Беседа с детьми старшего возраста "Истоки Амурского казачества. Албазинский острог"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Филозова Светлана Геннадьевна

Беседа раскрывает исторические факты зарождения казачества на Амурской земле.; знакомит детей с первыми переселенцами, защищавшими Албазинский острог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7

 Тема доклада:

«Истоки Амурского казачества. Албазингский острог»

                                                        Выполнила: Филозова С.Г.

пгт Серышево, 2023 г.

 Слайд 1    

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности; обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создание условий для приобщения ребенка к национальным ценностям, истории родного края.

 Слайд 2-3

 Возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, заложить в их сознании чувство любви к Родине необходимо именно в детском возрасте. Патриота в ребенке воспитывает весь уклад его жизни: дом, детский сад, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Действенным средством воспитания патриотизма является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его войско, хутора, станицы, само историческое предназначение казачества.

Уклад жизни казака основывается на идеалах православия, трудолюбия, служения Отечеству.

В традициях казаков заложено воспитание чувства собственного достоинства, сочувствия, сострадания, воля к свободе, способности пережить чужую беде, как свою. Самое ценное и дорогое, что всегда было свято для казака – это земля, на которой он родился, вырос и научился защищать Отечество.

 Изучение национальных традиций и обычае казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками духовных ценностей, которые завещали нам наш предки.

Идея президента РФ Путина В.В. о возрождении казачества направлена на развитие нравственности и патриотизма подрастающего поколения, которое с недоверием относится ко всему российскому. Возрождение казачества в наши дни – событие весьма значимое не только в жизни казаков, но и для всех россиян, имеющих многонациональную культуру и традиции.

 Слайд 4                                                                                                                    

 - Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в большой, джружной стране, как она называется?  (Россия)

- Да, наша страна– Россия.

Наша Россия занимает огромную территорию (показ на карте)

-Ребята, а кто скажет, что такое Родина? Правильно, Родина - это место, где человек родился. Мы с вами родились в России.

- Какая наша Россия? (страна наша большая, просторная, необъятная)

- Посмотрите на карту России, вот какую большую территорию занимает наша Россия, это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

          -На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Суша изображена на карте зелёным, жёлтым, коричневым цветом. Очень красива и богата наша страна.

      - Ребята, а как называется наша малая Родина? (Амурская область)

       - В России много старинных городов и областей, а вот Амурская область по сравнению с некоторыми городами, которым несколько столетий относительно молодая область, ей всего то 165 лет. Ребята, а вы бы хотели узнать, как зарождалась наша область, кто были первые люди , которые осваивали наши земли? (Да, хотели бы)

         Было это давным, давно.… В то время люди разных стран завоевывали земли других государств, чтобы забрать их в свои владения. Вот и на амурские земли (бассейн Амура) стало претендовать и возникшее в южной Маньчжурии государство Цин. Покорив Китай, цинские правители начали завоевание соседних территорий Джунгарии, Монголии и Приамурья, где уже были владения России. Тогда еще Амурские земли не были освоены  и многонаселенными, но все таки Российские власти не хотели их отдавать. Российские военные срочно стали укреплять свои рубежи, ставить наблюдательные посты, строить остоги (крепости). В сохранению Амурских земель большую роль сыграли казачьи вооруженные отряды. (показ слайда казачьего отряда)

Амурская область исторически тесно связана с казачеством. Казаки – переселенцы первыми осваивали амурские земли, укрепляли рубежи и охраняли  Российские границы.  

- Ребята, как вы думаете какими качествами обладали казаки? ( сильные духом, выносливые, смелые, отважные, решительные)

Для защиты земли русской возвели они крепость, и дали ей название «Албазинский острог». Как вы думаете, что значит слово острог?

 слово острог (ответы детей)Албазинский острог по праву можно назвать первым русским укрепительным поселением на Амуре. Не раз бились казаки  с врагами и крепость была разрушена тоже не раз. Но смелые казаки все выдержали, отстроили заново острог и прогнали с наших земель захватчиков. Однажды казакам пришлось просидеть в остроге целых три года в осаде, но они не ушли, несмотря на голод и болезни, землю свою защитили и выстояли!

Слайд 5

Прогнав захватчиков казаки стали селиться вдоль границы, меогие приезжали целыми семьями с женами и детьми. Стали образовываться казачьи станицы. Казачье войско пополнялось с каждым годом новыми переселенцами и надежно защищало рубежи Российских границ.

 Слайд

 Так образовалось амурское казачье войско.  (показ слайда)

Слайд     Кто же такие казаки?  Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек».

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы. Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы  на речном пограничье, на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.  Те. Казаки – это профессиональные воины, которые умеют обращаться с оружием, сильны духом;  готовы защищать свою землю до последней капли крови.

Казаки вели хозяйство;  в мирное время занимались земледелием, сажали овощи, ухаживали за домашними животными, занималис земледелием, охотой

Слайд    

Жилище казака называется курень. Курень обычный сельский домик, который может быть сделан из глины, дерева или полукаменный. Обычно курени поднимали над землей на высоком фундаменте. Дело в том, что строили жилища на берегах рек, которые разливались по весне.

У зажиточных казаков курень опоясывал балкон - балясник. С него было удобно закрывать окна. На баляснике «бабы лясы точили», то есть общались, судачили, сплетничали. Опять же, туда можно было выйти попить чаю, чтобы и хуторских видеть, и себя показать. Крыши куреней были четырехскатными, их крыли камышом, соломой или жестью. Верхний слой соломы окунали в глиняный раствор, так спасались от случайных пожаров. Непременной чертой куреней был большое число окон, обязательно закрывавшихся ставнями. Ставни защищали от жары, от холодного ветра и от дурного глаза.

 Слайд  

Комнаты в курене были небольшими. они соединялись между собой, дом можно было пройти по кругу. Из куреня должно быть хотя бы два входа и выхода, чтобы, в случае внезапного нападения врага, спастись.
Отделывали стены просто – сначала мазали глиной с навозом, затем белили. Полы зачастую были глиняные, их нужно было подметать, а периодически скоблить. В доме всегда должно быть чисто, иначе хозяйка подвергалась порицанию. В богатых домах полы были, конечно, дощатые.

Слайд

Часто в курене висело оружие. Для казаков, живущих на рубежах страны, была актуальна поговорка «мой дом — моя крепость». В случае нападения врагов курень превращался в оборонительное сооружение. Стрелять умели все. Мужчины, женщины и даже дети.

Слайд

Амурские казаки, забайкальские, уссурийские имели почти одинаковую форму: темно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем.

Сдайд 21

Вывод:  Знакомство дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом амурских казаков, при охватывании литературы, фольклора, исторического материала помогает формировать личность, способную к успешной социализации, способствует самореализации ребенка. Формирует в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории; закладывает в их сознании чувство любви к Родине! Т. е. является действенным средством воспитания патриотизма!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины »

Конспект занятия в  старшей группе на тему:   «История о символах»    Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины » Конспект занятия в Ста...

Картотека тем доверительных бесед с детьми старшего дошкольного возраста.

В детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту,справедливость, честность, вежливость. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других люд...

Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед....

Конспект проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Композитор Эдвард Григ

Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения ...

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.Цель: создать условия для урегулирования конфликта;Задачи:Образовательная: Создать условия для формирования ...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"

Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего  букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....