Педагогический проект «Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»
проект (старшая группа)

Сизова Марина Петровна

Педагогический проект

«Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sizova_m.p.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»

Разработала:

Сизова М.П.

Тип проекта: групповой, долгосрочный

Актуальность.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо - экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного к нему отношения, начиная с самого раннего детства.

Знакомство с малой Родиной – Мордовией, ее историческим и культурным наследием народов, проживающих на ее территории,  способствует развитию творческой личности современного дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии.

Новизной и отличительной особенностью является: усовершенствование форм и методов используемых в этнокультурном воспитании, направленных на развитие у современного дошкольника положительных личностных качеств.

Цель:

Заложить основу познавательной активности, интеллектуальных умений дошкольника как базиса развития личности.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

Формировать правильное отношение к Родине.

Развивать положительные личностные качества детей, используя современные технологии, с учетом федерального государственного образовательного стандарта.

Воспитывать любознательность, любовь и интерес к истории родного края, к его природе, к обычаям и традициям своего народа.

Решение этих задач опирается на принципы:

− Принцип природосообразности (близости к родной природе, культуре, учета возрастных и индивидуальных физических, психических, музыкальных особенностей детей);

− Учет реалий сегодняшнего времени и задач современного образования;

 − Принцип межэтнической толерантности (терпимости) к разным культурам и народам;

− Комплексность работы (ДОУ, семья, социальные институты);

 - Принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;

 - Построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;

 - Принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза:

− если с дошкольного возраста начать работу в этнокультурном воспитании и эту работу продолжить в дальнейшем, то чувство любви и уважения к своему народу, к его традициям и обычаям ребенок пронесет через всю свою дальнейшую жизнь, то цель и задачи моего проекта выполнены.

Ведущая педагогическая идея 

1) повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами народной культуры;

2) разработка и практическая реализация программы по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста  средствами традиционной народной культуры;

3) направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание элементов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, традиций;

4) поэтапный процесс формирования этнокультурной компетентности дошкольников средствами традиционной народной культуры;

5) создание развивающей предметно-пространственной среды в процессе самостоятельной творческой деятельности дошкольников, с учетом их интересов и возможностей;

6) использование активных форм и методов обучения (игровых, эвристических, диалогово-игровых, проектных, интегрированных методов и др.).

Также в процессе работы мы использовали следующие методы и приемы.

Эмпирические методы:

•изучение литературы по теме исследования;

•педагогическое наблюдение;

•социологические методы-опросы, интервьюирование;

•анкетирование;

•тестирование;

•проективные методики;

•изучение и обобщение опыта.

Теоретические методы:

•мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, абстрагирование, обобщение, сравнение, интегрирование, систематизация);

•прогнозирование, проектирование, моделирование;

•построение мыслительного эксперимента.

При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия: 

 - обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

 - правильное определение главной цели занятия;

 - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.

 - учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

Необходимо сохранять положительно − эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области          знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать этнокультурному воспитанию у детей дошкольного возраста.

 −Практическая значимость используются разнообразные виды деятельности, учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

 Познавательная значимость состоит в том, что:

− в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера     (проблемные ситуации, логические задачи, умозаключения детей и т. д.);

− применяется личностно − ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

Ожидаемый результат в конце проекта.

Показателями позитивных результатов мы сможем считать успешное участие детей в будущих проектах, на открытых мероприятиях, конкурсных показах, проводимых на различных уровнях, получение ими призовых мест в конкурсах. Особо важным показателем мы считаем повышение уровня этнохудожественных интересов детей. Повышенный интерес к информацию о народной культуре в разных источниках; посещает студии. Устойчивый интерес к изучению народной культуры. Ситуативный интерес к изучению традиционной культуры.

По окончании каждого этапа проекта проводятся родительские собрания, праздничные посиделки, анкетирование по оценке эффективности проекта. Оценивается системность проведения совместных с родителями и детьми мероприятий, продукты совместной деятельности детей и родителей, степень заинтересованности родителей в проводимых мероприятиях, проекта, положительная динамика увеличения общего количества привлеченных к участию в проекте.

План реализации образовательного проекта.

(длительность работы над опытом – 3года, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия

 1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня  развития познавательных способностей детей 4-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики познавательных способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий):

1 модуль. «Диагностика»

Анкета для педагогов

Анкетирование для педагогов

 Выявить уровень знаний педагогови их отношение к этнокультурному воспитанию

Выявит отношение родителей к этнокультурному вспитанию

Анкетирование

Анкетирование

3 модуль. «Игра»

Мордовские народные игры

-обогатить знания детей и их родителей о мордовских подвижных играх;

- побуждать детей самостоятельно организовывать знакомые игры, проявляя инициативу, организаторские и творческие способности;

Игровая деятельность

»

4 модуль. «Праздники и развлечения»

5 модуль «Музейная педагогика»

6 модуль «Семья»

Работа с родителями

  • Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом.
  • Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия» и «Мордовия – мастеровая».
  • Консультации: «История народных игрушек»«Народные промыслы» (изготовление игрушек).
  • Подготовка к празднику «Мордовская ярмарка» (шитье костюмов, побор материала)

III этап обобщающий

Технология

1 модуль. «Диагностика»

Диагностика для выявления у детей знаний о национальной культуре старшего возраста

Ф.И. ребенка

Уровни

Примечание

I

II

III

Диагностика позволила определить наиболее важные  направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.

Результатами проведенной работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  6. Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

2 модуль. «Педагогические условия для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников».

Педагогические условия это:

  • обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка;
  • обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида;
  • среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Анализ основных психолого-педагогических исследований показывает, что не всякий педагогический процесс в одной и той же мере способствует поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Следовательно, встаёт вопрос об определении комплекса педагогических условий, наиболее эффективно обеспечивающих процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю.

3 модуль. «Игра»

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

 

4 модуль. «Праздники и развлечения»

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

 

5 модуль. «Речевое творчество»

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего.

6 модуль «Музейная педагогика»

Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, посещений краеведческого музея, создание на базе ДОУ, группы мини – музея Русской старины, декоративно- прикладного искусства. Т.С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Оборудованная в ДОУ экспозиция  «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.

Наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян; познакомиться с посудой и утварью русской избы; назначением русской печи и других предметов быта.

В рамках данного модуля были организованы:

  1. выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены

            предметы народного декоративного творчества;

  1. выставка «Пасхальных яиц», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц, композиции библейских сюжетов и различные макеты на пасхальную тему;
  2. выставка матрешек, как сувенирных, так и изготовленных руками детей: из глины, бумаги, соленого теста, папье-маше;
  3. выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря;
  4. тематические выставки «Дымково», «Гжель», «Хохлома» и др.
  5. выставка кукол «Куклы наших бабушек», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки; увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).
  6. посещение музея, выставочных залов.  

7 модуль «Семья»

Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование родителей показало, что 78 % родителей — с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения.

35% родителей — имеют представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.  

62% родителей считают, что не могут самостоятельно рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке.

82% родителей поддерживают проводимую в детском саду работу с детьми, так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе.

8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы.

Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям.

В группе  велась работа в рамках семейного проекта «Моя семья».

Цель данного проекта сформировать представление детей о народной культуре, народных традициях. Работая над проектом, совместными силами был оформлен альбом, странички которого готовили семьи воспитанников. Каждая страничка отражала сведения об традициях каждой семьи, их быте, праздниках, традиционных занятиях, любимых играх и игрушках, а так же включала народный фольклор и подвижные игры. Оформление альбома было продолжено страничками «Моя семья и мои друзья» с целью формирования представлений детей о том, что в каждой семье могут быть родственники и друзья различных национальностей.

8 модуль. «Планирование»

Был составлен план мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников.

Анкета для педагогов

 Уважаемые педагоги! Просим вас ответить на несколько вопросов по теме этнокультурного образования. Нам важно ваше мнение!

I. Когнитивный блок

1. Знаете ли вы, кто является основоположником этнопедагогической науки? A. Ушинский К.Д. Б. Волков Г.Н. B. Яковлев И.Я.

2. Этнопедагогика - это наука о:

A. Традициях разных народов. Б. Педагогическом опыте народных масс. B. Воспитании.

 3. Знаете ли вы опыт национального воспитания?

A. Да, знаю хорошо. Б. Да, знаю кое-что. B. Нет, не знаю.

 4. Знаете ли вы принципы, методы, формы организации жизнедеятельности детей в духе народных традиций?

 A. Да, знаю хорошо. Б. Да, знаю кое-что. B. Нет, не знаю.

 5. Выступаете ли вы в вашей педагогической деятельности как транслятор национальной культуры и этнопатриотизма?

A. Да, постоянно. Б. Да, иногда. B. Нет / редко.

 6. Знаете ли вы особенности национального характера ваших учеников?

A. Да, знаю хорошо. Б. Да, знаю, но не в полной мере. B. Нет, не знаю.

7. Знаете ли вы, дети скольких национальностей обучаются в ОУ, где вы работаете?

 A. Да, знаю точно. Б. Да, знаю приблизительно. B. Нет, не знаю.

8. Как бы вы отнеслись к регулярному собранию-семинару для учителей"День этнопедагогики"?

A. Обязательно бы приходил, принимал активное участие. Б. Принимал бы участие по мере возможности. B. Скорее всего, не приходил бы (есть более важные дела).

II. Эмоционально-аффективный блок

9. Считаете ли вы необходимым в своей педагогической деятельности искать пути возрождения и развития народных традиций?

A. Да, это необходимо. Б. Да, считаю, но сам делаю это редко. B. Нет, не считаю.

10. Убеждены ли вы в том, что необходимо сохранять и передавать этническое наследие подрастающему поколению?

A. Да, абсолютно убежден. Б. Да, лучшие идеи необходимо сохранять. B. Нет, в этническом наследии много ошибочных идей.

11. Как вы оцениваете свой предмет на возможность осуществления этнокультурного образования и воспитания?

A. Имеет большие возможности. Б. Можно осуществлять фрагментарно. B. Это прерогатива других учебных предметов.

12. Как вы оцениваете важность воспитания детей в духе народных традиций? A. Это очень важно. Б. Это не принесет вреда. B. Современные методы воспитания важнее традиционных.

13. Присуща ли вашей педагогической деятельности этносензетивность?

A. Да, в полной мере. Б. Да, иногда. B. Затрудняюсь ответить.

14. Считаете ли вы, что, используя педагогические традиции народа, можно решить многие проблемы современного общества?

А. Да, можно решить. Б. Да, можно решить часть проблем. В. Нет, современные проблемы требуют современных путей решения.

 15. Как вы оцениваете свою деятельность по приобщению детей к национальной культуре?

А. Делаю это регулярно, на высоком уровне. Б. Делаю это хорошо, но от случая к случаю. В. Делаю это редко и не очень профессионально.

16. Как бы вы оценили уровень этнокультурного наполнения образовательного процесса в вашем ОУ?

А. Высокий. Б. Средний. В. Низкий.

 III. Деятельностно-поведенческий блок

17. Владеете ли вы навыками этнопедагогизации образовательного процесса? А. Да, в совершенстве. Б. Думаю, что да. В. Нет, не владею.

18. Используете ли вы различные формы и методы национального воспитания  детей в учебном процессе?

А. Да, часто. Б. Да, иногда. В. Нет, никогда / очень редко.

19. Подбираете ли вы дидактический материал по народной культуре для детей разного возраста?

 А. Да, у меня богатая методическая копилка. Б. Да, подбираю материал по мере необходимости. В. Нет, очень редко.

 20. Планируете ли вы организацию разнообразных форм внеучебной деятельности детей на основе народных традиций?

 А. Да, регулярно. Б. От случая к случаю. В. Редко / почти никогда.

21. Проводите ли вы анализ современных программ национального воспитания детей?

 A. Да, стараюсь это делать регулярно. Б. Делаю это по мере возможности. B. Затрудняюсь это делать.

22. Пытаетесь ли вы моделировать собственную систему этнокультурного воспитания детей?

A. Да, мне это удается. Б. Пытаюсь, но это не всегда удается. B. Затрудняюсь это делать.

23. Проводите ли вы проверку и оценку результатов приобщения детей к национальной культуре?

 A. Да, систематически. Б. Да, но нерегулярно. B. Нет, не вижу необходимости. 24. Проводите ли вы самостоятельную работу с разнообразными источниками народной педагогики?

 A. Да, регулярно. Б. От случая к случаю. B. Нет, не имею возможности / времени. Спасибо за сотрудничество!

 

Анкета для родителей

 Уважаемые родители! Просим вас ответить на несколько вопросов по теме этнокультурного образования. Нам важно ваше мнение!

I. Когнитивный блок

1. Знаете ли вы что-либо о целях, задачах, принципах науки этнопедагогики? A. Да, знаю. Б. Слышал, но не совсем понимаю. B. Нет, никогда не слышал.

 2. Знаете ли вы, кто является основоположником этнопедагогической науки? A. Ушинский К.Д.  Б. Волков Г.Н. B. Яковлев И.Я.

3. Этнопедагогика - это наука о:

A. Традициях разных народов. Б. Педагогическом опыте народных масс. B. Воспитании.

 4. Знаете ли вы особенности этновоспитания разных народов?

A. Да, знаю особенности воспитания разных этнических групп. Б. Да, знаю систему воспитания своего народа. B. Нет, не знаю.

5. Можете ли вы выделить наиболее сильные стороны педагогической мудрости народов?

A. Да, могу это сделать с уверенностью. Б. Думаю, что могу это сделать частично. B. Нет, затрудняюсь это сделать.

6. Знаете ли вы этнодемографическую ситуацию в своем регионе и в разных странах?

A. Да, знаю хорошо. Б. Да, знаю кое-что. B. Нет, никогда не интересовался.

7. Есть ли у вас конкретный этноматериал для патриотического, нравственного, трудового воспитания ваших детей?

А.Да, в большом количестве. Б. Частично есть. A. Нет / очень мало.

8. Осознаете ли вы важность воспитания ваших детей в духе народных традиций?

 A. Да, это важно. Б. Это не принесет вреда. B. Есть вопросы более важные. II. Эмоционально-аффективный блок

9. Считаете ли вы, что в ребенке нужно развивать этнопатриотизм?

A. Да, несомненно. Б. Да, но более правильно развивать государственный патриотизм. B. Нет, нужно воспитывать граждан мира.

10. Представьте, что ваш ребенок дружит с мальчиком / девочкой другой национальности. Вы:

A. Одобряете, если этот ребенок воспитанный. Б. Относитесь нейтрально. B. Запрещаете общение по этническим соображениям.

11. Важен ли для вас национальный состав класса, в котором учится ваш ребенок?

A. Нет, не важен. Б. Важен, это развивает опыт межнационального общения. B. Важен, не хочу, чтобы мой ребенок общался с детьми другой национальности.

12. Как ваша семья относится к национальным традициям и обрядам?

A. Всегда придерживается. Б. Придерживается от случая к случаю. B. Не соблюдает.

13. Как вы оцениваете знание марийского языка вашим ребенком?

 A. Отлично. Б. Хорошо. B. Неудовлетворительно. 14. Каким вы видите идеал выпускника современной школы?

А. Широко эрудированный, всесторонне развитый. Б. Грамотный, легко адаптирующийся к реалиям современной жизни. В. Нравственный, воспитанный на народных традициях.

15. Как бы вы отнеслись к проведению регулярного родительского собрания-семинара "День этнопедагогики"?

A. Принимал бы активное участие. Б. Принимал бы участие по мере возможности. B. Скорее всего, не участвовал бы, т. к. есть дела важнее.

16. Одобряете ли вы, что в гимназии целенаправленно осуществляется процесс этнокультурного образования обучающихся?

A. Да, полностью одобряю. Б. Одобряю, хотя не всегда согласен с формами и методами. B. Нет, не одобряю. III. Деятельностно-поведенческий блок

17. Используете ли вы идеи народного воспитания в своей семье?

A. Да, часто. Б. Да, но редко. B. Нет, не используем.

18. Смотрите ли вы телевизионные передачи, посвященные национальным проблемам?

A. Да, всегда. Б. Да, иногда. B. Нет, никогда / редко.

19. Ваш ребенок негативно относится к урокам национального языка и культуры. Вы:

A. Убеждаете его в необходимости изучать этот предмет. Б. Ругаете ребенка за плохие отметки по предмету. B. Никак не реагируете.

20. Собираете ли вы конкретный этноматериал для воспитания ваших детей и применяете ли вы его на практике?

A. Да, часто. Б. От случая к случаю. B. Нет / очень редко.

21. Работаете ли вы с литературой, интернет-ресурсами для подбора необходимого материала по народной культуре?

 A. Да, часто. Б. От случая к случаю. B. Нет / очень редко.

22. Участвуете ли вы в обсуждении вопросов национального воспитания на родительских собраниях / на интернет-форумах?

 A. Да, часто. Б. От случая к случаю. B. Нет / очень редко.

23. Пропагандируете ли вы имеющиеся у вас знания по народному воспитанию среди других родителей?

A. Да, часто. Б. От случая к случаю. B. Нет / очень редко.

24. Насколько вы активны в приобщении своих детей к народной культуре?

A. Активность на высоком уровне. Б. Активность на среднем уровне. B. Активность на низком уровне. Спасибо за сотрудничество! Обработка

Мордовские народные игры

Котел

В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50-60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2-3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч палкой. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.

Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры. Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Салки

Ямки-салки роют по размеру мяча (3 -4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5-1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Круговой

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Раю-раю

Для игры выбирают двух детей —• ворота; остальные играющие —

мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

     А последних оставляю.

     Сама мать пройдет

     И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью входят в ворота. Дети ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки, остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Игра «В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, об-разуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином бу-дет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

Игра «Горшочек»( «Чакшкинесэ») .

Содержание и правила игры.

Сажают детей по кругу, остальные дети встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок», убегает от продавца. Добежавший первым становится за спиной «горшочка».

Игра «Поймай мяч»( «Кундык осканть») .

Содержание и правила игры.

Дети стоят по кругу, после считалки начинают бросать мяч и ловить его.

Игра «Бабушка»( «Бабасо» - эрз., «Баба» - мокш.) .

Содержание и правила игры.

Игроки образуют круг. Считалкой выбирается «бабушка», которая стоит в центре круга. Она наклоняется вперёд, как будто что-то собирает на земле. Остальные берутся за руки, ходят по кругу зазывают в баню:

«Бабушка, а бабушка, что ты делаешь?

- Грошики собираю.

- Грошики тебе для чего?

- Мешочек куплю. Мешочек для чего?

- Камешки наберу. Камешки для чего?

- Пироги ими начиню. Пироги! Зачем?

- Ваших деток накормлю.

После этих слов «бабушка» убегает. Играющие устремляются за ней со словами:

- Тьфу, на твою голову!

Если «бабушку» не поймают, то игра начинается вновь. Если же поймают, то выбирается другая «бабушка». «Бабушка» убегает только после произнесения последних слов.

«Ветер-ветерки»( «Варма-варминеть» (с бубном) .

Содержание и правила игры.

Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза

Игра «В круги»( «Кирькссэ») .

Содержание и правила игры.

Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в ценре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становися в кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.

Игра«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя, у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отхо-дит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

Игра «Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

Игра«Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой во-рот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние синтеза искусств на развитие личности дошкольника»

Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих способностей дошкольника. В проекте разработаны блоки "Музыка"...

«Испокон века книга растит человека»- книга в развитии личности современного ребенка-дошкольника.

На результатах анкетирования среди родителей дошкольников проведен анализ выбора родителями книг для своих детей. Нужно ли читать в современном мире ребенку книги и какие?...

Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»

Педагогический совет  «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»...

Педагогический проект по воспитанию самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет

Педагогический проект по воспитанию самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет...

Этнокультурное воспитание как основа духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (младшая группа)

Развитие  и воспитание   ребенка  дошкольного  возраста  невозможно   представить     без  нравственно-патриотического и этнокультурног...

Парезентация "Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка".

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия....

"Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка".

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия....