Знакомство с православным праздником "Троица".
план-конспект занятия (старшая группа)

Леонова Елена Николаевна

Познакомить детей с православным праздником "Святой Троицы". Рассказать детям о том, что березке отводилась особая роль на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_troitsa.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 муниципального образования «Город Донецк»

Инновационный проект «Благовест»

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

« Знакомство с православным праздником «Троица»

Старший дошкольный возраст

Подготовила: воспитатель высшей категории

Леонова Елена Николаевна.

                          Пояснительная записка

Цель: знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Задачи:

- формировать представления о празднике Троица, празднике русской березки;

- развивать творческие способности детей средствами русского фольклора;

- способствовать формированию гармонически развитой личности;

- поддержать познавательный интерес к истории родного поселка, к своей малой Родине;

- воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.

Состав группы воспитанников: дети подготовительной к школе группы.

Актуальность. Актуальность выбранной темы занятия заключается в том, что Троица – один из светлых праздников. Со своими обычаями и обрядами он играет значительную роль в православной культуре. В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и, в то же время, самым загадочным праздником на Руси. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. В наше время устраиваются народные гуляния с играми, представлениями, песнями. Таким образом, наше занятие поможет детям не только сформировать представления о традициях на Руси, но и воспитать нравственно-духовные качества личности: доброту, радость, вежливость и другие.

Предварительная работа: разработка сценария, чтение художественной литературы, изучение иллюстраций из серии «Православные праздники», разучивание хороводной песни «Во поле березка стояла», экскурсия в храм.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Формы проведения занятия, виды деятельности: тематическое занятие.

Предполагаемый результат:  Умение детей эмоционально выражать чувство любви к природе, ценить её красоту, неповторимость, хрупкость через, доступные детям, творческие проявления. Дать элементарные знания детей об истории, быте русского народа, о празднике Троица.

(Образовательная деятельность происходит в мини музее «Русская изба»).

(Изба украшена ветками березы, цветами, пол устелен свежескошенной травой. Посреди избы стоит березка в кадке. На стенде оформлена выставка рисунков о православных праздниках: Рождество, Крещение, Пасха.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пришли в «русскую избу», чтобы познакомиться с еще одним православным праздником.

Но сначала, я бы хотела, чтобы мы с вами поздоровались по-особенному. Давайте станем в круг. Я буду говорить приветствие, а вы за мной повторять.

                     Здравствуй солнце золотое,

                       Здравствуй небо голубое,

                       Здравствуй матушка земля,

                        Здравствуйте мои друзья.

Воспитатель: от такого приветствия, у всех улучшилось настроение, и засветились улыбки на ваших лицах.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на выставку рисунков.

Какие праздники изображены на них?

(ответы детей)

Воспитатель: молодцы, ребята. Сегодня мы с вами вспомнили православные праздники, которые отмечают на Руси: Рождество, Крещение, пасха.

Хороши все праздники, каждый по-своему.

А сегодня я познакомлю вас с еще одним праздником, который отмечают в самом начале лета.

(воспитатель обращает внимание на убранство «избы».

Воспитатель: ребята, что изменилось в избе (украшена веточками березы, цветами, душистыми травами).

(ответы детей)

(на экране проектора появляется изображение храма, звучит звон колоколов)

Воспитатель: с давних времен на Руси приход лета отмечают особым обычаем – празднованием Святой Троицы. Этот праздник знаменует прощание с весной и встречу с летом, прославляют зеленеющую землю.

А история праздника такова: на пятидесятый день после Пасхи ученики Христа собрались вместе. Вдруг они услышали шум сильного ветра. А потом над головой появились языки пламени. Они светили ярко, но не обжигали людей. Так сошел на Апостолов Святой Дух. После этого стали Апостолы говорить на разных языках и стали проповедовать учение Христа по всему миру. Поэтому этот день считается Днем Рождения Православной Церкви.

Воспитатель: Ах, Троица, ах Троица!

                        Зеленая пора!

                        Как дышится, как молится,

                         Как звонится с утра!

                         Легко на сердце, благостно,

                          Любовью все живет.

                         На троицу так радостно,

                         И так душа поет!

Воспитатель: ребята, а что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?

(ответы детей)

Воспитатель: Говорят, на Троицу земля – именинница. В этот день землю не пашут, не копают, отдыхает Земля матушка. В этот день дома и улицы украшали веточками березы, цветами. В праздник Святой Троицы особое внимание оказывается Березке.

(на экране проектора появляется изображение березки).

Воспитатель: ребята, а вызнаете стихи о березке?

(дети рассказывают стихи о березке)

Воспитатель: молодцы, сколько красивых слов вы сказали о березке.

(на экране появляется березка, покачивающаяся от ветра).

Воспитатель: ребята, посмотрите, березка что-то хочет нам сказать.

(звучит фонограмма слов березки)

 Березка: Спасибо вам, ребята, за красивые слова. А хотите, я расскажу вам сказку?

 В некотором царстве, в некотором государстве, жила – была березка. Спала она крепким сном всю зимушку. А весна – красна пришла, солнышко пригрело, теплым ветерком повеяло и проснулась красавица березка. Проснулась, оглянулась, сережками украсилась к празднику приготовилась, ко дню Святой Троицы.

Воспитатель: в день Святой Троицы березку наряжали, словно девицу красную. Украшали ее бусами, лентами, платочками. Давайте и мы с вами украсим нашу березку разноцветными лентами.

(дети украшают березку ленточками)

Воспитатель: полюбуйтесь, какая красивая стала наша березка.

(звучит фонограмма голоса березки)

- уж, вы, милые детишки мои,

- ой спасибо, за наряды, подаренные.

- Ожила я – веселиться хочу,

- Песни петь, хороводы водить.

Воспитатель: ребята, березка приглашает нас в хоровод.

(хоровод «Во поле береза стояла»).

Воспитатель: а еще в этот день любили в игры играть.

               игра  «Золотые ворота»

(Дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель: а сейчас я познакомлю вас с традициями, связанные с этим праздником:

- В этот день умывали глаза речной или колодезной водой, чтобы не болели.

- Девушки спрашивали у кукушки, долго ли им еще в родительском доме жить.

- Бросали монетку в колодец или в речку – на удачу.

- Ребятишки плясали и пели заклички.

Воспитатель: а еще вот одна забава, которую любили и взрослые и дети. Кто из вас любит загадки отгадывать?

- Кто придумал мир, так чудесно смог?

Жизнь кто людям подарил?

Ну конечно… (бог)

- Как господь людей всех любит,

Так и мы должны любить.

Помните об этом люди

И давайте в мире…(жить)

- У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко.

Для души приобрету, я у бога…. (доброту)

Воспитатель: молодцы ребята, отгадали все загадки.

На этом наше занятие подошло к концу. А сейчас я хочу узнать, что нового вы узнали.

(вопросы к детям)

- как называется праздник, который мы отмечаем сегодня.

- когда отмечают праздник  Святой Троицы.

- какое дерево является символом Святой Троицы.

Воспитатель: Праздник Троица –Злат венец. А вам, мри дорогие – здоровья и радости! А теперь давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Мы будем по очереди передавать теплоту своих сердец через рукопожатие. Для этого нужно крепко пожать руку соседа.

А заканчивается наше занятие, по доброй традиции, сладким угощением: чайком, да крендельком!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Воспитание дошкольников посредством знакомства с православными праздниками"///

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Цель проекта:Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и га...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой

Статья о необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой, посредством авторских игр и пособий.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа является: Знакомство детей с основ...

Сохранение исторической памяти, краеведение. Знакомство с православными праздника на Руси «Праздник Пасхи»

В рамках недели добра с целью приобщения дошкольников к народной культуре, посредством формирования интереса к традициям православного праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение&ra...