Сюжетно-ролевая игра «Геологическая экспедиция» подготовительная группа.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Радионова Анна Александровна

Закрепить и систематизировать знания детей о труде геологов. Расширить знание о профессии геолога. Воспитание уважения к людям труда, их деятельности и ее результатам. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых. Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор, грамматически правильную речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра «Геологическая экспедиция»

подготовительная группа.  

Игровые роли:  руководитель геологической экспедиции, геологи, химик лаборант, практиканты геологического университета (взять ребят старшей группы 2-3 человека)

Атрибуты, игровой материал: рюкзак, лупа, фонарик, веревка, контейнеры   для хранение образцов полезных ископаемых и почвы, блокнот, ручка, карандаш, линейка, карта, фотоаппарат, бинокль, бейджики, аптечка,  

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о труде геологов. Расширить знание о профессии геолога. Воспитание уважения к людям труда, их деятельности и ее результатам. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых. Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор, грамматически правильную речь.

Ход игры:

Ребята, как называется профессия людей которые находят подземные богатства.(геологи. ) Слово геология пришло к нам из греческого языка и дословно переводилось как «слово о земле». Деятельность геолога – это не только постоянные экспедиции и командировки, но и работа в лаборатории и составление карт, месторождений ценных полезных ископаемых, но и при освоении новых территорий для строительства зданий, мостов, линий метрополитена и т.д. Наверное это очень интересно искать эти все камни? Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь. Кто же участвует в экспедиции?      Нас путь ждет дальний (Ходьба на носках)

Но не боимся трудности мы  (в приседе, полуприседе)

Мы смелые геологи  (приставным шагом)

Идем на ответственное задание, для пользы нашей страны  (спиной вперед)

Ни дождь, ни снег, ни зной не остановят нас (Бег змейкой)

Забраться на гору спустится с нее (на носках)

Все вместе можем (мы широким шагом)

Сюжетно-ролевая игра «Геологическая экспедиция» для детей

Игровые роли: руководитель геологической экспедиции, геологи, химик лаборатории.

Атрибуты, игровой материал: рюкзак, лупа, фонарик, веревка, контейнеры и пластмассовые колбы для хранение образцов полезных ископаемых и почвы, блокнот, ручка, карандаш, линейка, карта,фотоаппарат, бинокль, бейджики, спецодежда для геологов.

Ролевые действия

Руководитель экспедиции: объясняет задание – провести разведку полезных ископаемых в определённой местности; указывает это место на карте (карта групповой комнаты) с отметкой пункта назначения. Задает маршрут пути. Рассказывает об оборудований, которое нужно взять с собой; контролирует работу всей геолого- разведывательной группы; разрешает спорные вопросы; принимает окончательные решения.

Геологи: складывают рюкзаки; идут намеченным маршрутом; находя полезное ископаемое (камень, складывают образцы в специальные контейнеры, колбы, отправляют в лабораторию на анализ; отмечают на карте местонахождение полезного ископаемого.

Делают фотосъёмку месторождений. Составляют геологические карты, на которые наносят места нахождения полезных ископаемых. Получив результаты лабораторных исследований, уточняют данные о полезных ископаемых на карте.

Химик лаборатории: проводит анализ присланных образцов ископаемых(определяет состав горных пород, структур). Полученные данные передает геологам.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о труде геологов. Расширить знание о профессии геолога. Воспитание уважения к людям труда, их деятельности и ее результатам. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых. Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор, грамматически правильную речь.

Ход игры:

Ребята, как называется профессия людей которые находят подземные богатства. (геологи. ) Слово геология пришло к нам из греческого языка и дословно переводилось как «слово о земле». Сегодня этим термином именуется наука о составе, строении, истории развития земной коры и размещённых в ней полезных ископаемых. Геология состоит из множества разделов, углублённо изучающих каждый компонент науки. Поэтому спектр работы геолога довольно широк. Не зря их называют исследователями недр. Кто, как не геолог сможет в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом не побоясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Самые мужественные профессионалы удостаиваются звания «Заслуженный геолог Российской Федерациий, а 5 апреля все исследователи недр отмечают профессиональный день геолога. Деятельность геолога – это не только постоянные экспедиции и командировки, но и работа в лаборатории и составление карт, месторождений ценных полезных ископаемых, но и при освоении новых территорий для строительства зданий, мостов, линий метрополитена и т.д. Геолог может уйти в науку и работать в научно-исследовательских учреждениях и отраслевых научных институтах или стать хорошим специалистом в строительных фирмах и частных нефтяных компаниях и концернах.

Наверное это очень интересно искать эти все камни?

Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь.

Кто же участвует в экспедиции?

Распределение ролей.

Начальник экспедиции. И мы отправляемся в путь. Идущий впереди считает расстояние шагами от точки до точки, чтобы не сбиться с пути.

Внимание мы идем по узкой горной тропе, смотрите внимательно нам необходимо взять

образцы горны пород, рассматривают, складывают в контейнер, подписывают этикетку, ставят точку на карте.

Начальник экспедиции. На этом месте образцы взяты, отправляемся дальше.

Подходят к завалу.

Начальник экспедиции. Посмотрите какой огромный обвал произошел, а нам нужно попасть в эту пещеру.

Начальник экспедиции. Завал расчищен, давайте немного отдохнем прежде чем спускаться в пещеру.

А пока отдыхаем, давайте поиграем в игру «Польза-вред».

Игра: «Польза-вред»

Какую пользу человеку приносят камни? (используют для строительства дорог, зданий, делают украшения,предметы быта и т. Д.)

Какой вред приносят камни? (перегораживают дорогу, ранят человека)

Отгадайте загадку: Вот гора, она гола,

Как из темного стекла.

Не растут на ней, увы,

Ни кусточка, ни травы.

И к тому ж она отвесна.

Назови мне это место? (скала)

А что бывает в скале? (пещера)

^ Начальник экспедиции. Сейчас мы будем спускаться в пещеру.

Привязывают за пояс веревкой и по одному спускаются в пещеру по одному. Там берут образцы и складывают их в контейнер.

• Отправляются обратно в лагерь тем же путем.

• Камни отдают химику.

• Химик проводит опыты.

1. Опыт «Есть ли в камне воздух?»

Опыт«Есть ли в камне воздух?»

Материалы:

Минералы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.

Действия: Опустить по одному минералу в емкость и пронаблюдать, если есть пузырьки значит в камне есть воздух

2. Опыт. «Может ли камень плавать?»

^ Опыт«Может ли камень плавать?»

Материалы:

Минералы, камушек пемзы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.

Действия:

В 1 емкость наполненную водой бросить кусочек пемзы, а во2 емкость бросить минерал.

Понаблюдать какой камень пойдет на дно, какой остается на поверхности?(пемза из камня который можно найти только в вулканах)

Можно ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь. Можно ли камень поцарапать? Чем? Можно ли поцарапать ногтем? Давайте проверим, правильно ли мы предположили. Попробуйте сломать камень. Легко ли это было сделать? Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остается ли след от монетки? Попробуйте поцарапать камень ногтем. Остался ли след?


Возвратившись в лагерь и проведя опыты, геологи отправляются в столовую.

Приложения:

Бейджики

Начальник экспедиции

Геолог (6 шт)

Химик

 СТИХИ

Первое воскресенье апреля

День геолога

Геолог! Странник наш земной,

Разведчик недр земли родной!

Спешишь вперед, и в праздник свой —

Рюкзак тяжелый за спиной.


Но и за труд ценна награда.—

Вдруг обнаружить блеск алмаза

Иль меди, олова и злата,

Но чаще — место нефти, газа.

Буду геологом

Стать геологом хочу –

Камни разные учу.

Вот руда, в ней есть металлы.

Вот различные кристаллы.

Камень здесь – морской коралл,

Рядом жемчуг засверкал.

Самый крепки, знай, алмаз,

Я найду его не раз.

ЗАГАДКИ

В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди  ископаемых ценной всегда

Считалась добытая в шахте ….    (Руда)

Путь его тяжёл и долог,

Ищет залежи...      (Геолог)

 

Сюжетно-ролевая игра «Геологическая экспедиция» для детей подготовительной группы

ольга стрелкова 
Сюжетно-ролевая игра «Геологическая экспедиция» для детей подготовительной группы

Сюжетно-ролевая игра «Геологическая экспедиция»

Для детей подготовительной группы

Воспитатель Вознесенского детского сада Стрелкова Ольга Николаевна.

Сюжетные линии игры

Организация геологической экспедиции для исследования природных ископаемых в толщах земли (разведка полезных ископаемых);

*обсуждение плана поиска по карте-схеме;

*сбор оборудование для экспедиции;

*организация бытовых условий геологов (жилье, питание);

*оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях;

организация отдыха (привал во время пути, отдых у костра перед сном)

Игровые роли: руководитель геологической экспедициигеологи, врач, повар, химик лаборатории.

Атрибуты, игровой материал: рюкзак, лупа, фонарик, веревка, лопаты, сито, контейнеры и пластмассовые колбы для хранение образцов полезных ископаемых и почвы, блокнот, ручка, карандаш, маркер, линейка, карта (группы ДОУ, фотоаппарат, бинокль, рация, палатка, гитара, котелок, тренога для котелка, шумовка, половник, макет костра (дрова, огонь,топор, набор продуктов, посуда (миска, ложки, кружки, аптечка, (стетоскоп, шприц, бинт, зеленка, йод, лейкопластырь, жгут, пинцет, эластичный бинт, микроскоп, бейджики, спецодежда для геологов, спецодежда для врача.

Ролевые действия

Руководитель экспедиции: объясняет задание – провести разведку полезных ископаемых в определённой местности; указывает это место на карте (карта групповой комнаты) с отметкой пункта назначения. Задает маршрут пути. Рассказывает об оборудований, которое нужно взять с собой; контролирует работу всей геолого- разведывательной группы; разрешает спорные вопросы; принимает окончательные решения.

Геологи: складывают рюкзаки; идут намеченным маршрутом; находя полезное ископаемое (камень, складывают образцы в специальные контейнеры, колбы, отправляют в лабораторию на анализ; отмечают на карте местонахождение полезного ископаемого.

Делают фотосъёмку месторождений. Составляют геологические карты, на которые наносят места нахождения полезных ископаемых. Получив результаты лабораторных исследований, уточняют данные о полезных ископаемых на карте.

Во время похода делают привал – отдыхают, принимают пищу.

Врач: оказывает первую медицинскую помощь - обрабатывает раны, перебинтовывает, накладывает жгут, повязку, делают обеззараживающие уколы,меряет давление, температуру. Проводит профилактические осмотры участников экспедиции.

Повар: организует питание участников экспедиции (устанавливает треногу, разводит костер, готовит пищу), ударом в колокольчик собирает участников экспедиции у костра.

геолог - связист: по рации держит связь с базой, докладывает о передвижениях, о найденных полезных ископаемых.

Химик лаборатории: проводит анализ присланных образцов ископаемых (определяет состав горных пород, структур). Полученные данные передает геологам.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о труде геологов. Расширить знание о профессии геолога. Воспитание уважения к людям труда, их деятельности и ее результатам. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых. Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Пополнять лексический словарь словами, обозначающие предметы, действия, признаки. Развивать физические качества, ловкость, выносливость, выдержку. Воспитывать любовь к природе и тому что нас окружает. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор, грамматически правильную речь.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Современный дошкольник на вопрос о том, кем и каким он хочет быть, когда станет взрослым, часто отвечает: бизнесменом, самым богатым человеком, банкиром. Хорошо или плохо, что так изменилась ориентация? Не будем судить, такова реальная действительность. Наверное, важнее, чтобы ребенок учился понимать, каким образом его мечта может быть осуществлена. Быть богатым очень даже хорошо, но для этого нужно научиться не грабить, а зарабатывать деньги, принося пользу себе и людям. В сегодняшней ситуации такие представления довольно трудно формируются, слишком много отрицательных примеров вокруг, а дети, как известно, не изолированы от социальной жизни. Задача педагога — поддержать мечту ребенка и связать стремление к ней с желанием трудиться. Не мешает привести в пример богатых людей, которые помогают инвалидам, осиротевшим детям, вкладывают деньги в благоустройство, в оборудование больниц. В связи с чем, возник вопрос о том, какие профессии самые важные и «необходимые» в современном мире.

Ход игры:

В группу входит Хозяйка Медной горы.

Хоз. Мед. горы. Здравствуйте дети!

Прибыла я с Уральских гор! Там мои владения.

Уральские горы, закаты, рассветы…

Чудесный рябиновый край!

Солнце осушит алмазные росы,

Раскроют цветы лепестки,

Уральских камней

Драгоценную россыпь

Есть у хозяйки горы.

Узнали меня? (ответы детей) Правильно! Я Хозяйка Медной горы.

Узнала я что вы собрались в мои владения. Не всех я туда пускаю, а только людей смелых, дружных и отважных.

Воспитатель. Проходи Хозяйка Медной горы, присаживайся, будь нашей гостьей.

Мы знаем люди с давних времен приходили в твои владения за минералами и драгоценными камнями.

Ребята, как называется профессия людей которые находят эти богатства. (геологи)

Наверное это очень интересно искать эти все камни?

Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь.

Кто же участвует в экспедиции?

Распределение ролей.

Воспитатель Роли распределили, а теперь отправляемся в путь.

Начальник экспедиции. Ну вот мы и подошли к горе. Давайте разобьем свой лагерь здесь.

Начальник экспедиции дает указания разбить лагерь. Распределяет по местам врачей, повара, показывает место где поставить палатку.

• Врачи проводят обследование участников экспедиции перед походом.

• Повар разводит костер, занимается приготовлением пищи.

Начальник экспедиции. А мы отправляемся в путь.

Внимание мы идем по узкой горной тропе, идем друг за другом по одному. Смотрите внимательно справа обрыв и слева обрыв.

После прохождения горной тропы останавливаются, берут образцы горны пород, рассматривают, складывают в контейнер.

Начальник экспедиции. На этом месте образцы взяты, отправляемся дальше.

Подходят к завалу.

Начальник экспедиции. Посмотрите какой огромный обвал произошел, а нам нужно попасть в эту пещеру. Придется нам расчистить путь.

• Расчищают завал. Во время расчистки завала один из геологов ломает руку.

• Радист сообщает в лагерь по рации о происшествии. Раненого уводят в лагерь.

• В лагере врачи оказывают первую медицинскую помощь.

Начальник экспедиции. Завал расчищен, давайте немного отдохнем прежде чем спускаться в пещеру.

А пока отдыхаем, давайте поиграем в игру «Польза-вред».

Игра«Польза-вред»

Какую пользу человеку приносят камни? (используют для строительства дорог, зданий, делают украшения,предметы быта и т. Д.)

Какой вред приносят камни? (перегораживают дорогу, ранят человека)

Отгадайте загадку: Вот гора, она гола,

Как из темного стекла.

Не растут на ней, увы,

Ни кусточка, ни травы.

И ктомуж она отвесна.

Назови мне это место? (скала)

А что бывает в скале? (пещера)

^ Начальник экспедиции. Сейчас мы будем спускаться в пещеру.

Привязывают за пояс веревкой и по одному спускаются в пещеру по одному. Там берут образцы и складывают их в контейнер.

• Отправляются обратно в лагерь тем же путем.

• В лагере садятся вокруг костра отдыхать.

• Камни отдают химику.

• Химик проводит опыты.

1. Опыт «Есть ли в камне воздух?»

Опыт«Есть ли в камне воздух?»

Материалы:

Минералы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.

Действия: Опустить по одному минералу в емкость и пронаблюдать, если есть пузырьки значит в камне есть воздух

2. Опыт. «Может ли камень плавать?»

^ Опыт«Может ли камень плавать?»

Материалы:

Минералы, камушек пемзы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.

Действия:

В 1 емкость наполненную водой бросить кусочек пемзы, а во2 емкость бросить минерал.

Понаблюдать какой камень пойдет на дно, какой остается на поверхности? (пемза из камня который можно найти только в вулканах)

Начальник экспедиции(обращается к Хозяйке Медной горы) Побывали мы у тебя в гостях. Посмотри какие богатства мы у тебя нашли. Можно мы их у себя оставим, сами полюбуемся и людям покажем.

А зато что ты такая гостеприимная и разрешила нам побродить по твоим владениям мы угостим тебя нашим походным чаем.

• Садятся вокруг костра, поют песни, обедают, пьют чай.

Приложения:

Бейджики

Начальник экспедиции

Геолог

Геолог

Геолог

Химик

Повар

Врач

Санитар

ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Медицинский пункт


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетно-ролевая игра «Геологическая экспедиция» Цель : Закрепить и систематизировать знания детей о труде геологов. Воспитание уважения к людям труда, их деятельности и ее результатам. Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Сюжетно - ролевые, пальчиковые игры и физкультминутки на военную тематику для детей младшей группы.

Материал в помощь воспитателям в формировании у детей  умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных в сюжет. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Восп...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...