Проект социально-педагогической направленности «Велиж- наш город родной»
проект (старшая группа)

Проект  социально-педагогической  направленности «Велиж - мой город родной» назван словами  прекрасной песни  о маленьком чудесном городе, на Западной Двине, с великим прошлым, о чем мы знаем, и большим будущим, на что надеемся и о чем мечтаем!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_velizhe.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

Проект социально-педагогической  направленности 

«Велиж- наш город родной»

(старшая группа)

                        Разработала:

                                        Версина Вера Семеновна,

                                                        воспитатель высшей категории

2017 г.

Актуальность проблемы

                                                                       

                                                                  Но где б ты вдали ни бродил все равно

                                                                                     Ты помни, встречая рассвет,

Что место одно есть такое, одно

Где ты появился на свет

Л.Дербенев

Проект  социально-педагогической  направленности «Велиж - мой город родной» назван словами  прекрасной песни  о маленьком чудесном городе, на Западной Двине, с великим прошлым, о чем мы знаем, и большим будущим, на что надеемся и о чем мечтаем!

Слова «родной» и «родина» имеют один корень и задача педагогов сделать так, чтобы для  наших воспитанников, город, где они родились и выросли, стал по-настоящему родным, и чувства к малой родине  переросли в любовь и уважение к нашей большой и великой стране - Россия. Очень важно   пробудить   эти глубокие чувства, достучаться до сердца каждого и вызвать  желание сделать свой город, а затем и свою страну  лучше и краше!

«Что посеешь, то пожнешь», гласит народная мудрость! Так давайте сеять в маленьких сердцах доброе, светлое и вечное! И осознанная  любовь к родному городу, о  которой  поется в песне Велижского поэта В. Никитина, появится   в   сердцах маленьких  Велижан -  будущих патриотов    России! И пусть любовь и уважение к родному городу, где сделаны первые шаги, произнесены первые слова, испытаны первые чувств, сформированные педагогами   навеки останутся в  сердцах наших воспитанников, и будут доказаны добрыми делами и поступками!

Много на свете больших городов,

много есть разных дорог.

Я на веки большую любовь

к Велижу в сердце сберег.

Велиж, Велиж, Велиж мой город родной,

Велиж, Велиж будь ты всегда молодой!                                                                        

Основанием для разработки проекта «Велиж - мой город родной» послужили наблюдения  за детьми, беседы  с  ними, которые  показали, что воспитанники группы проявляют любопытство и большой  интерес к   фотографиям  о   городе,  и охотно  делятся  впечатлениями, но  представления о своем городе у них  поверхностные. Насторожили и  результаты   анкетирования  родителей по нравственно - патриотическому воспитанию.  Многие  считают, что в дошкольном возрасте  еще   рано формировать патриотические чувства, а  рассказывать  детям об истории города, его достопримечательностях нужно в более старшем возрасте, когда пойдут в школу. На основании этого  и было принято решение о  разработке  проекта «Велиж-мой город родной» по формированию нравственно-патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста группы «Радуга».  Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, воспитания чувства привязанности к своей малой Родине, поддержку интереса детей к  его прошлому и настоящему.  Показав родные места с привлекательной стороны,  убедить воспитанников, что родной город прекрасен и интересен.                                                                                                 

Проект осуществляется по четырем направлениям:

  • история родного города;
  • современный город;
  • военная страница Велижа;
  • знаменитые люди города

Тематика и содержание форм организации деятельности с детьми представлена как  целостный и взаимосвязанный  компонент   образовательного процесса. Содержание выступает  как средство, стимулирующее коммуникативный, изобразительный и творческий опыт ребенка,  ориентированное на проникновение  в эмоционально-эстетическую и социально - нравственную сферу ребенка. Проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение,   предполагает взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с различными социальными институтами.

Цель проекта: 

 воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников  в процессе знакомства с  историей и культурой родного  города.

Задачи: 

  • расширить и углубить знания детей о городе Велиже, его истории;
  • познакомить с  гербом-символикой  города;
  • расширять представления о достопримечательностях  и культурных  ценностях города;
  • познакомить с людьми,  прославившими  город Велиж;
  • приобщать детей  к изучению военной   истории  города;
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к объектам родного города;
  • воспитывать любовь и привязанность к своему городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
  • вовлечь родителей и социальных  партнеров  в образовательный процесс для совместной работы по изучению   родного  города.

Охватываемые образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Вид проекта:

информационно - творческий.

Место проведения:

МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа

Длительность:

долгосрочный (6 месяцев)

Сроки проведения:

15 сентября 2016  по 30 января 2017 года

Участники:

дети старшей группы «Радуга», воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители воспитанников, социальные партнеры:  историка-краеведческий музей  г.Велижа, поисковый отряд «Воин» г.Велижа,  дом детского творчества г.Велижа,  Велижская   детская библиотека, МБОУ «Средняя школа №1» г.Велижа, МБОУ «Средняя школа №2» г.Велижа                                                                                                           Ожидаемые результаты:

  • активизация интересов детей и родителей в области истории и культуры    родного города;                                                                       
  • приобретение знаний и представлений об истории  города Велижа, достопримечательностях и людях, прославивших его;
  • сформированность уважения дошкольников к своей малой родине к людям, живущим рядом, культурным ценностям и традициям своего города.
  • сознательное, бережное отношение к культурному наследию своего народа.
  • сформированность  социально — личностной основы взаимодействия педагогов, детей, родителей, социальных партнеров при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями города.

Этапы проекта

Первый этап (подготовительный):

формулировка проблемы,  планирование, прогнозирование результатов,  продуктов проекта;

выявление уровня имеющихся представлений дошкольников  по теме проекта. (диагностика детей);

подбор методической, справочной и художественной литературы,  фото и   видео  материалов по тематике проекта;

подбор необходимого оборудования, дидактического материала и наглядных пособий для практического обогащения проекта;

разработка   перспективного плана работы по  теме проекта;

выявление роли родителей в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста (анкетирование родителей);

привлечение детей, родителей, социальных партнеров  к участию в проекте.
Второй этап (деятельный):

реализация проекта, через различные виды деятельности детей и формы организации;

проведение  цикла непосредственно образовательной деятельности с детьми: познавательное развитие

Организация образовательной деятельности:

«Велиж – прошлое и настоящее», «Архитектура города Велижа», «Памятные места нашего города»,  «Моя Родина – город Велиж», «Военные памятники города Велижа», «Возникновение города. Его история», «Участники ВОВ»,  «О чём рассказали старые фотографии», «Площадь Дзержинского - главная площадь города»; «Растительный и животный мир родного края», «Знаменитые люди города», «Транспорт нашего города».  

Экскурсии по городу

Лидова гора, сквер им. Прохорова, памятник «Катюша»

Художественно-эстетическое развитие:

праздник,  посвященный Дню освобождения Велижа ( с участием ветерана ВОВ)

Продуктивная деятельность:

  • лепка « Мой дом»;
  • выставка  рисунков «Велиж глазами детей и родителей»;
  • оформление фотоальбома «Моя малая Родина»;
  • изготовление подарков для  ветеранов  воины и труда;

Речевое развитие
Составление творческих рассказов: «Мой любимый уголок в нашем городе»

«Мой город в будущем», «Экскурсоводы».
Беседы с детьми:  «Моя улица», «Мой дом»,  «Что мы знаем о нашем городе»,  «История родного города», «Знаменитые люди нашего города», «Город в военные годы»                                                        

Ознакомление с художественной литературой:

 Разучивание стихов, песен о городе  Велиже.

Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры по теме.
Оформление дидактических игр по краеведению: 
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери здание», «Собери герб»,  «Подбери пару», «Путешествие по городу», «Составь картинку»

Работа с родителями:

беседы с родителями о важности данной проблемы;

консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание в семье»;
оформление папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота»;
привлечение родителей к пополнению предметно-пространственной развивающей среды по патриотическому воспитанию;

участие родителей в создании презентации о главной площади города-площади Дзержинского «Площадь на ладошке»;
фото - выставка «Я шагаю по Велижу» (совместно с родителями);

оформление альбомов  «Памятники моего города»;

участие родителей в изготовлении  лепбука « Наш город»;

привлечение родителей к созданию мини-музея  «Наш город».

Работа с социальными партнерами:

встречи детей  с  участниками поискового отряда «Воин» г.Велижа;

встречи детей  с  участниками  и ветеранами войны и труда г.Велижа и Велижского района;

экскурсии в  историка -  краеведческий музей г. Велижа;

экскурсии  в Велижскую   детскую библиотеку;

экскурсия в   музей военной славы МБОУ «Средняя школа №2» г.Велижа;

экскурсия в  МБОУ «Средняя школа №1» г.Велижа, (Новая современная школа 2016 года);

посещения выставок детского творчества и творчества взрослых для детей,  организованных  сотрудниками дома детского творчества г.Велижа;

проведение совместных праздников и развлечений с ДДТ;

Третий этап (итоговый):

презентация  проекта «Велиж - мой город родной»;

викторина для детей  «Город, в котором я живу»;

мини-музей  «Город Велиж»;

лэпбук « Наш город».                                                                          

Результат проекта

У детей:                                                                                                            

  • активизировался интерес в области истории и культуры    родного города;
  • сформированы представления о своем  городе; 
  • знают достопримечательности, символику города;
  • хорошо ориентируются в своем городе;
  • сформировалось уважение к героям войны, людям, живущим и трудящимся в родном городе;                                                                                                            
  • развилось чувство гордости за родной город;

У родителей:

  • возрос интерес к изучению истории родного города;
  • совершают  совместные прогулки с детьми, экскурсии по историческим местам города;
  • осознание значимости воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем.

У педагогов:

  • создана предметно - пространственная развивающая среда по теме проекта;
  • наработан консультативно-практический материал для родителей и педагогов по данной теме;                                                                                            
  • внедрена модель взаимодействия ДОО и семьи с различными социальными институтами в процессе развития у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре родного города;

Источники:

                                                                                                                        1.  Ветохина А.Я., Дмиренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011.

2.  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», 2011.

3.Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ» – 2006,  № 8.

4.Велиж- город порубежья. Издательство «Свиток», 2001.

5.Велиж 460, Смоленск, ул.Соболева, д.7

6.Велиж, мой город родной. Сборник стихов. Издательство «Смоленская городская типография 2016»                                                                                                    

7. http://velizhnov.ru/article/98226/

8. http://veltown.narod.ru/namet.html

9.http://velizhnov.ru/article/78497/

Приложение:

  • конспекты НОД
  • план тематического планирования по теме проекта
  • консультации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию
  • сценарий викторины для детей «Город, в котором я живу»
  • презентация  «Площадь на ладошке»
  • презентация проекта «Мой любимый город»
  • лэпбук « Наш город»  

Перспектива:                                                                                                                                                        Разработать   экологический проект "Мы хотим жить в красивом городе»   для воспитанников подготовительной  группы  «Радуга» МБДОУ детский сад №5 «Теремок»  г.Велижа,  направленный на  формирование  у детей осознанного  отношения к представителям живой природы родного края, изучение экологической обстановки в городе Велиже и для определение вклада, который могли бы внести  жители города  и воспитанники ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город родной,город-герой"!!(проект)

ГОРОД РОДНОЙ, ГОРОД – ГЕРОЙ.(Проект)               Выполнила воспитатель ГБДОУ № 97 Калининского района  С Петербур...

Проект "Путешествие в прошлое и настоящее родного города"

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать бога...

Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы

Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...

Проект "Родной город, родной край"

Цель: углубить патриотическое чувство, помочь растущему поколению открывать Родину в том, что ему близко и дорого; расширить круг представлений о родном городе и крае , дать о них некоторые доступные ...

Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска

План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель:  Воспитывать  творческую  личность,  знающую  свою...

Творческий проект "Мой город любимый, мой город родной!"

Творческий проект «Мой город любимый! Мой город родной» …Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину — такую,Какой ее ты в детстве ув...