Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»
консультация на тему

Дмитриева Ольга Гавриловна

Педагогический совет  «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический  совет

Тема  «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка»

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Цель:

Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам гражданско -патриотического воспитания.
  2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.

Повестка дня:

  1. Утверждение повестки дня заседания педагогического совета.
  2. О выполнении решений Педагогического совета №4 от _______
  3. Организация образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях реализации ФГОС ДО. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников».
  4. Педагогическая эстафета по вопросам гражданско-патриотического воспитания.
  5. «Наши успехи» (о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Основной общеобразовательной программы МБДОУ).
  6. Результаты сравнительного изучения «Обучение грамоте и развитие  начальных предпосылок учебной деятельности группах старшего дошкольного возраста»
  7. Результаты смотра смотра-конкурса уголков «Обучение детей безопасному поведению на дороге и ОБЖ»
  8. «Лето в детском саду» (утверждение планов работы на летний период)
  9. Обсуждение и принятие решения Педагогического совета.


Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими людьми, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

Слово предоставляется зам. зав. по УВР  

3. Актуальность темы педсовета: «Организация образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях реализации ФГОС ДО. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников». Подготовила и выступила зам. зав. по УВР  

Слайд 3

Гражданско-патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

 Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия,  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

 Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

 Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский говорил о том, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

 В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.

 Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

 Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.

Слайд 4

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

 - Конституция Российской Федерации.

 - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

 - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

 - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

 - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

 - Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

 - Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  

Слайд 5

— Перед вами листочки бумаги А3 и стикеры разных цветов. На белом листе нарисуйте дерево с 4 ветками. По ходу пед.совета мы будем дерево дополнять стикерами.

 Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье,  к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

   Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

   Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания дошкольников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Слайд 6

Вопрос к педагогам:

Что такое гражданско-патриотическое воспитание?  Ответы на стикерах клеят на дерево.

Понятие «гражданское воспитание» является относительно новым для дошкольного образования. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.

Под  гражданско-патриотическим воспитанием понимается процесс становления сознательного человека, который любит и ценит свою землю, родной край, знает и уважает культурные ценности и историю своего народ

Слайд 7.

Цель гражданского воспитания: содействовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

Цель патриотического воспитания: воспитывать у ребенка дошкольного возраста чувство любви и привязанности к Родине.

Слайд 8. Целью гражданско-патриотического воспитания дошкольников является создание условий для формирования у детей начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его  стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Слайд 9-10. Требования ФГОС к гражданско-патриотическому воспитанию

Слайд 11

Задачи гражданско – патриотического воспитания:

  1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, родному дому, детскому саду, родному городу.
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  3. Развитие интереса к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству народов России.
  4. Расширение представлений о стране, воспитание уважения и гордости за свою страну – Россию, столицу нашей Родины – Москву.
  5. Воспитание уважения к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
  6. Формирование уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к ним.
  7. Показ детям зависимости между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Слайд 12.  Формирование любви к Родине:

  • в младшем возрасте идёт через… (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает») любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
  • в среднем возрасте проходит через…(сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)  познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
  • в старшем дошкольном возрасте через… (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает») познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Вопросы к специалистам

Через музыкальное воспитание…

Через физкультурное…

На занятиях у психолога…

Слайд 13.

Понятие патриотизма

Вопрос к педагогам? Патриот, кто он?

  1. Человек, одушевленный патриотизмом.
  2. Человек, преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий что-то.
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:
    Компоненты сознания
  • Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как фразу «Я знаю, что это наше!»
  • Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры. («Я горжусь, одобряю такие события»).
  • Готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране. («Я готов действовать на благо своей страны»)

Слайд 14.

Направления патриотического воспитания

  •  Воспитание на боевых традициях народа.
  •  Историко-краеведческая работа.
  •  Формирование правовых знаний.
  •  Воспитание на культурных традициях народа.

 

 Слайд 15

1 направление. Воспитание на боевых традициях народа.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия: (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

·         Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

·         Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны.

·         Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

·         Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

·         Проведение военно – спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам;

   В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь детского сада и ветеранов ВОВ и труда, проживающих в городе. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны.

   

Слайд 16

2 направление. Историко-краеведческая работа.

   Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

– экскурсии в музей; 
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
– оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»;

 Слайд 17.

3 направление. Формирование правовых знаний.

   Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права. (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

– изучение правил поведения в детском саду, в школе и общественных местах;
– знакомство с правами ребенка

Слайд 18.

4  направление. Воспитание на культурных традициях народа. (сначала педагоги пишут ответы на стикерах, потом один «озвучивает»)

– занятия по ознакомлению с окружающим;
– организация и проведение тематических бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа  

– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
– организация и проведение КВН, проектов на нравственные и этические темы.

  

Все эти мероприятия повышают интерес детей к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

 

4. Педагогическая эстафета по вопросам гражданско-патриотического воспитания.

- Земля, где ты родился? (Родина.)

  • С чего начинается Родина? (Семья, мама, родной двор, родной город, это самое дорогое, что есть у человека, гражданина).
  • Назовите совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья).
  • Назовите территорию, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
  • Какие вы знаете символы государства? (Герб, Гимн, Флаг).
  • Сколько цветов на флаге России? (3 цвета). Назовите их по порядку? (Белый, Синий, Красный).
  • Что означает каждый цвет? (Белая полоса означает мир и чистоту совести. Синяя полоса означает чистое небо, веру и правду. Красная полоса символизирует огонь и отвагу).
  • Существуют и неофициальные символы назовите их? (Белоствольные Березки, Колокольчик, матрешки).
  • Какая птица изображена на гербе России? (Орел зорко смотрящий в разные стороны и охраняющий Родину от врагов.).
  • Какие цвета используются на гербе России? (Желтый и красный).
  • Что делает всадник на коне? (Святой Георгий Победоносец который убивает черного змея).
  • Какие атрибуты власти изображены на гербе? (Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе держава. Скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху).
  • Кто написал слова и музыку гимна России? (Слова гимна написал поэт С.В.Михалков, музыку – композитор А.В.Александров).
  • Что такое Конституция России? (Конституция России- это книга в которой записаны все основные законы нашей страны).
  • Назовите природные зоны России? (Зона арктических пустынь, Тундра, Лесотундра, Тайга, Степь, Пустыни и полупустыни).
  • .Перечислите народные промыслы России? (Хохломская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Жостовский букет).
  • Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к дереву или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг).
  • Почему Красная площадь так назвали? («Красная» - значит красивая).
  • В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр)
  • Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
  • То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих– Вас осталось всего две команды, сейчас самое время выяснить, кто из вас силен в патриотическом воспитании, краеведении, методике. Я объясню правила 3-го раунда; я задам по четыре вопроса каждой команде, той команде, которая не ответит на вопрос, будет поставлен пробел в ответе, а команда, набравшая наибольшее количество правильных ответов, станет победителем нашей сегодняшней игры.

5. «Наши успехи» (о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Основной общеобразовательной программы МБДОУ  ). (справка)

6. Результаты сравнительного изучения «Обучение грамоте и развитие  начальных предпосылок учебной деятельности группах старшего дошкольного возраста». (справка)

7. Результаты смотра смотра-конкурса уголков «Обучение детей безопасному поведению на дороге и ОБЖ» Презентация

8. «Лето в детском саду» (утверждение планов работы на летний период .)

9. Обсуждение и принятие решения Педагогического совета.

Решение Педагогического совета

  1.  При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:
  • продолжить проводить мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы;
  • приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, а также родителей воспитанников.

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

  1. Принимать активное участие в патриотических акциях города Новочебоксарска. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
  2. Принять  к исполнению рекомендации по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы МБДОУ. Ответственный: педагоги. Срок: постоянно.
  3. Принять к сведению предложения по итогам  сравнительного изучения  «Обучение грамоте и развитие  начальных предпосылок учебной деятельности группах старшего дошкольного возраста». Срок: постоянно. Ответственный: старший воспитатель, педагоги ДОУ.
  4. Принять к сведению предложения по результатам  смотра-конкурса уголков «Обучение детей безопасному поведению на дороге и ОБЖ».   Срок: постоянно Ответственный: педагоги ДОУ.
  1. Принять без изменений план  летней оздоровительной работы  МБДОУ  на период с  _____  по ______ и организацию занимательной деятельности с детьми в летний оздоровительный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни - как основа развития личности ребенка.

Выступление на августовской конференции в августе 2015 года в детском саду № 10...

Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...

Здоровье - основа развития личности ребенка.

С самого раннего возраста детей нужно учить ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Здоровье - одна из важнейших ценностей человека....

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...

Парезентация "Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка".

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия....

Педагогический проект «Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»

Педагогический проект«Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»...