Роль образа Петра первого в формировании нравственных ценностей дошкольников в рамках детско-родительского проекта «Эпоха Петра Первого»
статья

Валеева Надежда Константиновна

В статье раскрывается влияние знакомства с жизнью Петра Первого в дошкольном возрасте и выявляется его роль в формировании нравственных ценностей дошкольников (любви к Родине) через проектную деятельность и при взаимодействии с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_petra_pervogo.docx59.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

город Мегион

Роль образа Петра первого в формировании нравственных ценностей дошкольников в рамках детско-родительского проекта                                               «Эпоха  Петра Первого»

                                                       Валеева Надежда Константиновна, воспитатель

                                                       Шемякова Людмила Николаевна, воспитатель

Мегион

2022

СТАТЬЯ

«РОЛЬ ОБРАЗА ПЕТРА ПЕРВОГО В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

        Аннотация. В статье раскрывается влияние знакомства с жизнью Петра Первого в дошкольном возрасте и выявляется его роль в формировании нравственных ценностей дошкольников (любви к Родине) через проектную деятельность и при взаимодействии с родителями.

        Ключевые слова. Петр Первый, духовно-нравственное воспитание, нравственно-патриотические ценности, проектная деятельность. 

        Во все времена острым остаётся вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, уважения и гордости к своей стране,               к духовной жизни наших предков, к их традициям и обычаям. Воспитание нравственного, ответственного, образованного и грамотного гражданина России, настоящего патриота своей Родины – это цель современного образования.

Государственная политика Российской Федерации направлена                              на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, таких как: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческая память и преемственность поколений, приоритет духовного над материальным [1].

Возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей является правильным при формировании нравственности, патриотизма и гражданственности. Необходимо формировать личность, проникнутую духом народной культуры, подвигами народных деятелей и героев, желанием и готовностью защищать свою страну. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своего народа.

Обращение к личности последнего царя и первого императора Петра Первого является важным при формировании нравственно-патриотических ценностей: уважение к истории своей страны, уважение к людям, чья жизнь является примером проявления жертвенного служения Родине, гордость                        за осознание принадлежности к своей стране, к историческим личностям,                          и осознание их вклада в развитие нашей страны России.  

В разное время к проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников обращались ученные и педагоги: Г.Н. Волков, Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, А.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.

К.Д. Ушинский отмечал, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [2].

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия [3]. В основу патриотического воспитания дошкольников, именно воспитания любви к родной земле,                              к Родине начинается с духовной атмосферы того места, с которого начинается его судьба ребёнка.

Макаренко А.С.выделил заповедь: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходит к детям» [2]., которую необходимо использовать воспитателю при работе с детьми и их родителями.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре родной Отчизне (Т.Н. Антонова,                       Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова) говорят о том, что патриотическое воспитание было бы не полным, если не знакомить детей с героическими подвигами соотечественников в различных воинах, с великими полководцами                                    и деятелями. И таким ярким примером является образ Петра Первого.

Личность Петра Первого имела огромное значение для всей истории России. Его жизнь – это жертвенное служение Родине во благо будущего своей страны и воспитание веры в успех во все начинания и преобразования. Его можно смело назвать создателем русской культуры нового времени, его преобразования оказали значительное влияние на ход исторического процесса. Петр Первый до сих пор остается героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может со временем поблекнуть.

Воспитательно-образовательная работа педагога в рамках нравственно-патриотического воспитания средствами знакомства с образами важных деятелей страны и героев защитников Отечества должна быть направлена на формирование у воспитанников образа героя, защитника своего государства; привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

Для решения цели и задач духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников, опираясь на образ Петра Первого, предлагаем использовать технологию проектной деятельности. Данная технология является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Проект «Эпоха Петра Первого» краткосрочный, где дошкольники                      не только знакомятся с личностью и жизнью Петра Первого, но и погружаются в эпоху его правления, знакомятся с его великими начинаниями и подвигами, в которых проявляется характерная черта личности: любовь к своей стране, желание сделать её великой и обязательно с молитвой и верой в сердце.

В ходе реализации проекта «Эпоха Петра Первого» знакомили детей                        с детством Петра Первого, искали период зарождение веры в положительный исход любого начинания или преобразования. Просматривая презентации «Детство Петра» и «Потешные полки», дошкольники узнали о детстве царя,                о его становлении как основателя регулярной армии и флота, талантливого полководца и реформатора, испытывая чувство гордости за историю становления  Великой страны [4].

Большой интерес и желание быть защитником своей страны у детей вызвали: рассказы педагогов на тему: «Как маленький царь играл?», «Первый император Всероссийский»; просмотр презентаций «Полтавская Битва». Ребята с удовольствием выражали своё отношение и чувство сопричастности к историческому прошлому свое страны в строительстве из конструктора кораблей, разыгрывании сюжетно-ролевых игр в самостоятельной деятельности, с большим интересом собирали пазлы «Город на Неве», играли в настольные и дидактические игры «Хорошо – плохо», «По болоту Пётр шёл»,  «Каменный лев».

Воспитанники, приобщаясь к эпохе Петра Великого, познакомились                         с одеждой русских воинов, её назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закрепили названия предметов защитного вооружения русских воинов, научились отличать старинное снаряжение воинов от современного, закрепляли знания в дидактической игре «Четвёртый лишний», «Найди усы боярина».

Воспитание чувство гордости за историческое прошлое страны и гордости за мужество первого императора происходит при знакомстве с историей кораблестроения через беседы с использованием презентаций «Российский флот», «Рабочий день Петра I» рассматривания репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М. Добужинского «Петр Великий в Голландии». Дошкольники постепенно приходят к выводу, что человек славен делами, и пример истории создания флота Петром Первым побуждают детей  к совершению добрых дел в группе, в семье.

При изучении личности Петра Первого дети пополняют словарь словами: царь, император, полководец, защитник, вера, молитва, любовь к Родине, славен добрыми делами, флот.

Успешность освоения материалом в ходе проекта способствует интеграция всех пяти образовательных областей, что отражено                                              в перспективном плане взаимодействия участников проекта.

На заключительном этапе ребята погрузились в эпоху Петра Первого                     с помощью сюжетно-ролевой игры «Подготовка к балу. Бал». Ребята осмыслили необычные традиции, танцы, характерные той эпохи, стали сопричастными тому времени, что вызвало большой эмоциональный всплеск, гордость за историческое прошлое.

Оформление страниц альбома «Эпоха Петра Первого» было ежедневно                  с помощью родителей и в конце проекта все страницы детей объединены и структурированы в единый альбом, который вызвал огромную гордость у всех участников проекта.

Родители с воспитанниками изготовили куклу-сувенир «Петр Великий», в которой отразили гордость за великого человека, проявившего любовь к Родине, служение во благо народу с верой в успех всех начинаний. Кукла-сувенир «Петр Великий» стала победителем в городском арт-фестивале «Времена и эпохи» в номинация «Сувенир».

Исходя из проведенной работы по проекту, в рамках диагностики                        (по видеорепортажам «Петр Первый, какой он?», «Я хочу быть похожим на Петра Первого, потому что…») дети 6-7-лет знают Петра Первого, описывают его заслуги перед Отечеством, выделяют качества характера, которые хотели бы сформировать у себя, сравнивая с ним, осмысливают и оценивают собственное духовное состояние.

Ресурсное обеспечение реализации проекта обеспечивает эффективность работы, избегая дополнительных материальных, кадровых затрат.

В перспективе, работая по данному направлению, мы предлагаем                            в рамках реализации проекта: расширять его, сделать долгосрочным,  сотрудничать с социумом (с образовательными школами, детской центральной библиотекой, детской художественной школой, дошкольными учреждениями города, воскресной школой, центром развития ребёнка)  организуя совместные мероприятия, с целью развития и совершенствования системы работы по преемственности духовно-нравственного                                                  и патриотического воспитания подрастающего поколения. Накопленный опыт будет транслироваться среди педагогического сообщества города, округа, федерации.

Таким образом, по нашему мнению, работа по данному направлению представлена, как интеграция различных видов детской деятельности, которая представляет собой организованную деятельность детей на основе проблемы формирования нравственно--патриотических ценностей ребенка. Для                             её решения использовали проектный метод деятельности. Детская деятельность, в ходе реализации проекта представлена не только в реализации самих мероприятий, но и в подготовке к ним. На основе образа Великого Петра через знакомство с жизнью и подвигами последнего царя и первого императора России у дошкольников сформируется образ, в котором сочетается православная вера и любовь к Родине, показавшим нам, как надо проявлять любовь к Родине – делами, горением сердца, искренностью, служением во благо народу, стране.

Поэтому, воспитание любви к Родине, беззаветного служения ей –ценность, которая по-настоящему украшает душу человека, а стремление воспитать в ребёнке эту ценность, оценить собственное духовное состояние – то направление, по которому нужно работать и педагогам, и родителям.

Литература

1.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809                                           «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению                                 и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» – режим  доступа:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=2&rangeSize=1         

2.Гриценко С.А. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста / С.А. Гриценко - Детский сад: теория и практика – 2019, № 9

3.Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания / Маслов Н.В. – Белгород: Самшит-издат, 2020, 86с.

4.Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения /Дошкольное образование и воспитание. – 2019, № 1.

Детско-родительский проект

«Эпоха Петра Первого»

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Детско-родительский проект «Эпоха Петра Первого»

Руководители проекта

Воспитатели первой квалификационной категории:

Валеева Надежда Константиновна,

Шемякова Людмила Николаевна

Исполнители проекта

МАДОУ №1 «Сказка», группа КН для детей                    

 в возрасте от 6 до 7 лет

Юридический адрес проекта

РФ, ХМАО-Югра, г. Мегион, ул. Сутормина 6/1

Адресация проекта

Проект предназначен воспитателям групп для детей старшего дошкольного возраста.

Цель и задачи проекта

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, интерес к историческому прошлому России.

Задачи:

Для детей:

1. Формировать знания детей об исторической личности – Петром I, с отдельными событиями в истории России времени его правления;

2.Способствовать воспитанию чувства гордости за Россию. Эмоционально-ценностного отношения к своей стране;

3.Способствовать формированию нравственно-патриотических ценностей: любви к Родине, стремлению совершать хорошие дела, веру в успех,

4.Воспитывать чувства гордости за историческое прошлое страны, за выдающихся личностей России. Для родителей:

1.Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

2.Стимулировать творческую активность родителей через выполнение различного рода заданий

3.Повышение педагогической культуры родителей

Благополучатели проекта

Воспитанники группы в возрасте от 6 до 7 лет, родители воспитанников

Типовые особенности проекта

1.Познавательный, практико-ориентированный на уровне дошкольного учреждения.

2.По профилю знаний: монопредметный (интеграция образовательных областей)

3.По характеру координации: с открытой координацией.

4.По срокам реализации:  1 неделя (краткосрочный).

Сроки и этапы проекта

1 неделя (краткосрочный).

Этапы проекта:

-подготовительный

-практический, основной

-заключительный

Целевая группа проекта

Педагоги группы, воспитанники группы от 6 до 7 лет, родители

Ожидаемые результаты реализации  проекта

Дети:

1.Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Эпоха Петра I»;

2.Сформированность таких нравственных понятий как любовь к Родине, беззаветное служение во благо Родине, гордость за историческое прошлое страны, желание совершать добрые дела, вера в успех.

3.Заинтересованность детей событиями в истории Руси, её традициями, героями, культурой;

4.Появятся атрибуты для игровой деятельности 5.Оформлен альбом «Эпоха Пётр Первый»

6. Создание куклы(сувенира) «Петр Первый»

7.Создание видеорепортажей «Петр Первый, какой он? Я хочу быть похожим на Петра Первого, потому что…»

Родители:

1.Родители являются активными участниками образовательного процесса по приобщению детей к историческому прошлому России и в воспитании нравственно-патриотических ценностей у детей

1.Пояснительная записка

Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры. Дети должны знать историю России, чтобы вырасти патриотами своей Родины, любить свою родину, страну, опираясь на историческое прошлое страны.

Чувство патриотизма широко и многогранно. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающем. Патриотизм проявляется не только в сложных и тяжелых ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни.

2.1 Актуальность

Человек, который не знает своего прошлого, не имеет будущего. В 2022 году исполнилось 350 лет со дня рождения первого Императора  Российского государства Петра Первого – великого исторического деятеля России, принёсшего славу нашему Отечеству.

Пётр Первый относится к числу наиболее значимых фигур отечественной истории. Внимание к его личности и многообразной деятельности не ослабевает и в настоящее время.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм проявляется в любви к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости за выдающееся историческое прошлое родной страны, желание быть частью великой страны.

Воспитание патриотизма – это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознании с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать ему о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные ценности человека. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа. Одной из этих ярких событий является эпоха Петра I. Его реформаторская деятельность в корне поменяла быт, уклад и политику России.

 На протяжении веков в сознании народа сложился целый художественно-исторический образ царя Петра Первого. Мы можем утверждать, что этот образ обладает всеми необходимыми качествами для духовно-нравственного воспитания дошкольников.

        Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит с наиболее важными событиями в истории правления царя Петра Первого, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию нравственно-патриотических ценностей: любви к Отечеству, нравственно-патриотических ценностей: любви к Родине, стремлению совершать хорошие дела, веру в успех.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиления внимания к ценностям традиционной духовной культуре и исторической преемственности, формирует целевые ориентиры воспитанников; рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание работы направлено на развитие патриотического воспитания дошкольников на примере образа Петра Первого.

Участие дошкольников в мероприятиях проекта, поможет им ощутить положительные эмоции и чувства сопричастности к памятным событиям страны, формированию представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего выработать собственное отношение к совершению добрых дел.

Сотрудничество с родителями в рамках проекта, направленно на патриотическое воспитание детей, на историческую ценность данного периода становления России, на ощущение сопричастности к историческому прошлому.

Тип проекта: Познавательный, практико-ориентированный на уровне дошкольного учреждения.

Участники: Педагоги группы, воспитанники группы от 6 до 7 лет, родители, специалисты ДОУ, библиотека.

По времени проведения –  краткосрочный.

 

2.2. Цели и задачи проекта

Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, интерес к историческому прошлому России.

Задачи:

Для детей:        

  • Формировать знания детей об исторической личности – Петром Первым, с отдельными событиями в истории России времени его правления;
  • Способствовать воспитанию чувства гордости за Россию. Эмоционально-ценностного отношения к своей стране;
  • Способствовать формированию нравственно-патриотических ценностей: любви к Родине, стремлению совершать хорошие дела, веру в успех,
  • Воспитывать чувства гордости за историческое прошлое страны, за выдающихся личностей России 

Для родителей:

  • Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
  • Стимулировать творческую активность родителей через выполнение  различного рода заданий;
  • Повышение педагогической культуры родителей.

2.3 Особенности и суть проекта

Проблема: может ли знание исторического прошлого (Эпохи Петра Первого) влиять на формирование у дошкольника нравственно-патриотических ценностей.

Гипотеза: Если человек славен делами (на примере образа Петра Первого), совершая их на благо страны, то и я буду совершать хорошие поступки, стремиться к добрым делам.

При формировании нравственно-патриотических ценностей очень важно осмысление ребёнком событий и явлений исторического прошлого нашей страны, к историческим личностям, и осознание их вклада в развитие страны.

Содержание работы направлено на патриотическое воспитание дошкольников на примере образа Петра Первого.

Участие дошкольников в мероприятиях проекта, поможет им ощутить положительные эмоции и чувства сопричастности к памятным событиям страны, формированию представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего,  стремиться совершать добрые дела.

Сотрудничество с родителями в рамках проекта, направленно на патриотическое воспитание детей.

2.4 Практическая значимость проекта

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что  данную работу можно использовать в качестве дополнительного материала для поддерживания у детей интереса к выдающимся личностям в истории своей страны, осмысления их вклада в развитие страны, сохранения  преемственности поколений. Проект могут использовать в образовательной деятельности воспитатели,  работающие с детьми старшего дошкольного  возраста, специалисты ДОУ.

2.5 Ожидаемые результаты проекта

Воспитанники будут знать:

  • Исторические факты «Эпохи Петра Первого»,

Воспитанники будут уметь: 

-характеризовать личность Петра Первого.

-испытывать любовь к Родине, гордость за её историческое прошлое;

-совершать добрые дела и поступки, веря в успех.

Родители:

  • Родители будут являться активными участниками образовательного процесса по приобщению детей к историческому прошлому России, и воспитание нравственно-патриотических ценностей  у детей

«Продукт» проекта: кукла-сувенир «Петр Первый», видеорепортаж  детей о Петре Первом, альбом  «Эпоха Петра Первого».

2.6 Этапы реализация проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Сбор информации о Петре Первом, входная диагностика

понедельник

2.

Практический этап

Сбор информации о Петре Первом, его жизни и деятельности, о его сильных чертах характера

вторник-четверг

3.

Обобщающе - результативный этап

Систематизация материала по проекту. Диагностика.

пятница-понедельник

4.

Презентация проекта

Обобщение материала по проекту

2.6.1. Подготовительный (понедельник)

  1. Беседа «Петр Великий. Первый император Всероссийский»
  2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций картин.
  3. Входная диагностика :Беседа «Петр Первый, кто такой и какой он?»,
  4. Раскраска «Петр Первый»
  5. Анкетирование родителей  «Какой он Петр Первый?»
  6. Консультация «Проект «Эпоха Петра Первого».
  7. Домашнее задание: прочитать интересные факты о Петре Первом из энциклопедий. Создание странички альбома «Интересные факты» и создание странички альбома «Петр Первый» (фотография)
  8. Круглый стол «Эпоха Петра Первого»

2.6.2. Основной (Практический) (вторник-четверг)

1. Реализация перспективного плана участников проекта.


Перспективный план по реализации проекта

Взаимодействие участников проекта

период

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

педагога с детьми

Самостоятельная работа с воспитанниками

Взаимодействие с родителями

Совместная работа с педагогами, социальными партнерами

Подготовительный этап:

понедельник

Беседа «Петр Великий. Первый император Всероссийский»

Цель:

Познакомить с личностью и жизнью Петра Первого, воспитывать чувство гордости за великих людей России.

Словарь: Петр Великий, царь, император

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций картин.

Цель: Воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам Родины на основе конкретных исторических событий и образов.

Входная диагностика:

Беседа

«Петр Первый, кто такой и какой он?»,

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций картин.

Раскраска «Петр Первый»

1.Анкетирование родителей  «Какой он Петр Первый?»

2.Консультация «Проект «Эпоха Петра Первого».

3. Домашнее задание: прочитать интересные факты о Петре Первом из энциклопедий. Создание странички альбома «Интересные факты».

Создание странички альбома «Петр Первый» - фотография .

1.Круглый стол «Эпоха Петра Первого»

Цель: определить роль совместно работы с педагогами по проекту, в рамках ннтеграции областей

Основ

ной этап:

вторник

Беседа

«Детство Петра»

Цель: знакомство с детскими годами Петра

Беседа

 «Потешные полки»

Цель: выявление черт характера для полководца,  как служение народу

Словарь: вера, молитва

Рассказ «Как маленький Петр  играл»

Игры:

«Каменный лев»

Чтение стихотворений «Чтение стихов: «Герб России», «Флаг России».

Цель: формировать представления детей о государственных символах России – гербе, флаге. 

Аппликация, тестопластика: «Флаг». Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости российский флаг в технике «тестопластика».

Пазлы «Город на Неве»

ДИ «Хорошо-плохо»

Игры с солдатиками

Семейный кинозал.

Просматривание мультфильмов о Петре Первом

Педагог дополнительного образования

репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I»,

М. Добужинского «Петр Великий в Голландии»

Цель: воспитывать гордость за историческое прошлое страны

среда

Беседа  с просмотром презентации

«Полтавская битва»

Цель: познакомить с историческим событием, одеждой и вооружением солдат, воспитывать уважение к историческому прошлому.

Словарь: полководец, защитник

Создание страниц альбома «Одежда времён царя Петра I».

Цель: Познакомить с модой, которая появилась при Петре I 

Игры:

«По болоту Пётр шёл»

ДИ «Четвертый лишний»

Раскраска «Солдаты эпохи Петра Первого»

ДИ «Подбери одежду и оружение к солдату эпохи Петра Первого»

ДИ : «Найди усы боярина»

Семейный кинозал.

Просматривание видеофильма «Петр Первый». Отрывки «Полтавская битва»

Страничка альбома

«Солдат Петра Первого»

Физ. инструктор

Маршевые перестроения

Встреча в библиотеке

«Путешествие в эпоху Петра Первого»

Четверг

Беседа «Человек славен делами. Русский флот. Рабочий день Петра»

Цель: познакомить с историей кораблестроения, воспитывать желание совершать добрые дела

Словарь: любовь к Родине, добрые дела

Обсуждение пословиц о труде

Рисование «Корабли».

Цель: изучить особенности русского фрегата

Конструирование

«Корабль»

Страничка альбома:

«Русский флот» - рисование фрегатов

Изготовление деталей к кукле-сувениру

Муз.руководитель

Послушивание произведений

Марш «Пётр», Д. Тухманова

Песня «Дядя Петя» (муз. Е. Зарицкая, сл. И.Шевчук)

Цель: воспитывать  патриотические чувства, гордость за великого исторического деятеля России – Петра Первого

Заключительный этап:

пятница

Сюжетно-ролевая игра

 «Подготовка к балу. Бал»

Цель: воспитание желания быть участником исторического прошлого страны

Запись видеорепортажа

«Петр Первый, какой он?»,

«Я хочу быть похожим на Петра Первого, потому что…»

(Исходная диагностика )

Совместное изготовление куклы (сувенир) «Пётр Первый»

Цель:  Развивать у детей  чувство патриотизма и любви к своей Родине, гордости за  великих людей страны Оформление альбома «Эпоха Петра Первого»

понедельник

Подведение итогов

Презентация

Продукт проекта: кукла-сувенир «Петр Первый» (видеорепортаж  детей о Петре Первом)

 альбом  «Эпоха Петра Первого»

Презентация проекта «Эпоха Петра Первого» на групповом родительском собрании и на педсовете ДОУ

Участие в  городском конкурсе с куклой (сувениром)

Для реализации проекта использовались следующие формы и методы работы:

  • интеграция разнообразных видов детской деятельности: беседы, изобразительная, музыкальная деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, просмотр презентаций, организация выставки (совместная деятельность  родителей и детей).

Беседы «Детство Петра», «Потешные полки», «Полтавская битва», «Человек славен делами. Русский флот. Рабочий день Петра».

Чтение литературы Рассказ «Как маленький Петр  играл»,  «Герб России», «Флаг России», пословицы о труде

Игры: «Каменный лев», «По болоту Пётр шёл»

ДИ «Четвертый лишний», «Подбери одежду и оружение к солдату эпохи Петра Первого», «Найди усы боярина»,«Хорошо-плохо»

Рисование «Корабли».

Аппликация (тестопластика) «Флаг».

Создание страниц альбома «Одежда времён царя Петра I».

Конструирование «Корабль»

Раскраска «Солдаты эпохи Петра Первого»

Пазлы «Город на Неве»

Игры с солдатиками

Послушивание произведений:  Марш «Пётр», Д. Тухманова, Песня «Дядя Петя» (муз. Е. Зарицкая, сл. И.Шевчук)

Маршевые перестроения

Посещение библиотеки

2.6.3. Заключительный ( пятница-понедельник)

В ходе заключительного этапа :

-использована сюжетно-ролевая игра  «Подготовка к балу».

-Исходная диагностика. Запись видеорепортажа «Петр Первый, какой он?», «Я хочу быть похожим на Петра Первого, потому что…»

-кукла-сувенир «Петр Первый» (видеорепортаж  детей о Петре Первом)

 альбом  «Эпоха Петра Первого»

-презентация проекта «Эпоха Петра Первого» на групповом родительском собрании и на педсовете ДОУ

3.Оценка эффективности реализации проекта

Исходя из проведенной работы по проекту, в рамках диагностики (по видеорепортажам) дети 6-7-лет знают Петра Первого, описывают его заслуги перед Отечеством, выделяют качества характера, которые хотели бы сформировать у себя, сравнивая с ним, осмысливают и оценивают собственное духовное состояние.

В городском АРТ-Фестивале «Времена и эпохи», посвящённому празднованию 350-летию со дня рождения Петра Первого представленная работа «Кукла «Пётр I» заняла первое место в номинации  «Сувенир».

4.Перспективы развития проекта

Перспектива реализации проекта предполагает расширение проекта «Эпоха Петра Первого» в 2022-23 учебном году и распространение опыта работы по реализации проекта в рамках педагогического сообщества на институциональном и муниципальном уровне. В рамках реализации проекта продолжить сотрудничать со школами, детской центральной библиотекой, детской художественной школой и дошкольными учреждениями города, организуя совместные мероприятия, с целью развития и совершенствования системы работы учителей начального звена и воспитателей по преемственности патриотического воспитания подрастающего поколения.

Считаем, что детей лучше воспитывать на личном примере ( в данном случае отношение родителей, педагогов к личности Петра Первого), но, если это невозможно по каким-то причинам, то стоит обратиться к истории, к изучению прошлого, которое благодаря выдающимся личностям, сотворила Великую русскую державу – Россию. По аналогии данного проекта, можно знакомить и с другими историческими личностями, обогащая словарь ребенка и воспитывая в нем любовь к Родине, уважение к историческому прошлому страны.

5. Ресурсы реализации проекта

Кадроые ресурсы: воспитатели и специалисты дошкольного образовательного учреждения

Материально-технические ресурсы:

1.Подбор методической и художественной литературы по данной теме, иллюстраций,  дидактических игр,  бесед.

2.Информация для родителей о предстоящей деятельности (информация в родительском уголке).

3.Создание видеотеки: фильмы и мультипликационные фильмы «Петр Первый», музыкальные произведения.

4.Раскраски по теме «Петр Первый», «Солдаты эпохи Петра Первого»

5 Конструктор, набор солдатиков, наборы для аппликации, тестопластики, лепки.

6.Создание альбома «Эпоха Петра Первого»

7.Сюжетно-ролевая игра «Подготовка к балу. Бал» 

8.Изготовление куклы-сувенира «Пётр Первый»

Методические ресурсы:

  1. Алексеев С.П. Рассказы о русских царях. – Москва: Стрекоза, 2017. 61c.
  2. Бойко О.П. Великие полководцы – Ростов-на-Дону: Проф-пресс, 2018. 94c.
  3. Гордин Я.А. Полтавская битва: рассказ о победе русских войск над шведами в 1709 году. – М.: Лабиринт Пресс, 2018. 36с.
  4. Дорофеев А.Д. Ключ от моря: рассказ о взятии русской армией и флотом во главе с Петром I крепости Азов/ А.Д.Дорофеев. – М.: Лабиринт Пресс, 2017. 32c.
  5. Летунова В. Романовы. Моя первая книга о русских царях. – М.: Пешком в историю, 2014. 56c.
  6. Новичкова Е. Пётр I/ Е.Новичкова, Е.Бунтман, А.Ратина– М.: Лабиринт Пресс, 2018.28c.
  7. Патаки Х. Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой: путеводитель – М.: Пешком в историю, 2019. 93c.
  8. Первушина Е.В. Детям об императорах России: от Петра I до Николая II – СПб: Паритет, 2020. 96c.
  9. Погорелова М. Кто такой Пётр I? –Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 32c.
  10. Суслова Е.В. Мы живём в эпоху Петра I: энциклопедия для детей.– М.: Пешком в историю, 2014. 80c.

6. Выводы

  • В рамках проделанной работе были организованы образовательные события в рамках проектной деятельности с интеграцией образовательных областей, обогащение речи детей, игровой деятельности.
  • Оформлен альбом «Эпоха Пётра Первого»
  • Оформлен стенд «Пётр 1 жизнь и деятельность»
  • Появились атрибуты для игровой деятельности.
  • Подобрана интересная и понятная для детей форма работы для проживания эпохи Петра1.
  • Дети знакомятся с личностью Петра Первого, могут описать его, характер, качества, достижения, успехи и умеют дать самооценку значения Эпохи Петра Великого в развитии страны, стремятся формировать у себя стремление совершать добрые дела, быть похожим на Петра Первого.

7.  Библиография проекта

1..Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989. 265с.

2. Вострухина Т.Н. Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 192 с.

3.Головин Н. Моя первая русская история. М. Просвещение, 2005. 205с.

4. Данилина Г.Н. Дошкольнику  об истории и культуре России.М. АРКАТИ,  2005. 184с.

5Осетров Е. Живая Русь. М. Просвещение,  2005. 167с.

                                                                                                             Приложение

Стихотворение «Флаг Отчизны моей»

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

В. Степанов

Стихотворение «Герб России»

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

А. Трифонов

Беседа «Встреча с историей»

Сегодня я хочу рассказать о  прошлом нашей страны. Наши предки - восточные славяне. Славяне были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь путник, они его приветливо встречали и хорошо угощали. Этот обычай сохранился и до наших дней.

-Расскажите, ребята, как ведёт себя ваша мама перед приходом гости.

-А теперь, ребята, скажите, кто у вас в семье главный.

-А в детском саду?

-А у мамы и папы на работе?

-А кто из вас знает, кто сейчас самый главный у нас в стране?

-Да, ребята, у нас в стране сейчас самый главный – президент. А в давние-давние времена  управлял страной царь.

         Ребята,  на Руси было много царей. Сегодня мы поговорим о царе, который очень много сделал для России. Царём в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отец Петра I умер рано,  и его воспитывала мать.

           Маленький Пётр был очень умным, здоровым, смелым. Очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско». «Потешное», потому что оно не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам, там были дети  из богатой семьи  и из бедной. Ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их.

Мальчик Пётр рос, а вместе с ним росли и мальчики из «потешного войска». И когда Пётр вырос и стал царём, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие полки: Преображенский и Семёновский.

         Пётр Первый придумал что нужно сделать, чтобы научить своих «потешных ребяток» выполнять команды: «направо», «налево»?  Велел                          на один башмак привязать сено, на другой солому. Так и командовал: «Сено» - повернуть налево, «солома» - повернуть направо.

Беседа  « Откуда ты Новый год?»

Ребята, 20 декабря 1699 года Петр I издает указ, что праздновать Новый год в России будут по европейским традициям. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января. По велению государя все дома должны были быть  украшены сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями.

 Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь желал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Пётр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели.

        В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.  

Беседа «Флот Петра»

        Очень Петру хотелось иметь свой морской флот, т. е. много кораблей. А как их строить, никто не знает. И поехал царь учиться корабельному делу за границу. Да только решил схитрить. Приехал в Голландию, страну такую, где живут голландцы, лучшие корабельные мастера, и назвал себя простым плотником Петром Михайловым. Как думаете зачем? (Рассуждения детей.) Надел он плотничью одежду и попросился жить к знакомому кузнецу. Сам сколотил из досок себе кровать, а поутру пошёл туда, где строят корабли. Взял топор и стал работать простым плотником с утра до вечера.

        Сначала голландцы не знали, кто он. Называли его Питером. Но скоро голландцы узнали, что Питер - это русский царь. И стали целые толпы любопытных ходить за Питером. Ему это надоело, и он уехал в Англию. Там он учился конструкторскому делу. Пётр так хорошо научился строить корабли, что лучшие мастера удивлялись его искусству.

       Вернулся Пётр в Россию, передал людям свои знания, построил много русских кораблей. Он уже не работал сам, а только распоряжался, наблюдая, учил других. А потом со своими солдатами на кораблях отправился в Турцию, чтобы завоевать берега Черного моря.

Война - это, конечно, плохо: она несет беды людям. Но давайте разберёмся - что было делать Петру I:

      Пётр хотел, чтобы Россия была государством сильным, красивым, богатым. Для этого надо дружить с другими странами: продавать им свои товары, например, зерно, муку, а на вырученные деньги покупать товары, нужные русским людям. А на чём их возить? На лошадях? Много ли нагрузишь в телегу, да и кормить лошадей надо, и устают они. А вот на корабле сразу увезёшь столько, сколько на двадцати возах.

А выхода к морю у России не было. А вот Чёрное море удобное, по нему можно плавать круглый год. Но берега принадлежали туркам. Вот и решил царь Пётр I предложить им поделиться черноморским побережьем с русскими. Скоро он взял крепость Азов, и с тех пор русские корабли стали плавать по Черному морю.

Вот таким он был — русский царь Пётр I.

Закончить  беседу  я хочу словами;

Живём мы в радостном краю.

И знать его должны мы,

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый.

Пословицы о труде.

Игра «Продолжи пословицу»

  • Уменье и труд – всё перетрут.
  • Торопливый дважды одно дело делает.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
  • Землю красит солнце, а человека труд.
  • Мала пчёлка, да и та работает.
  • Труд человека кормит.а лень портит.

 А любимая  пословица Петра Первого была:   Делу время – потехе час.

-  Как вы думаете: почему она была его любимой пословицей?

Игра  «Хорошо-плохо»

-Маленький царевич Пётр любил трудиться, учиться. Это хорошо или плохо? Почему?

-Царевич Пётр дружил со всеми мальчиками: и богатыми, и бедными. Это хорошо или плохо?

-Царь Пётр русский флот построил. Это хорошо или плохо? Почему России было бы плохо, если бы не было флота?

-Пётр 1 построил городСанкт – Петербург. Это хорошо или плохо?

В нашей большой и красивой стране жили и живут много хороших и умных людей. Может быть и вы, когда вырастете, прославите нашу страну, а для этого нужно много знать, хорошо учиться и любить свою Родину.

Игра «По болоту Петр шёл»

СчиталкаСто чудес

 С помощью считалки выбирается "Пётр".

Есть, есть, есть, есть

В Петербурге сто чудес!

Как пойдём с тобой гулять,

 Будем чудеса считать:

«Медный всадник», Эрмитаж,

Золотой кораблик наш,

Мост дворцовый разводной

Над красавицей Невой!

Кто не верит - выходи,

Эти чудеса найди!

По болоту Пётр шел 

По болоту Пётр шёл (идут по кругу),

Остров Заячий нашел(останавливаются, смотрят из под руки-козырьком),
Он созвал рабочий люд 
(созывают правой и левой рукой),
И построил крепость тут
(Руки, согнутые в локтях перед собой, ставят одну поверх другой, как бы «строят»),

Крепость новая стоит (руками показывают "крышу" над головой),
Пушками врагам грозит 
(грозят кулаками над головой),
Бам, бам, бам, бам
(пальцами как бы барабанные палочки),
Не осталось зайцев там 
(разводят руками), 
Зайцы пушек испугались, по кусточкам разбежались 
(бегут по кругу                                на носочках)

Ой! (после ой, присесть на корточки и замереть).

Предварительно выбранный водящий, изображает Петра во время игры,                             а потом отбирает пошевелившихся «зайчиков»).

Игра «Каменный лев!»

Перед игрой дети выбирают водящего с помощью считалки «Грифоны»

Как на Банковском мосту

Есть грифоны на посту.

Я грифонов не боюсь,

По мосту сто раз пройдусь.

Как пойду сто - первый раз,

Оживут грифоны враз:

-Ты нам очень надоел,

Лучше  б дома посидел!

Перед нами не мелькай

И на туче полетай!

Вчетвером меня схватили

Да на тучу посадили.

Кто не верит - выходи

И на небо погляди!

Лев из камня любит спать (Дети,  взявшись за руки, идут по кругу, «лев»                                         в центре круга на стульчике)

Будем годы мы считать:

Год – спит, два – спит,

Двадцать лет подряд храпит!

Как пройдёт сто пятьдесят, (Дети на цыпочках подходят ко льву)

Переловит всех ребят! (Дети грозят пальцем)

Раз, два, берегись,

В лапы льву не попадись!  (Дети убегают; «Лев» ловит убегающих детей; пойманные дети «окаменевают»)

(Пойманные дети становятся в середину круга)  

Лев  говорит: «Я тебя не отпущу, в камень твердый превращу!»