Конспект занятия "Узоры севера"
план-конспект занятия (средняя группа)
данная организованная образовательная_______________
деятельность в технологии «Ситуация» направлена на ознакомление детей с узорами__ народа ханты._________________________________________________________________
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayfutdinova_ah_zanyatie_uzory_severa.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
Научный руководитель – д.п.н., профессор Л.Г. Петерсон
ОО (регион, город, поселок и др.):__ХМАО-Югра, город Югорск__________________
Наименование ОО МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
Ф.И.О. педагога: Сайфутдинова Анфиса Харисовна________________________________
Номинация: «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»___________
Образовательная область: Познавательное развитие_______________________________
Возрастная группа: средняя____________________________________________________
Тема: «Узоры Севера»_________________________________________________
Основные цели: Расширение и закрепление знания детей о культуре коренных народов_____ Севера. Знакомство с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Закрепление__ название хантыйских узоров .______________________________
Дидактические материалы:
Оборудование: мультимедийное оборудование, книга «Моя Югра», заготовки для______ оберега, клей, салфетки, мозаика.________________________________________________
Краткая аннотация к работе: данная организованная образовательная_______________
деятельность в технологии «Ситуация» направлена на ознакомление детей с узорами__ народа ханты._________________________________________________________________
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию
_ Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.___
Обращаю внимание детей на красивый свёрток._____________________________________
Звонит телефонный звонок, на проекторе появляется девочка._________________________
-Здравствуйте ребята, меня зовут Альва, я звоню вам с далекого севера. Я отправила вам подарок ко дню рождения округа!_________________________________________________
Воспитатель с детьми здороваются с девочкой.______________________________________
Я обращаюсь к Альве: - Да, Альва, мы получили подарок! Ребята, как вы думаете, какой мы подарок получили? Что находится в этом свертке? (Дети отвечают).____________________
Открываем, а в нём книга. – Ребята, эта книга о нашем округе, в котором мы живём. Кто-нибудь знает, как называется наш округ? Кто коренные жители нашего округа? (Ответы детей).________________________________________________________________________
С экрана слышен плач.__________________________________________________________
Обращаюсь к девочке: -Что случилось, Альва?______________________________________
Девочка отвечает:–Я вам отправила не только книгу, но и еще обереги, которые должны были вас защищать от злых духов, но они потерялись._______________________________
Я обращаюсь к ребятам: Ребята, на оберегах ханты изображают особенный рисунок – узор. – Что же нам делать, ребята? (Ответы детей). – Как можно помочь Альве? (Ответы детей: можно нарисовать, вырезать обереги).___________________________________________
- Актуализация
Дидактическая задача: актуализировать у детей знание о узорах._____________________
Воспитатель: - Ребята, а что значит узор? (Ответы детей)_____________________________
- Где мы можем встретить узоры? (Ответы детей).___________________________________
- А для чего нам нужны узоры? (Ответы детей)._____________________________________
- Затруднение в ситуации
__ Дидактические задача: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о происхождении узоров народа ханты.______________________________
Воспитатель: – Ребята, а вы знаете откуда появились хантыйские узоры и как они выглядят, на что похожи? (Ответы детей).___________________________________________________
-В нашей книге есть стихотворение, послушайте:___________________________________
«Хантыйские узоры красивы и просты____________________
Вглядись дружок, и скоро______________________________
Поймёшь их сердцем ты_______________________________
Узоров тех сплетенья__________________________________
Похожи то на рыб,___________________________________
То на рога оленьи,____________________________________
То на речной изгиб»__________________________________
-Действительно, названия этих узоров связаны с животными. Все узоры ханты берут из природы._____________________________________________________________________
- «Открытие» нового знания (способа действия)
__ Дидактические задачи:_______________________________________________________
1) формировать представление детей о том, как появились узоры, которые украшают одежду, предметы быта народа ханты;___________________________________________
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;____________________________________________________________
3) совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает»;________
4) тренировать умение проверки по образцу._______________________________________
Воспитатель: –Ребята у народов ханты есть сказка о том, как появились узоры, которые украшают одежду, предметы быта народа ханты. Хотите ее послушать. Тогда слушайте и смотрите внимательно. И Альва вместе с вами будет слушать сказку.___________________
Рассказывание сказки воспитателем. (В ходе рассказывания сказки воспитатель обращает внимание детей на слайды).______________________________________________________
Однажды звери, птицы и рыбы опечалились, что одежда их совсем не красива и обратились к женщине, которая умела красиво шить, чтобы та украсила их одежду, а они, взамен, подарят ей подарки.____________________________________________________________
Согласилась женщина. Заяц-Шовар принёс своё серое платье, и женщина придумала и вышила узор «заячьи ушки» (слайд 1). Белочка-Ланки принесла пушистое платье, и появился узор «След белки» (слайд 2). Глухарка и Тетерев принесли свои платья, и на их платьях появились причудливые орнаменты «глухарка сна» (слайд 3). Окунь принес свое невзрачное платье, и ему женщина вышила узор «Узор чешуи окуня» (слайд 4). Последним пришел Медведь-Пупи, и ему захотелось себе красивое платье (слайд 5). Все платья______
животных стали красивыми, яркими и индивидуальными, ведь женщина придумала для каждого обратившегося свой неповторимый узор.___________________________________
Радовались звери, довольна женщина. Люди стали придумывать себе новые орнаменты и украшать себе одежду.__________________________________________________________
- Что попросили сделать звери у женщины? Какие новые узоры орнаментов вы услышали и увидели в сказке? (Ответы детей)._______________________________________________
Обращаюсь к детям: - Ребята, в нашей книге написано, что дети хантов любят играть в игры, давайте и мы свами поиграем. Игра «Белый шаман».___________________________
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры._______________________________________________
После игры: - Мы с вами теперь знаем, как выглядят узоры хантов и я вам предлагаю сейчас самим выполнить узор из мозаики. (Детям предлагаю сесть за столы, перед ними лежат схемы узоров и мозаика). - Молодцы, вы справились с заданием._______________________
- Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
__ Дидактическая задача: закреплять знания о названиях и уметь определять узоры народа ханты._________________________________________________________________
Звучит музыка и я обращаю внимание детей на книгу – Ребята, оказывается наша книга волшебная и я в ней нашла узоры для оберега. (Показываю готовые узоры)._____________
- Как выдумаете, как называются узоры? На что похожи? (Идет обсуждение с детьми).____
Дети выбирают узор для будущего оберега и принимаются за работу. У каждого есть заготовка, ребятам необходимо наклеить выбранный орнамент.________________________
По окончанию работы звучит голос с экрана: - Какие вы молодцы, ребята! Вы смогли сами изготовить обереги, которые будут вас оберегать от злых духов. До свидания!___________
Ребята прощаются с девочкой.____________________________________________________
- Осмысление
__ Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они получили.
- Дети, кому вы сегодня помогли?________________________________________________
- Что нового узнали?___________________________________________________________
- Вы сегодня научились определять и называть названия узоров народа ханты.__________
- Что вы изготовили сегодня?____________________________________________________
- У кого возникли трудности и справились ли вы с ними?____________________________
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.): Данная организованная образовательная деятельность в технологии «Ситуация» направлена на ознакомление детей с детей с культурой коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты, закрепление название хантыйских узоров. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 4-5 лет.______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»
НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...
Ознакомление с окружающим миром . Конспект занятия: "Север-царство льда и снега".
Север-царство льда и снега....
НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"
НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...
Конспект "Животные севера"
Цель: Расширить представления детей об образе жизни животных в условиях севера...
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...
Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»
Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»...
Конспект "Животные севера Красноярского края"
Конспект "Животные севера Красноярского края"...