Рабочая программа по дополнительному образованию "Амар мэндэ"
рабочая программа (старшая группа)

Будаева Светлана Юрьевна

План работы дополнительного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_amar_mende.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        В настоящее время только 28% коренного населения РБ являются носителями языка. Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков. Дети не говорят на родном языке. Эта же проблема коснулась и нашего города Кяхта. Если в соседних деревнях и сёлах дети в повседневной жизни говорят на бурятском языке, то в городе крайне редко услышишь бурятскую речь.

         Поэтому встает остро вопрос о необходимости в раннем детстве обучению бурятского языка в дошкольных учреждениях. Научно доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для овладения языка. Язык для ребёнка – это, прежде всего средство развития, познания и воспитания. В дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками.

            Сохранение и развитие нации, прежде всего, связано с сохранением и функционированием ее языка. Беречь и развивать свой родной язык и с уважением относиться к другим языкам - долг и обязанность каждого гражданина, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности.

           Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования бурятского языка в развитии индивидуальности воспитанника через применение личностно-ориентированного, коммуникативно-двигательного и социокультурного подходов в обучении.

          Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:

•        Конвенцией ООН о правах ребёнка;

•        законом «Об образовании в Российской Федерации»;

•        законом Республики Бурятия «О языках народов РБ». От 10.06.1992 г. за № 221-х 11;

•        ФГОС Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении  федерального государственного   образовательного стандарта дошкольного образования").

•        на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", авторы Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А.

•        социальным заказом родителей;

•        желанием самих детей;

        Цель программы – приобщение детей к глубинному традиционному наследию и культуре бурятского народа, приобретение детьми элементарных умений и навыков устной речи.

Задачи:

        1. Знакомство с языком, с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке.

        2. Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников, а также их общеучебных умений.

        3. приобщение дошкольников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

4. Воспитывать у детей интерес и создавать положительную установку на изучение бурятского языка и культуры бурятского народа.

5. Дать первичные знания, умения, навыки для успешного перехода к углубленному изучению бурятского языка.

        В основу программы положены принципы: принцип развивающего образования; принципы научной обоснованности и практической преемственности; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей: доступность; систематичность; последовательность.

        Программа включает следующие компетенции: речевой (развитие коммуникативных умений - говорении, аудировании), языковой (с овладениями новыми языковыми средствами общения), социокультурной (приобщение обучающихся к культуре и традициям), учебно – познавательной (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений).

        Поэтому, для реализации педагогических задач в детском саду образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей детей. Предполагается непроизвольные формы организации образовательной деятельности с играми, сказками, рисованием, песнями и даже танцами. Основными приемами образовательной деятельности является игра (игровые). Игра – это прекрасный способ погрузиться в язык, стимулирует воображение и способствует развитию спонтанной речи, помогает коммуникативно-психологическому, эмоциональному, физическому развитию детей. Данная программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Мониторинг осуществляется 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Перспективный план кружковой работы

по бурятскому языку «Амар  мэндээ!»

Название темы

Содержание на 1 год обучения

Содержание на 2 год обучения

сроки

1.

Давайте познакомимся! (Танилсая!)

Анкетирование родителей

  • Игра «Танилсая!

(Игра-театрализация «Танилсая!») познакомить с традициями приветствия у бурят.

  • «Энэ хэн бэ?» (беседа, игра, раскрашивание)
  • «Энэ уюн бэ?» (беседа, игра театрализация,
  • «Тиимэ гу?, бэшэ гу?» (разучивание фонетической зарядки «YYлэн, YYлэн», игра «угадайка»)
  • Подвижная игра «Волк и ягнята»
  • Чтение сказок, легенд бурятских писателей. Познакомить детей с писателями Бурятии.

  • Повторение фраз: Энэ хэн бэ? Энэ юун бэ? Тиимэ гY? Бэшэ гY?
  • Рассматривание альбома «Республика Бурятия» (государственные символики, народы)
  • Разучивание песни «hайхан даа», повторение песни «Эжыдээ»
  • Чтение рассказов бурятских писателей; познакомить с творчеством писателя Б. Абидуева (Бавасан Абидуев «Храбрый козленок»);
  • Бурятские игры («Бээлээ нюулга»)
  • Танец дружбы Ехор;
  • Повторение фонетической зарядки «YYлэн, YYлэн саашаа…»

Сентябрь - окятбрь

2.

Моя семья (Манай гэр булэ)

  • Беседа «Моя семья»
  • Разучивание песни «Эжыдээ дуратайб»
  • Разучивание стишка «Энэ минии булэ»
  • Рассказ по картине «Моя семья»
  • Познакомить и разучить национальные подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Юрта»
  • Чтение сказок бурятских писателей.

  • Повторение о семье (вспомнить слова на бурятском языке аба, эжы, хYгшэн эжы, хYгшэн аба, ахай, эгэшэ, гэр бYлэ)
  • Повторение пальчикого упражениея «Минии бYлэ»
  • Рассматривание альбома «Байкал». Животный мир Байкала (новое слово «Байгал далай»); повторить название диких животных (шоно, шандаган, Yнэгэн, баабгай)
  • Чтение бурятских народных басен («мышь и верблюд», «Курица и летучая мышь», «две мыши», «Змея и муравьи», «Волк», «Пять пальцев»

Ноябрь-декабрь

3.

Цвет (Унгэ)

  • знакомство с основными цветами  (унгэнуудтэй танилсалга)
  • Игра-беседа «Энэ ямар бэ?»
  • Разучивание  отрывка стихотворения на бурятском языке «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршак.
  • Разучивание песни «Убэл»
  • Знакомство  с бурятским танцем «Ёхор» и разучивание.
  • Продолжать знакомить с традициями и обычаями национального праздника бурят «сагаалаха»
  • Разучивание фонетической зарядки «Ёохой, ёохой, ёохойдаа»
  • Разучивание подвижных игр «Бэлэй», «Тарбаганы»
  • Чтение сказки на бурятском языке, произведения детских бурятских писателей.
  • Вспомнить основные цвета (улаан, ногоон, хYхэ, шара, сагаан, хара, ягаан, боро);
  • Повторить фразы «Энэ ямар бэ?»
  • Разучивание стих-я Ц-Б Бадмаева «ДYYжэн даажан» (стр. 7)
  • Повторить песню «Yбэл»
  • Продолжать знакомство с бурятскими национальными играми, праздником «Сагаалаха».
  • Учить движения ехора;
  • Посетить музей «Дружбы народов бурят монгол»
  • Подвижная игра «Юрта»;
  • Чтение бурятских легенд;
  • Аппликация юрта;
  • Лепка (буузы) рассмотреть альбом бурятская кухня, бурятский костюм;
  • Познакомить с главным героем бурятского произведения Будамшуу; чтение худ-х произведений.
  • Разучивание гимна Бурятии
  • Знакомство с творчеством

М.Р. Чойбонова - писателем Бурятии.

Январь-февраль

4.

Счет  (Тоо), Пять пальцев (Табан хурган)

  • Беседа «Тоотой танилсалга»
  • Разучивание считалочки Эрдэма.
  • Игра «Атомы-молекулы»
  • Разучивание игры «Верблюжонка ловит верблюд»
  • Разучивание считалочки «Табан хурган»
  • Чтение сказок бурятских писателей.
  • Повторение счета на бурятском языке (тоо, нэгэ,…)
  • Знакомство и разучивание песни «Табан хурган тухай»
  • Чтение сказки «репкэ» на бурятском языке;
  • Беседа «роль бурятского орнамента в жизни народа бурят»;
  • Чтение произведений бурятских писателей;
  • Вечер, посвященный творчеству  Галины Раднаевой – бурятской поэтэссы.

Март-апрель

5.

Домашние и дикие животные (Гэрэй  ба зэрлиг амитад)

  • Беседа «гэрэй амитадтай танилсалга»
  • Игра-театрализация «теремок»
  • Беседа «зэрлиг амитадтай танилсалга»
  • Слушание аудиозаписи «Хэн тонщонооб», инсценировка.
  • Познакомить с традициями и обычаями празднования  «сурхарбан»
  • Чтение сказок Байкала.

  • Продолжать знакомить детей с домашними и дикими животными на бурятском языке ( ухэр- тугал,  нохой, миисгэй, хонин - хурьган, тэмээн  , яман- эшэгэн; шоно, баабгай, унэгэн, шандаган);
  • прочитать сказку Теремок на бурятском (Гэрхэн)
  • Повторение пройденного за год;
  • Итоговое занятие: Викторина на знание бурятского языка, традиции, культуры, произведений.
  • Анкетирование родителей.

Май

Планируемые результаты освоения программы:

В результате обучения бурятскому языку дети должны освоить:

- имена наиболее известных персонажей бурятских детских литературных произведений;

- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (фонетические зарядки, стишки, песни) доступные по форме и по содержанию;

-традиции и обычаи традиционных национальных праздников бурят;

- частично понимать на слух простую речь взрослого, одногруппников;

 -частично участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие, поздравление, благодарность);

- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (ЭнэХэн бэ?- это кто?), (Энэ юун бэ?- это что?) и отвечать на них;

 - кратко рассказывать о себе, о своей семье;

 - составлять небольшие описания предмета по цвету, по количеству(счет);

- исполнять бурятские песни, ѐхор, благопожелания.

Перечень литературных источников.

  1. Г-Х. Ц. Гунжитова, О. А. Дареева, Б.Д. Шожоева «Амар Мэндэ-э!» Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста: Книга для учителя и родителей. - Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014. -32с.
  2. Г-Х. Ц. Гунжитова «Амар Мэндэ-э!» Начальный курс бурятского языка для детей дошкольного возраста: Методическое пособие. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2010.-28с.
  3. Г-Х. Ц. Гунжитова, О. А. Дареева, Б.Д. Шожоева «Амар Мэндэ-э!» Рабочая тетрадь: Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста.- Улан-Удэ: «бэлиг», 2014.-80стр.
  4. Шиханов Михаил Михаилович. «Кедровое молоко». Сборник. Стихотворения, рассказы.- Улан-Удэ: Издательсий дом «Буряд Унэн», 2003.-125с.
  5. Бадаев А.Д. «Отчий край»:Пер. с бурят.-М.: Сов.Россия, 1987.-96с.
  6. Бурятская национальная одежда: Методическая разработка по профессии «Портной»\сост. Т.И. Перевалова, Е.Д.Булгитова, Г.М, Будацыренова, М.М. Буданимаева, А.Ф. Федорова, В.Б. Кызлакова.- Улан Удэ: Изд-во БГС, 2005.-40с.
  7. А.Р. Богданова «Родная Бурятия».- БУРЯТСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО - УЛАН-УДЭ:1966.
  8. Бадмаева Л.Б., Абидуева У.Е. Бурятский язык: учебник для 1 кл. рус.шк.- Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1991.-80с.
  9. Ю. Будаева «Три молодца, три мудреца». Сказки. Перевод с бурятского. БУРЯТСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТ ЕЛЬСТВО.-  Улан-удэ, 1975.-103с.
  10. Хонхо сэсэг ( В.Б. Намсараев суглуулан бу-Х776 ридхэбэ.) – Улан-Удэ; Буряадай номой хэблэл, 1986.- 96 н.
  11.  БГУ Лаборатория национальных школ «ДУУЖЭН_ДААЖАН»(Хугэдэйсаадтахэрэглэхэ ном), согсолон суглуулагша: Д.Д. Могоева.- Удан-Удэ.- 1996.
  12. Бавасан Абидуев «Храбрый козленокБабана» . Бурятская сказка. Перевод сбурятского Николая Дамдинова. Для детей младшего возраста.- бурятское книжное издательство, 1985.- 8с.
  13.  Учебное издание Цырендаша Бадмаевич Будаев «Шэдитэ угэнууд».- Бурятское книжное издательство.- Улан-Удэ.
  14. Составители: Дондокова Н.Д., Михайлова В.Т., Бардалеева С.Б., Хубитуева Д.Д., Очирова Ц-Х.В. Под общей редакцией Михайловой В.Т. к.и.н.- «Нова принт». Улан-Удэ.-2005.
  15. Доноев А.Ж.Узэглэл. Шулэгууд. В.Липатовой Оршуулга.-Улан-Удэ: Бкряадай номой хэблэл. 1991.
  16. БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ, ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы Ц-Х. Р. Дарибазаровой, воспитательницы  Ульдургннского яслей-сада Еравнинского района.- Улан-Удэ-1990.
  17. Ц-Д.Д.Дондокова, Л.Д.Тапхаев «Эдир наhан-эхин дуун». Шулэгууд, рассказууд аман зохеол.- Улан-Удэ: «Бэлиг» хэблэл1993.-176 н.
  18.  БУРЯТСКИЕ ПЕСНИ (аналогия популрных песен ан бурятском, на русском языках) Б.-Д. Д. Дондоков. Бурятское книжное издательство.- 1997.
  19. Анатолий Дубинин «Таких городов по России немного…» Кяхта, 2003.
  20. «Священный Байкал» в фотографиях геннадия Егеря – Улан-Удэ: Издательство «burweb/ru», 2014.- 164с.
  21.  Номтоев Ц.Н. «Быстроногий»: Рассказы\пер.с бурят.; Худож.В Горячев.- М.: Дет.лит., 1991.-24с.
  22. Цырен-Базар Бадмаев «радуга» Стихи для младшего дошкольного вохраста, Бурятское книжное издательство.Улан-Удэ.- 1974.
  23. Дугаров  Э.Ч. «Отправдяясь в дальний путь…» Стихи для детей дошкольного и младшего школьного возрастов.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2004.
  24. Софья Бунтовская «Заповедные сказки Байкала»- Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2013.- 48с.
  25. «СУУТА БУРЯАД ДУУНУУД» Улан-Удэ. «Нова Принт».-2016.
  26. Виктория Алагуева «Золотая книга о бурятах». История, традиции, легенды.- издательство «нова принт». Улан-Удэ.-2017.
  27. Веселый календарь «Арбан хоер жэл». Издательство Нова Принт. Улан-Удэ.-2008.
  28. БУРЯТСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ. Составитель Ф.И. Балдаев. Бурятское книжное издательство.- Улан-Удэ.1972.
  29.  Цыренжап Сампилов «этнографические зарисовки». Издательство «Наука» . Новосибирск.-1995.
  30.  «Книга о культуре и традициях бурятского народа» МБДОУ «Детский  сад №6 «Березка». Кяхта.-2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...