Парезентация "Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка".
презентация к уроку (средняя группа)
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1004.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что республика с преобладающим этническим населением этнокультурное воспитание воспитанников опирается на традиционную культуру народа в сравнении её своеобразия с другими этнокультурами. Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является : - приобщение детей к культуре своего народа; - развитие национального самосознания; - воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; - развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для: целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре; воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.
Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях. По-прежнему значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются: - народные праздники и игры; - устное народное творчество; - танцы; - дидактические игры этнокультурного содержания.
«Праздники и развлечения» Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.
Народные танцы Наро дные танцы - как элемент народной культуры – важное средство этнокультурного воспитания детей. Народный танец – способ выражения символичности взглядов народа посредством движений и жестов. Образцы народной хореографии восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность.
«Игра» Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
«Речевое творчество» В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего.
«Музейная педагогика» Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, посещений краеведческого музея, создание на базе ДОУ, группы мини – музея Русской старины, декоративно- прикладного искусства. Т.С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Оборудованная в ДОУ экспозиция «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Лекция по философии образования Каким бы ни был век, дети всегда остаются детьми, педагог - педагогом. Меняются времена, но не меняются задачи педагога: содействовать творческому развитию ка...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156349-1354458019.jpg)
Патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования личности ребенка.
Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления лично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-696099-1447595676.jpg)
Формирование здорового образа жизни - как основа развития личности ребенка.
Выступление на августовской конференции в августе 2015 года в детском саду № 10...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-755891-1455471012.jpg)
«Испокон века книга растит человека»- книга в развитии личности современного ребенка-дошкольника.
На результатах анкетирования среди родителей дошкольников проведен анализ выбора родителями книг для своих детей. Нужно ли читать в современном мире ребенку книги и какие?...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-491594-1412409412.jpg)
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-716334-1488748704.jpg)
Педагогический проект «Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»
Педагогический проект«Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/07/picture-1395333-1709781978.jpg)
"Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка".
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия....