Конспект занятия "Узоры севера"
план-конспект занятия (средняя группа)

Сайфутдинова Анфиса Харисовна

данная организованная образовательная_______________

деятельность в технологии «Ситуация»  направлена на ознакомление  детей с узорами__ народа ханты._________________________________________________________________

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayfutdinova_ah_zanyatie_uzory_severa.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» ФГАОУ ДПО АПК и ППРО

Научный руководитель – д.п.н., профессор Л.Г. Петерсон

ОО (регион, город, поселок и др.):__ХМАО-Югра, город Югорск__________________

Наименование ОО МАДОУ «Детский сад «Гусельки»

Ф.И.О. педагога: Сайфутдинова Анфиса Харисовна________________________________  

Номинация: «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»___________

Образовательная область: Познавательное развитие_______________________________

Возрастная группа: средняя____________________________________________________

Тема: «Узоры Севера»_________________________________________________

Основные цели: Расширение и закрепление знания детей о культуре коренных народов_____ Севера. Знакомство с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Закрепление__ название хантыйских узоров .______________________________

Дидактические материалы:

Оборудование: мультимедийное оборудование, книга «Моя Югра», заготовки для______ оберега, клей, салфетки, мозаика.________________________________________________

Краткая аннотация к работе: данная организованная образовательная_______________

деятельность в технологии «Ситуация»  направлена на ознакомление  детей с узорами__ народа ханты._________________________________________________________________

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

_ Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.___

Обращаю внимание детей на красивый свёрток._____________________________________

Звонит телефонный звонок, на проекторе появляется девочка._________________________

-Здравствуйте ребята, меня зовут Альва, я звоню вам с далекого севера. Я отправила вам подарок ко дню рождения округа!_________________________________________________

Воспитатель с детьми здороваются с девочкой.______________________________________

Я обращаюсь к Альве: - Да, Альва, мы получили подарок! Ребята, как вы думаете, какой мы подарок получили? Что находится в этом свертке? (Дети отвечают).____________________

  Открываем, а в нём книга.  – Ребята, эта книга о нашем округе, в котором мы живём. Кто-нибудь знает, как называется наш округ? Кто коренные жители нашего округа? (Ответы детей).________________________________________________________________________

С экрана слышен плач.__________________________________________________________  

Обращаюсь к девочке: -Что случилось, Альва?______________________________________

Девочка отвечает:–Я вам отправила не только книгу, но и еще обереги, которые должны были вас защищать от злых духов, но они потерялись._______________________________

Я обращаюсь к ребятам: Ребята, на оберегах ханты изображают особенный рисунок – узор. – Что же нам делать, ребята? (Ответы детей). – Как можно помочь Альве? (Ответы детей: можно нарисовать, вырезать обереги).___________________________________________

  1. Актуализация

Дидактическая задача: актуализировать у детей знание о узорах._____________________

Воспитатель: - Ребята, а что значит узор? (Ответы детей)_____________________________

- Где мы можем встретить узоры? (Ответы детей).___________________________________

- А для чего нам нужны узоры? (Ответы детей)._____________________________________

  1. Затруднение в ситуации

__ Дидактические задача: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о происхождении узоров народа ханты.______________________________

Воспитатель: – Ребята, а вы знаете откуда появились хантыйские узоры и как они выглядят, на что похожи? (Ответы детей).___________________________________________________

 -В нашей книге есть стихотворение, послушайте:___________________________________

                                                 «Хантыйские узоры красивы и просты____________________

                                                   Вглядись дружок, и скоро______________________________

                                                   Поймёшь их сердцем ты_______________________________

                                                   Узоров тех сплетенья__________________________________

                                                    Похожи то на рыб,___________________________________

                                                    То на рога оленьи,____________________________________

                                                    То на речной изгиб»__________________________________

-Действительно, названия этих узоров связаны с животными. Все узоры ханты берут из природы._____________________________________________________________________

  1.  «Открытие» нового знания (способа действия)

__ Дидактические задачи:_______________________________________________________

1) формировать представление детей о том, как появились узоры, которые украшают одежду, предметы быта народа ханты;___________________________________________

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;____________________________________________________________

3) совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает»;________

4) тренировать умение проверки по образцу._______________________________________

Воспитатель: –Ребята у народов ханты есть сказка о том, как появились узоры, которые украшают одежду, предметы быта народа ханты. Хотите ее послушать. Тогда слушайте и смотрите внимательно. И Альва вместе с вами будет слушать сказку.___________________

Рассказывание сказки воспитателем. (В ходе рассказывания сказки воспитатель обращает внимание детей на слайды).______________________________________________________

Однажды звери, птицы и рыбы опечалились, что одежда их совсем не красива и обратились к женщине, которая умела красиво шить, чтобы та украсила их одежду, а они, взамен, подарят ей подарки.____________________________________________________________

        Согласилась женщина. Заяц-Шовар принёс своё серое платье, и женщина придумала и вышила узор «заячьи ушки» (слайд 1). Белочка-Ланки принесла пушистое платье, и появился узор «След белки» (слайд 2). Глухарка и Тетерев принесли свои платья, и на их платьях появились причудливые орнаменты «глухарка сна» (слайд 3). Окунь принес свое невзрачное платье, и ему женщина вышила узор «Узор чешуи окуня» (слайд 4). Последним пришел Медведь-Пупи, и ему захотелось себе красивое платье (слайд 5). Все платья______

животных стали красивыми, яркими и индивидуальными, ведь женщина придумала для каждого обратившегося свой неповторимый узор.___________________________________

Радовались звери, довольна женщина. Люди стали придумывать себе новые орнаменты и украшать себе одежду.__________________________________________________________

- Что попросили сделать звери у женщины?  Какие новые узоры орнаментов вы услышали и увидели в сказке? (Ответы детей)._______________________________________________

 Обращаюсь к детям: - Ребята, в нашей книге написано, что дети хантов любят играть в игры, давайте и мы свами поиграем. Игра «Белый шаман».___________________________

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры._______________________________________________

После игры: - Мы с вами теперь знаем, как выглядят узоры хантов и я вам предлагаю сейчас самим  выполнить узор из мозаики. (Детям предлагаю сесть за столы, перед ними лежат схемы узоров и мозаика). - Молодцы, вы справились с заданием._______________________

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

__ Дидактическая задача: закреплять знания о названиях и уметь определять узоры народа ханты._________________________________________________________________

Звучит музыка и я обращаю внимание детей на книгу – Ребята, оказывается наша книга волшебная и я в ней нашла узоры для оберега. (Показываю готовые узоры)._____________

- Как выдумаете, как называются узоры? На что похожи? (Идет обсуждение с детьми).____

Дети выбирают узор для будущего оберега и принимаются за работу. У каждого есть заготовка, ребятам необходимо наклеить выбранный орнамент.________________________

По окончанию работы звучит голос с экрана: - Какие вы молодцы, ребята! Вы смогли сами изготовить обереги, которые будут вас оберегать от злых духов. До свидания!___________

Ребята прощаются с девочкой.____________________________________________________

  1. Осмысление

__ Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они получили.

- Дети, кому вы сегодня помогли?________________________________________________

- Что нового узнали?___________________________________________________________

- Вы сегодня научились определять и называть названия узоров народа ханты.__________

- Что вы изготовили сегодня?____________________________________________________

- У кого возникли трудности и справились ли вы с ними?____________________________

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.): Данная организованная образовательная деятельность в технологии «Ситуация» направлена на ознакомление детей с детей с культурой коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты, закрепление название хантыйских узоров. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 4-5 лет.______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Конспект "Животные севера"

Цель: Расширить представления детей об образе жизни животных в условиях севера...

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»...

Конспект "Животные севера Красноярского края"

Конспект "Животные севера Красноярского края"...