята тебе помогут.

Загадки  про овощи
Дети:
1. В огороде вырастала,
Под дождями мокла,
Созревала-созревала,
И созрела …  (свёкла)

2. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук)

3. Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая …  (морковка)

4. И зелен, и густ,
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …  (картошка)

Отгадавший загадку, берёт овощ и кладёт в котелок.

Баба Яга: Ой, спасибо, соколики, и опять вы мне помогли!
Я вас в гости пригласила,
Всех на праздничный обед!
Сарафанец новый сшила,
Щас, надену, покажу.

Баба-Яга уходит и переодевается в красивый наряд, сарафан. Вместо лаптей надевает туфли на каблуках.

В это время стук в дверь. Под музыку появляется Волк.
Волк: Бабусенька – Ягусенька,
Открывай скорей окно,
Знаю я тебя давно.

Ведущая 1: Подожди, Серенький, бабушка скоро придёт.
А, чтобы время не терять,
Предлагаем поиграть.

Волк: Только, чур, будем играть в мои волчьи игры.

Подвижная игра «Волк и овцы»

Дети «овцы» подходят к волку и говорят:
«Пусти нас, волк, погулять в твоём лесу».
Волк: Идите только травку не топчите, а то мне негде будет спать!
Дети: Щиплем, щиплем травку,
Зелёную муравку.
Бабушке на рукавички,
Деду на кафтанчик,
Серому волку грязи на лопату.
Дети выполняют действия по тексту, с окончанием последних слов убегают, волк ловит их, пойманные дети, выполняют задания волка.

Подвижная игра «Волк во рву»

Дети садятся на места. Появляется Баба – Яга.

Волк: У тебя ведь юбилей,
Принимай скорей гостей.
Я тебя поздравить рад,
И принёс тебе я клад!
Баба Яга: Это, я люблю, давай сюда скорей!
Волк: Пожалуйста, только его надо поймать.

Подвижная игра «Узелок»
Дети сидят по кругу, и передают узелок, рядом сидящему (в любую сторону). Баба – Яга бегает за кругом, старается дотронуться до «узелка». Тот от кого ушёл «узелок» становится водящим и игра повторяется.

Баба Яга: Спасибо, Волк – Волчишко, уважил старушку. Положу узелок в избушку, пусть полежит.

- Что? Еще одна игра? обращается к детям.
Поиграем, детвора?

Подвижная игра «У дядюшки Трифона»
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова. Водящий в кругу.
«У Дядюшки Трифона,
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»
Ведущий показывает жесты, движения, а все повторяют за ним. Лучший игрок, становится водящим в следующей игре.

Баба Яга: Какие весёлые, добрые дети!
Вы самые лучшие дети на свете!
 

Ведущая: А мы для тебя подарок приготовили!     Дети дарят метлу.

Баба Яга подносит метлу к уху, делает вид, что разговаривает с ней. Бежит в избушку, благодарит метлу, достаёт «узелок» со сладостями.
Рефлексия:

- Ребята, вам понравилось на Дне Рождения у Бабы Яги? (ответы детей)

- В какие игры вы играли? (ответы детей собираем в сундучок)

- Какая игра больше всего понравилась? (ответы детей)

Баба Яга еще раз благодарит детей за Поздравления и подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по изготовлению куклы - оберега "пеленашка"

Презентация познакомит детей с самой простой самодельной народной куклой "Пеленашка". Дети легко научатся самостоятельно изготавливать такую куколку; представлена пошаговая инструкция....

Северные традиционные посиделки (изготовление куклы - оберег)

Итоговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет...

Мастер- класс для родителей по изготовлению куклы-оберега Колокольчик.

Развивать творческое начало, воображение. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, развивать навыки работы с различными материалами (ткань)....

Мастер - класс для педагогов «Изготовление куклы-оберега «Кормилка» (обучение изготовлению тряпичных кукол)

Цель: обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.Задачи:Научить педагогов  делать тряпичную куклу – оберег «Кормилку».Пробудить интерес к народным традициям.Воспитывать инт...

Мастер – класс для педагогов «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка».

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...

Мастер – класс с участием родителей «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка»

Цель: - ознакомление с народными куклами-оберегами, путем освоения технологии изготовления традиционной куклы - мотанки.Задачи: - познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их знач...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление куклы-оберега "Пеленашка"

Мастер-класс для педагогов«Изготовление куклы-оберега «Пеленашка» Цель: привить интерес и любовь к русскому народному творчеству посредством изготовления тряпичной куклы ...