Моя малая Родина Конда. Мулымья ты моя Мулымья -заколдованная земля
план-конспект занятия

Прокопович Ирина Григорьевна

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю - на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм. Знание своего исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, воспитывает бережное отношение к тому, что его окружает, к людям, которые живут рядом.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу, поселку, истории своей малой Родины.

Благодаря нашим предкам, мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей малой родиной – Кондой!  Кондинский район  – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история района, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская средняя общеобразовательная школа

ПОЗНАВАТЕЛЬНО -ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА КОНДА»

https://i.ytimg.com/vi/XR1dnUm7x9w/maxresdefault.jpg

                                                                             Подготовила: воспитатель

                                                                                        Прокопович Ирина Григорьевна

                                                                                     1 квалификационная категория

                                                                     

п. Мулымья 2023г

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

                                 К. Симонов

Актуальность:

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю - на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм. Знание своего исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, воспитывает бережное отношение к тому, что его окружает, к людям, которые живут рядом.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу, поселку, истории своей малой Родины.

Благодаря нашим предкам, мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей малой родиной – Кондой!  Кондинский район  – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история района, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем.

Наблюдение за ребятами старшей и подготовительной группы показало, что дети с интересом рассматривали фотографии и иллюстрации о родном крае, делились своими впечатлениями не только в детском саду, но и дома. Это убедило нас в том, что дошколята владеют недостаточной информацией о возникновении Кондинского района, знают мало интересных исторических фактов. Дети и воспитатели заинтересовались этой темой, захотели получить больше информации о Кондинском районе и поселке Мулымья, что и привело к подготовке и осуществлению познавательно-творческой работы  «Моя малая родина Конда».

Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий

Вид проекта: краткосрочный  (14.04-28.04. 2023г)

Участники  проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7лет), воспитатель Ирина Григорьевна Прокопович, заведующая филиалом № 10 МУ ЦБС Кондинского района «Мулымская библиотека» Галина Егоровна Изотова, родители группы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Цель:

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения  Кондинского района.

Задачи проекта:

1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом облике родного края.

2.Продолжить духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством изучения истории Кондинского района.

3. Развивать способности в восприятии окружающего мира, выражать свои чувства в художественно-эстетическом творчестве.

4. Развивать бережное отношение к животным и природе родного края.

5. Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с историей Кондинского района.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать лексический словарь, учить свободно мыслить, делать выводы.

7. Воспитывать у детей чувство любви и гордости за своих предков, земляков, за свою малую Родину.

Планируемый продукт проекта:

На заключительном этапе творческого проекта планируется оформить  фотовыставку «Река времени» и презентацию «Моя малая родина – Конда».

Предполагаемый результат проекта:

  • У каждого ребёнка в группе будет сформирован интерес к истории родного края.
  • Воспитанники познакомятся с памятным юбилеем муниципалитета – 100-летием Кондинского района.
  • Дети узнают в Мулымской библиотеке интересные факты из истории Кондинского края и научатся осуществлять поиск информации в библиотеке самостоятельно.
  • Общими усилиями родителей, воспитателей и детей будет сформирована музейная фотовыставка «Реки времени», посвященная 100-летию Кондинского района.
  • Пополнится фотоматериалами краеведческий центр группы старшего дошкольного возраста.
  • Воспитанники осознают, что именно благодаря нашим предкам и родителям, мы живем в таком красивом и богатом крае, как наш Кондинский район.

Содержание проекта.

1 этап – подготовительный.

На подготовительном этапе проекта была выявлена актуальная проблема, необходимое время для реализации проекта, приемы педагогического воздействия творческой деятельности, материалы для продуктивной деятельности, выполнена презентация по теме проекта, подготовлена и доведена до сведения родителей необходимая информация о цели познавательно-творческого проекта и способах его реализации, а также установлен контакт с заведующей филиала №10 МУ ЦБС Кондинского района Изотовой Галиной Егоровной с объяснением цели и задач совместной с воспитателем работы.

Беседа: «Моя малая Родина»

Цель: расширить знания детей о родном крае, прививать интерес к истории родного края; воспитывать любовь к своей малой Родине.

Консультация  для родителей «История возникновения Кондинского района»

Цель: систематизация знаний родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Из бесед с родителями  старших воспитанников выяснили, что они  поддерживают проведение познавательно-творческого проекта «Моя малая родина – Конда» в сотрудничестве с Мулымской библиотекой и готовы оказать посильную помощь в его реализации. Кроме того, определили, что рассказывают родители о Кондинском районе своим детям. Какими интересными фактами из жизни своей семьи и фотоматериалами они могли бы поделиться.

Данная информация учитывалась нами при подготовке консультации для родителей.

2 этап – основной.

Основной этап работы над проектом, включал в себя интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

С целью ознакомления детей с художественной, научной и энциклопедической литературой по теме проекта, приобретения детьми новых знаний из литературы о 100-летнем юбилее Кондинского района, интересных фактах и развития познавательного интереса в изучении истории родного края, освоения детьми правил поведения в общественных местах были организованы посещения Мулымской библиотеки.

-Экскурсия в сельскую библиотеку

Тема: «Анна Митрофановна Конькова – сказительница земли Кондинской»

Цель: познакомить воспитанников с литературным наследием А.М. Коньковой, приобщить к литературе и традициям родного края.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомление дошкольников с художественными произведениями и  энциклопедическими материалами по теме исследования;

- обучение детей дошкольного возраста приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда;

- содействие повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Развивающие:

- развитие умения пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения;

-развитие взаимодействия дошкольного учреждения с сельской библиотекой, как одним из основных его социальных партнеров.

Воспитательные:

-воспитание любви к литературе (сказкам).

- воспитание умения работать в коллективе.

Экскурсии в Мулымскую библиотеку:

   Экскурсии в библиотеку проходили в читальном зале, где дошкольники познакомились со сказками А.М. Коньковой, произведениями А.Тарханова, историческим материалом о Кондинском районе, подобранном для них заведующей Мулымской библиотекой Г.Е.Изотовой, изучали энциклопедический материал, находя в нем интересные факты о районе, поселке Мулымья от времени его основания до настоящего времени. На большом экране ребятам показали красочную, познавательную презентацию, в которой были подобраны картинки, а также собран интересный информативный материал, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста на тему «100 лет Кондинскому району».

Интегрированная НОД по познавательному развитию с детьми  старшей дошкольной группы  «Югра – мой край родной»

ЦельПродолжать знакомить детей с историей, обычаями и традициями Югры.

 Задачи:

-Расширять знания детей о коренном населении округа, их обычаях и традициях.

-Знакомить с народными орнаментами ханты и манси.

-Расширять представление детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине.

-Воспитывать уважение и интерес к истории родного края.

-Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувства патриотизма.

Материал и оборудование: карандаши простые, цветные, наглядный материал.

НОД по речевому развитию «Путешествие по Кондинской земле»

Цель:  обогащать и расширять знания детей о Кондинском крае.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с природными богатствами и достопримечательностями  Кондинского района, коренных жителей Югры – ханты-манси.

Развивающие:

  • Продолжать развивать речь, мышление детей, способность аргументировать свои высказывания.
  • Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край.
  • Закрепить умение  играть в совместных играх, вести короткие диалоги  в ситуациях творческого общения.
  • Учить  читать стихотворение выразительно, с интонацией. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, любовь к большой Родине – России.
  • Прививать уважение, толерантное отношение к людям других народностей.
  • Формировать певческие навыки, петь слаженно, напевно в хоре, четко произносить слова песен.
  • Импровизировать танцевальные движения в соответствии с приобретенными навыками.
  • Побуждать детей выразительно передавать игровые образы.

    3.  Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, любовь к большой Родине – России.
  • Прививать уважение, толерантное отношение к людям других национальностей.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Сосна – символ Кондинского района»

Цель: Продолжать учить детей изображать (дерево) сосну – символ Кондинского района, точно передавая строение (ствол, ветви); закреплять умения детей рисовать кистью, тычками; воспитывать любовь к природе,

Задачи: упорядочить и закрепить накопленные детьми представления о сосне как символе Кондинского района, развитие мелкой моторики рук у детей, развитие внимания, восприятия, воображения.

Совместная деятельность с педагогом:

-игра на  прогулке «Кондинский лес – полон чудес»; «Поймай рыбу».

- беседа «Фотокросс по улицам родного поселка»;

- д\игры пазл «Собери герб», игра «Подбери орнамент», «Чей листок»

Основной этап работы над проектом продолжался со старшими дошкольниками и непосредственно в групповом помещении, где мы вместе с ребятами выполнили аппликации из цветной бумаги, пластилинография, рисование - целью которых было передача в изображаемом предмете окружающей среды, животных особенностей природы Кондинского района.

Использование творческой и продуктивной деятельности в реализации данного проекта, имеет большое значение в решении задач познавательного развития дошкольника. Действительно, изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника, помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Кроме того, при выполнении работ по художественно-эстетическому развитию по теме проекта дошкольники использовались разные нетрадиционные техники выполнения накладная аппликация, модульная аппликация, коллаж, фотоаппликация, пластилинография.

3 этап – заключительный.

Реализация проекта была бы невозможной без поддержки и совместной работы с родителями воспитанников, которые  активно участвовали в  создании презентации «Моя малая родина – Конда», содержащей собранные родителями вместе с детьми фотографии и исторические материалы.

На заключительном этапе реализации проекта была оформлена фотовыставка «Река времени», содержащая исторические и современные фотографии Кондинского района и поселка Мулымья.  

Организована выставка по художественно-эстетическому развития «Красота родного края».

Совместная деятельность с педагогом: презентация «Моя малая родина - Конда».

Взаимодействие с родителями «Презентация – фотоотчет по реализации проекта».

Полученные результаты.

Результаты реализации познавательно-творческого проекта показали, что у старших дошкольников значительно повысился уровень знаний и сформировался интерес к истории родного края (Кондинского района и поселка Мулымья), юбилею Кондинского района, выработался интерес к самому процессу познания истории родной земли. Ребята были ознакомлены с большим количеством книг по теме исследования и научились приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда.

Общими усилиями родителей, воспитателей и детей была сформирована фотовыставка «Река времени», посвященная 100-летию Кондинского района. Пополнился  фотоматериалами краеведческий центр группы старшего дошкольного возраста. Воспитанники осознали, что именно благодаря нашим предкам и родителям они живут таком красивом и богатом крае, как наш Кондинский район.

Данный проект способствовал развитию у дошкольников воображения, расширению кругозора, а также усвоению умений пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения. Выработались навыки коммуникативного общения.

Ребята, стали читателями Мулымской библиотеки, стали чаще посещать ее вместе с родителями, что способствовало развитию взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и сельской библиотеки.

В заключении хотелось бы отметить, что проект «Моя малая родина – Конда»- это не просто ознакомление дошкольников с юбилеем Кондинского района. Это еще и результат поиска и размышлений  педагогов, пытающихся сделать обучение детей более интересным, познавательным. Воспитывать настоящих патриотов своей страны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Вереск. Альманах. Литературно-публицистическое и научно-популярное издание/авт.-сост. -Кондинское-Екатеринбург: Команда «Кипяток», 2013.- 424с
  3. История таёжных деревень Кондинского района / В. А. Моисеев. – г. Реж, 2019. – 223 с. : портр., фот.
  4. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ: сказки, легенды. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 2015. – 123 с., ил.
  5. Кошманова О.А. Сказки и предания Кондинского края, Тобольск. 2012, 91 – с.
  6. Край родной. Азбука краеведения 2001 г., г.Ханты-Мансийск, 295 – с.
  7. Овсянкина А.Н., Мостовых Г.А., Хомякова О.А. Рецепты кондинской кухни. Шадринск, 2012. - 20 c.
  8. Энциклопедия Кондинского района : история и современность / Кондин. межпоселен. ЦБС ; [Э. Г. Амирханова и др.]. — Междуреченский, 2013– . Т. 1. — 2013.

Интерактивные ресурсы:

  1. https://ugra-news.ru/article/date/124677/
  2. http://www.admkonda.ru/sovremennyy-oblik-kondy.html
  3. http://admkonda.ru/12-noyabrya-den-obrazovaniya-kondinskogo-rayona.html
  4. https://vk.com/@-190878007-istoriya-kondinskogo-raiona

Приложение 1 

Защита проекта

Дети  (все вместе) – Здравствуйте!

Меня зовут    Артем Харицкий

Меня зовут    Таня Падерина

Меня зовут    Саша Силин

В нашем детском саду мы часто слышим слово Родина.  

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Наши воспитатели рассказали нам, что у каждого человека есть своя малая Родина.  

- Как же Родина может быть малой? – спросили мы у наших воспитателей

А малой родиной зовём

Тот край, где есть

Наш дом родной,

И мы зовём его  Югрой

Есть в Югре Кондинский край

Край сосен великанов,

Так сладок плен морошковых болот,

И вечный зов седых твоих туманов.

Именно Кондинский район и является нашей малой родиной. Кондинский район был образован 12 ноября 1923г. Районным центром было село Нахрачи.  

Времена были очень тяжелые для народа. Не было почты, телефона, транспорта. Были ежегодные наводнения,  не хватало еды, не хватало одежды. Очень много людей болело такими болезнями как малярия, тиф. Но люди продолжали жить и работать в сложных, тяжелых  условиях.

Со временем было образовано лесное промышленное хозяйство. Стали  заготавливать  древесину,  строить  дороги, дома. В 1961 г село Нахрачи переименовали в поселок Кондинское. Район стал называться Кондинским.

Именно на Кондинской земле открыто первое нефтяное месторождение Западной Сибири. Начали создаваться рабочие бригады. Недалеко от первооткрывателей нефти, находился и наш поселок Мулымья. В нашем поселке также был  образован  Леспромхоз, который помогал бригадам. Очищали лесные массивы. Строили первые дома-вагончики, прокладывали дороги. Женщины  работали наравне с мужчинами  в тяжелых условиях. Но это  не остановило их продолжать развивать наш Кондинский район.

В 70-е годы леспромхоз  пополнился сотнями лесовозных машин. Тракторами, подъемными  кранами  для перевозки древесины. Стали появляться дома, школы, сады, магазины, больницы. Начало развиваться сельское хозяйство Кондинского  района. Появился рыбзавод (ведь основными занятиями коренного населения был - рыболовный промысел).

Чтобы больше  знать о нашем районе, в группе мы  читали рассказы, сказки местных писателей, рассматривали иллюстрации в книгах о нашем родном крае. Посещали выставки  в  Доме культуры. Вместе с воспитателями организовывали  выставки «Красота нашего края». В сельской библиотеке  мы  узнали некоторые факты о Кондинском районе. Лес  сплавляли по реке Конда в другие населенные пункты. Поставка продуктов доставлялась по району  на баржах. Только с помощью вертолета и речного транспорта люди  добирались в другие населенные пункты.

В 70 е годы в Кондинском районе была построена первая железная дорога.

Узнали, что наш родной поселок Мулымья в переводе с мансийского языка- «Заколдованная Земля».

В библиотеке Галина Егоровна познакомила нас с известной сказительницей Кондинского района Коньковой  Анной  Митрофановной. Житель нашего района Устюгов Сергей  является одним из лучших лыжников в мире и входит в состав сборной команды по лыжному спорту.

Самое интересное для нас, мы узнали, что в этом году  нашему Кондинском району исполняется 100 лет. Вместе с родителями и воспитателями нашей группы мы решили организовать и оформить фотовыставку, посвященную нашему имениннику. Во время выставки мы увидели, что благодаря нашим  предкам мы живем в таком красивом и богатом крае, как наш Кондинский район.

Мой край родной,

Мой край красивый

Большой, богатый и любимый.

Твои леса, твои болота

Грибы, рыбалка и охота.

Счастливый ты и безмятежный.

Суровый край и самый нежный!



Предварительный просмотр:


               «Путешествие  по  Кондинской  земле»

Интегрированная  образовательная деятельность

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:  обогащать и расширять знания детей о Кондинском крае.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с природными богатствами и достопримечательностями  Кондинского района, коренных жителей Югры – ханты-манси.

Развивающие:

  • Продолжать развивать речь, мышление детей, способность аргументировать свои высказывания.
  • Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край.
  • Закрепить умение  играть в совместных играх, вести короткие диалоги  в ситуациях творческого общения.
  • Учить  читать стихотворение выразительно, с интонацией. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, любовь к большой Родине – России.
  • Прививать уважение, толерантное отношение к людям других народностей.
  • Формировать певческие навыки, петь слаженно, напевно в хоре, четко произносить слова песен.
  • Импровизировать танцевальные движения в соответствии с приобретенными навыками.
  • Побуждать детей выразительно передавать игровые образы.

    3.  Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, любовь к большой Родине – России.
  • Прививать уважение, толерантное отношение к людям других национальностей.

Дети под музыку заходят в зал с осенними листочками, выстраиваются у центральной стены.

Ведущий: Россия,  Родина. Это край, где мы родились, где живем. Это наш дом, это все, что нас окружает.

1 ребенок: Россия, Какое красивое слово!

 И роса, и сила, и синее что-то!

2 ребенок: Россия,

 Как из песни слово

 Березок юная листва

 Кругом леса, поля и реки

 Раздолье, русская душа!

Дети поют песню «Россия!»

Танец-упражнение с веточками.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы так хорошо рассказали  и спели  о нашей Родине – России, вы посвятили ей свой танец. Но у каждого человека есть своя малая родина, и она является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое. Это и место жительство, работу, профессию, семью, любой край, область, даже небольшая деревня неповторимая. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.

- Ребята, а где мы с вами живем? (ХМАО)        

Ведущий:  Правильно, ребята, а почему называется Ханты-Мансийский автономный округ?

Дети:  Потому-что  населяли эту землю ханты и манси.

Ведущий: Историческое название края – Югра.  Юграми  называли хантов, манси – коренных народов этого сурового края.

Ребенок: Югорский край – моя земля,

   Родимые просторы.

   У нас и реки, и поля,

   Есть нефть, леса и горы.

Ведущий: Ребята, а в каком районе мы живем?

Дети: В Кондинском районе.

Ведущий: Правильно, мы с вами живем в Кондинском районе, старейшем районе Югры.  И нашему району в этом году исполняется 90 лет. Он славен своей историей, достопримечательностями,   людьми. Почему же так назвали – КОНДИНСКИЙ  РАЙОН?

Дети:        По реке Конда.

        Конда – означает песчаный, возвышенный берег.

         И правда у нас такие берега – высокие, песчаные.

Ведущий: А теперь посмотрите на герб Кондинского района : зелено-синий цвет – принадлежность к ХМАО, желтый кедр – символ плодородия, долголетия, богатства, а вот беленькая узенькая полосочка внизу, означает, что у нас еще много неосвоенных земель. Вот, ребята, мы  с вами  разобрались  с названием,   гербом Кондинского района.

1 ребенок: Кондинский край – край сосен великанов,

Так сладок плен морошковых болот,

И вечный зов седых твоих урманов.

И звезд осенних призрачный полет.

И в прошлом ты – край сказок и шаманов.

Вот также слушал крики журавлей.

Край чистых рос, край утренних туманов,

Кондинский край – ты всех земель милей.

2 ребенок:  Люблю тебя я

Наш Кондинский край

Ты дорог мне с болотами, лесами

Щедротами своими и делами.

И славь Россию -  наш Кондинский край.  

3 ребенок: Любимый край, родимая земля.

Живу я здесь не долго, но я люблю тебя.

Нисколько не жалею, что здесь родился я,

Любимый край мой – Кондинская земля.

Исполняется песня «Над Кондой»                      

Ведущий: Дети смотрите, что это? Какой большой конверт (читает адрес)

Ведущий: Ребята, а расскажите теперь о природе нашего Кондинского района.

Обворожительная, чарующая красота тайги,

 Пленительный край озер и рек.  

Кондовый лес – плотный, здоровый, не трухлявый.

Это боровая сосна, она самая крепкая,

мелкослойная, смолистая, растущая на сухом месте.

Все:    Это Кондинский район

Ведущий: Основные богатства нашего края – леса. А какие деревья растут в наших лесах?  ( дети перечисляют, картинки выставляются на карте)

Ведущий: Колючий шиповник, наполняющий воздух еле уловимым ароматом.

           Миниатюрные бутоны брусники и черники.

Все:   Это Кондинский район

Ведущий: 

Это животные – дикий северный олень, лось, соболь, горностай, ласка,    заяц-беляк, белка, бурундук, лисица, рысь, норка, волк, бурый медведь, речной бобр.

Это птицы – серый журавль, лебедь, серый гусь,    

Все:   Это все  Кондинский район

Ведущий: Правильно, ребята, Кондинский край – это богатейшие охотничьи угодья, лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, рыбная и пушная база ХМАО.

Ведущий: в Кондинском районе очень много поселений, а вы хотите отправиться  в увлекательное путешествие по поселкам?  На каком транспорте мы с вами поедем? (автобусе)

Наша первая станция  Шаим – превооткрыватель сибирской нефти.( качалка, нефтяная вышка)

 Дальше мы проезжаем поселки Чантырья, Назарово там было развито деревообрабатывающее производство. (дерево, пила)

Следующая станция  - Ушья. 

Уосье – его первое название. Жители  ханты, манси   занимались рыбалкой, охотой, собирали грибы и ягоды.  Здесь живут и работают замечательные люди, которые осваивали Кондинскую землю – буровики,  газовики и, конечно, работники сельского хозяйства.

А что же есть в нашем поселке? (Новый клуб, большая школа и детский сад)

1 ребенок: В кондинском крае я живу.

Родной Ушьей я дорожу.

Маленькая Родина – все равно большая.

Ведь она единственная и сердцу дорогая

2 ребенок: Говорят: «Было болото,

Грязь и много комаров».

Но не хочется чего – то

Верить мне в такую ложь.

Сейчас уютно и красиво

Школа – просто красота.

Столько  лет живу в поселке

И не хочу я никуда.

3ребенок: Я пойду на широкую речку,

Я пойду на поля и луга.

Отведу тебе в сердце местечко

Деревенька родная – Ушья!

Поехали дальше? Проезжаем п.Мулымья. Его еще называют заколдованной землей.

Физминутка

Подъезжаем к п.Половинка. Он находится на р. Учинья. Мы с вами были в этом поселке. Вам понравилось? Что мы там видели? ( Музей под открытым небом)

Что еще есть недалеко от поселка? (Древнее городище «Высокая гора», «Марьина гора»).

Чем занимались люди? (Рыболовством).

А сейчас мы отдохнем и игру проведем (Загадки):

Под корягою лежит,

В летний жаркий полдень спит.

Любитель родников, глубин

Изворотливый …(налим).

Золотая чешуя, красны плавнички.

Бабочек, кузнечиков кушает с тоски.

Разоделся словно князь.

Хороша ты, рыба, …(язь)

Краснопер, полосат, гроза любой реки.

В страхе разбегаются от него мальки.

Ох, не любит котелок

Этот шустрый …(окунек)

Любит в тине он копаться

И личинками питаться.

Чмокать в ряске по ночам

И клевать по вечерам,

Нипочем рыбешке грязь,

А зовут его …(карась).

Под водою, как ракета

Промелькнула злюка эта.

Пасть разинув, мчит без звука

За рыбешкой мелкой …(щука)

Ведущий: Вот сколько рыбы мы наловили. Наше путешествие продолжается дальше. Мы с вами подъезжаем к п. Лиственичный  там  разводили чернобурых лисиц

Следующая  станция ШУГУР. Там  выращивали норку, чернобурую лисицу, выделывали шкуры  и отправляли на фабрики, где шили шубы и шапки.

Танец со шкурами.

Следующая станция п.Междуреченский- наш районный центр.

Игра «Важенка и оленята»

Следующая станции – Юмас, Кондинское - богаты рыбой.

Сейчас мы с вами тоже будем ловить рыбу. Игра «Караси и щука».

Рыбки в реченьке живут.

Плавают и там, и тут.

Ты, рыбак, не зевай

Рыбку ты скорей поймай.

 И конечная станция – п.п. Мортка и Куминский. Там развита деревообрабатывающая промышленность.

Песня-игра «Сами строим дом»

Давайте посмотрим на нашу карту.

Она словно ожила. Раскрыли мы тайны и богатства.

Посмотрите,  какая красота.

В речке рыбки плавают, ныряют.

А в лесу медведь, олень и волк гуляет.

И заяц с белкой и лисой.

Кедр, ель, вековая сосна.

Ведущий: Есть на планете уголок,

Что нам дороже, чем иные,

Где между лентами дорог

Лежат озера голубые,

Где сосны встали, как в строю,

Волну кондинскую сторожат.

Кто побывает в том краю,

Забыть его уже не сможет.

Народ с открытою душой

Давно трудом его прославил.

Не только строгою красой,

Но и богатством край тот славен

Мечтатель, труженик, поэт

 Он наше сердце согревает,

Я уверяю вас, что нет

Нигде чудесней в мире края.

 Дети  « И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам».

Сюрпризный момент- танец девочки Айпух,  подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

«Формирование у детей представлений о малой родине в рамках реализации программы «Я живу на самарской земле».

Патриотического воспитания граждан  можно разделить на четыре направления:•военно-патриотическое воспитание («Юный защитник Отечества»);•гражданское воспитание («Юный гражданин»);•духовно-нравств...

Консультация на тему "Ижорская земля - воспитание любви к малой Родине - поселку Металлострой"

Консультация на тему "Ижорская земля - воспитание любви к малой Родине - поселку Металлострой"...

консультация "Ижорская земля-воспитание любви к малой родине- посёлку Металлострой"

консультация "Ижорская земля-воспитание любви к малой родине- посёлку Металлострой"...