«Культурно-исторические памятники Салехарда»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

Малая родина - у каждого она своя, но каждому дорога. Ведь именно малая родина, с её природой и культурными ценностями, оказывают огромное влияние на становление личности ребёнка. Она оказывает огромное влияние на внутренний мир малышей: это их детский сад, улица, семья, дом… Всем этим, они гордятся и очень скучают, когда находятся где-то далеко от этого. И радуются, когда у неё, малой родины, праздники.   Любознательность маленьких почемучек позволяет нам знакомить малышей с памятными местами родного края, с историей малой родины, культурно-историческими памятниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorg_saehard_vot_etot_.docx356.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Методическая

разработка туристско-краеведческой направленности

 «Живём на Ямале»

     

Тема: «Культурно-исторические памятники Салехарда»

Форма проведения – виртуальная экскурсия    

Номинация «Конспект занятия»

C:\Users\InWin\Downloads\1010b42b-076e-5e16-995b-13bef3489912.jpgC:\Users\InWin\Downloads\IMG_5064яч.jpg

 

C:\Users\InWin\Downloads\6-9772.jpg

                                                                         

Автор: Ниязова Ольга Максимовна

Должность: воспитатель

Панаевск, 2023 г

 

Пояснительная записка

Содержание конспекта для детей 6-7 лет, продолжительность занятия -30 -35 минут.

Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края 

Задачи: 

Образовательные: Познакомить воспитанников с историей становления Салехарда, с культурно-историческими памятниками города;  

Развивающие: Развивать активные познавательные интересы, стремление, изучать историю края;

Воспитывающая: Воспитывать чувство гордости за родной край, культуру и традиции народов Севера

Методы: словесный, наглядный, практический  

Форма: Занятие- экскурсия

Условия реализации: групповое помещение, оснащённое презентационной и интерактивной системой;

Оборудование: мультимедийная установка - экран, компьютер; материалы для практической работы: альбомные листы с крупной клеткой, простые и цветные карандаши; дидактический материал: образцы ненецких национальных узоров;

  Используемые технологии: информационная,

Идея

Малая родина - у каждого она своя, но каждому дорога. Ведь именно малая родина, с её природой и культурными ценностями, оказывают огромное влияние на становление личности ребёнка. Она оказывает огромное влияние на внутренний мир малышей: это их детский сад, улица, семья, дом… Всем этим, они гордятся и очень скучают, когда находятся где-то далеко от этого. И радуются, когда у неё, малой родины, праздники.   Любознательность маленьких почемучек позволяет нам знакомить малышей с памятными местами родного края, с историей малой родины, культурно-историческими памятниками.  

 План проведения  

1. Вводная часть: создание мотивации;

2. Основная часть:

  • использование различных методов и приемов: наглядные, словесные, практические, педагогические технологии, позволяющие решать программные задачи занятия;
  •  анализ деятельности детей;

3. Заключительная часть. Рефлексия  

Дети сидят. Звучит отрывок (фонограмма) стиха Анатолия Федорова «Салехард» слайд №1 

Поговорить с тобой хочу

Мой город Салехард.  

Представить каким будешь ты

И заглянуть назад.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы побываем с вами     в столице Ямало-Ненецкого автономного округа в городе Салехард

  (слайд №2) 

Познакомиться с историей рождения Салехарда, с его культурно-историческими памятниками нам поможет необычная книга (показ энциклопедии).  Посмотрите, ребята, эта книга  больше других книг по размеру, в них много цветных картинок и пояснений к ним. Эти книги не похожи на сказки, стихи или рассказы. Из   можно узнать много интересного о разных вещах, они помогают людям получить ответы на разные, разные вопросы. Называются такие книги – энциклопедиями.

Звучит   музыка, воспитатель открывает первую страницу книги. 

Воспитатель: Книга открывается, страницы шелестят,

                Все лучшее что было, расскажет для ребят. 

  Включается аудиозапись шум речных волн, гудок теплохода, крик чаек.  

Воспитатель: Если подъезжать к Салехарду по реке, то на высоком берегу, недалеко от слияния двух рек: Полуя и Оби, будут видны бревенчатые стены и башни. Это   Музей под открытым небом «Обдорский острог»-  сооружение, постройка, выстроенная  в начале XXI века,  и, надёжно защищавшая      от нападений врагов. Слайд № 3   

При его строительстве не было использовано ни одного гвоздя.   Первоначально это место было зимовьем казаков.  Казаки - Это очень храбрые и умелые люди.  Они боролись за справедливость и свободу для других людей.  Воевали казаки на коне, и оружие было у них - сабля, ружьё   Казаки были людьми крепкими.  Вот таких крепких и смелых   людей, прислали сюда для освоения бескрайнего Севера.    

Крепость была огорожена    деревянным частоколом (Слайд  № 4). 

(Слайд№5 )  Здесь же располагались Башни.    Башня, на которой мы видим   двуглавого орла - это главная башня, Никольская.  Ворота башни оберегали поселение от нечистой силы. Обратите внимание, дети, на Деревянный храм   -  настоящее украшение острога. Храм является действующим, по воскресеньям проходят службы. Дом воеводы. Так раньше, очень давно называли начальника  войском. Дом воеводы    был не только жилым помещением, но и местом обсуждения сделок между купцами – людьми, которые занимались торговлей.

Ныне же Обдорский острог – великолепный музейный комплекс, историко-культурный центр, расположившийся прямо под открытым небом.  Это и любимое место горожан. Здесь регулярно проводятся как национальные праздники ненцев и хантов.  (Слайд№6) Для детей организуются тематические мастер-классы, экскурсии, развлечения.

Звучит волшебная музыка, воспитатель открывает вторую страницу книги

Воспитатель: Книга открывается, страницы шелестят,

В музейно-выставочный комплекс приглашает всех ребят.

Воспитатель: (Слайд №7)    Следующая страница книги знакомит нас   с   одним из старейших музеев Сибири -  им. Ивана Семеновича Шемановского.

(Слайд№8) Здесь собраны изделия - резьба по кости, украшения из бисера, вышивка, аппликация на мехе, коже и сукне.   Проходят выставки фотографий, картин и других экспонатов.  Традиционная сумка северных народов для хранения предметов рукоделия (по-ненецки туча). Сумки северных народов обычно украшаются меховой или суконной мозаикой, а также металлическими предметами, которые защищают   владелицу сумки от злых сил (показ и рассматривание изделия). Здесь и бубен шамана.      (Слайд №9) Посетители музея знакомятся с этническими особенностями северных народов: традициями, костюмами, обстановкой жилища северных народов.

(Слайд №10)  Гости музея могут рассмотреть   коллекцию   минералов и полезных ископаемых -  богатства, которые создает сама природа.  Это уголь, нефть, газ,   глина.

(Слайд№ 11) Одна из выставок посвящена ледниковому периоду и самым ярким представителям  животного мира — мамонтам.  Здесь представлен самый ценный экспонат музея — мамонтенок   Люба.    Мамонтёнка Любу  нашли в нашем Ямальском районе. Продолжаем нашу экскурсию – путешествие.

Физминутка По дорожке ты шагай, (шаг с высоким подъемом колена)

Ноги выше поднимай.

И галопом поскачи, (боковой галоп)

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай, (ходьба на носках, руки в стороны)

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке, (прыжки на двух ногах)

Хороши пружинки – ножки. (с продвижением вперед)

Дальше веселей шагай     (шаг марша)

 Воспитатель:  Книга открывается, страницы шелестят,

                           Все лучшее что было, расскажет для ребят 

Воспитатель перелистывает страницу. Звучит песня коми -зырян «Марь я моль»

Воспитатель: Песня?  Что бы это значило? (Воспитатель задумывается, выслушивает предполагаемые ответы детей). Ребятки, (тихим, таинственным голосом) открыть вам секрет?

Дети: Да!

Воспитатель: Страницы книги приглашают нас в Дом купца Терентьева.

(Слайд№ 12)

Воспитатель: А вы знаете кто такой купец?

Ответы детей.

Купец  человек (торговец).  Он занимался торговлей, что - то покупал, чем - то торговал.    

В Салехарде есть много улиц. Но одна из улиц известна каждому жителю нашего округа. Это    улица Ламбиных.  Небольшая улица Ламбиных  - это улицы   Обдорска, старого Салехарда.  В доме на улице Ламбиных когда-то жила большая купеческая семья Терентьевых. Осип Терентьев занимался торговлей мясом, пушниной и рыбой. Он был очень богатым, один из богатейших людей Севера.

(Слайд№12) Если мы приоткроем   Древние ворота двора этого дома, то увидим    амбар - это сарай, единственная сохранившаяся постройка (воспитатель показывает на фото амбар). Здесь хранятся снасти – принадлежности для рыбной ловли, сети и ловушки. В таких амбарах хранились рыба, мясо, шкуры, различные товары для продажи на Обдорской ярмарке. Таких амбаров в нашем округе, да и вообще на Севере, почти не сохранилось.  (Слайд№13) И, конечно,  сам дом – большой, просторный, с настоящей русской печью, на столе самовары, чугунки, посуда тех времён, на полу  дорожки, которые сами люди ткали.      Посетив этот дом, мы имеем возможность узнать, как жили раньше, очень давно обдорские купцы и зажиточные селяне. (Слайд № 14) Сегодня дом купца Терентьева – это музей.   Теперь здесь проводят экскурсии и мастер-классы, а в праздничные дни дом снова наполняется звонким смехом – усадьба купца Терентьева зовет в гости всех и нас тоже.

Звучит ненецкая песня (по выбору воспитателя) на интерактивной доске изображение ягушки, зимний вариант и демисезонный 

Воспитатель: И нас с вами, дорогие ребята, пригласили на мастер–класс. Мы с вами будем украшать ягушку  (слайд № 15) ненецким национальным орнаментом «Заячьи ушки» (показ орнамента «Заячьи ушки» на  слайде)

Воспитатель: Ягушка — это традиционная женская одежда   ненцев. Зимний вариант шьют из кожи и меха оленей, он сохраняет тепло даже в самые лютые морозы. Демисезонные ягушки шьют из сукна – это очень плотная ткань.  Этот тип одежды отлично подходит для кочевого образа жизни ненцев.

Практическая работа: на столах шаблон ягушки из разного цвета бумаги, альбомные листы с изображением ненецкого орнамента " Заячьи ушки», уже вырезанный орнамент « Заячьи ушки»,    клей.

План

  • Показ готового образца ягушки;
  • Анализ готового изделия;
  • Показ изображения ненецкого орнамента «Заячьи ушки»;
  • Алгоритм выполнения работы: уже вырезанный  узор, располагаем  на шаблоне, приклеиваем;
  • Беседа о правилах безопасного пользования ножницами и клеем;
  • Перед работой - пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя);
  • Самостоятельная работа в музыкальном сопровождении ненецкой песни;
  • Организация выставки детских работ;

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие замечательные работы у нас получились!  (дети высказывают своё мнение о том, какие работы удались лучше) Вот и завершилась наша экскурсия по культурно-историческим памятникам города Салехарда.  

Воспитатель: В ходе экскурсии мы узнали много новых слов. Давайте их вспомним (слайд№16), (на нём изображение картинок новых для детей слов).    

 Давайте сядем в кружок, проведём игру «Свободный микрофон».  

Описание: Ребенок по желанию может высказаться о проведенном   занятии, держа в руках микрофон и сказать:

  - Сегодня я узнал, что…

 -У меня получилось…

Воспитатель: Ребята, я очень рада была нашей встрече. И уверена, что, когда подрастёте, обязательно посетите культурно - исторические памятники города Салехарда и поделитесь своими впечатлениями.  

(слайд17) Звучит фонограмма отрывка   из стихотворения Анатолия Фёдорова «Салехард» под музыкальное сопровождение (по выбору воспитателя)

Ты, был основан, как острог.
Так долго, был в тени.
Уж вряд ли знал на свете кто, 

Что где-то есть и ты…

 Лет, этак, скажем через сто!

Каким ты, станешь, город мой?

Вот посмотреть бы на тебя...
И снова встретиться с тобой!

                                       А.Фёдоров

 
 

 

Используемые ресурсы:

nashural.rumesta…ao/salehard…obdorskij-ostrog/

news.myseldon.comru/news/index/241996134

ntk-kak.livejournal.com133029.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества"

Представляю вам презентацию "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества". Надеюсь она будет полезна воспитателям....

Проект по воспитанию патриотических ценностей в культурно-исторических традициях «Мой край родной»

Разработанная система деятельности по воспитанию патриотических ценностей о культурно-исторических традициях реализуется в проекте «Мой край родной»....

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"

Отдел образования администрации Чернянского района        Формирование  патриотических чувств у  детей   дошкольного  возраста по...

«Формирование эмоционального мира дошкольников, посредством культурно- исторических памятников архитектуры- Святой источник»

В материале описывается метод работы с детьми по формированию эмоционального мира посредством культурно- исторических памятников архитектуры...

«Культурно-исторические памятники Салехарда»

Содержание  коснпекта занятия наравлено на приобщение дошкольников к истории и культуре родного края. Для реализации цели  реализуются задачи: познакомить воспитанников с ист...

презентация "Культурно- исторические памятники Салехарда"

Малая родина - у каждого она своя, но каждому дорога. Ведь именно малая родина, с её природой и культурными ценностями, оказывают огромное влияние на становление личности ребёнка. Она оказывает огромн...