Консультация "Музей в детском саду как средство познавательно – речевого развития дошкольников"
консультация

Создание условий для развития познавательных процессов у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №151»

КОМИНТЕРНОВСКИЙ РАЙОН

ГОРОД ВОРОНЕЖ

Консультация для воспитателей:

«Музей в детском саду как средство познавательно – речевого развития дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

подготовительной группы № 8

Щурова Людмила Николаевна

Воронеж - 2023

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к познавательному развитию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

     Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое.

      В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.

В части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в нашем детском саду реализуется проект «Музейная педагогика в детском саду».

    Цель проекта: Создание условий для развития познавательных процессов у детей.

Задачи проекта:

- Обогащение развивающей предметно - пространственной среды ДОУ.

- Формирование у дошкольников представления о музее.

- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

- Приобщение к духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство.

- Формирование представлений о родном городе, истоках Воронежского края, его культуре.

- Знакомство с бытом и традициями русского народа, народными праздниками, костюмами Воронежской губернии.

- Развитие речи детей, пополнение словарного запаса.

- Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки.

- Развитие сотрудничества ДОУ с родителями.

Мини - музей в детском саду  -   это особый вид детского музея. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и называют «мини - музеями». Слово «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

      Важная особенность этих элементов развивающей предметно -пространственной среды — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини - музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини - музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини - музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, с ними можно играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

    В нашем детском саду в каждой возрастной группе созданы мини - музеи.

    При изучении экспонатов каждого из мини - музеев у детей формируются умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, развивается творческое и логическое мышление, активизируются познавательные процессы.

    Например, экспонаты мини - музея «Измерительные приборы» способствуют формированию интереса детей к истории их возникновения и создания, развитию не только познавательных способностей, но и исследовательских умений и навыков.

     Экспонаты мини - музея «Часы» обогащают временные представления дошкольников, расширяют знания детей

об умениях людей ориентироваться во времени с древних времён и по сей день.

     Экспонаты мини - музея «Ткани» знакомят детей с происхождением тканей, помогают в установлении взаимосвязей между видами тканей и одежды.

     Экспонаты, представленные в мини - музеях, способствуют не только развитию познавательного интереса, но и способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети описывают предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренное слово, подбирают синонимы, антонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.

     Разнообразные экспонаты мини - музеев служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок; разработанные схемы (мнемотаблицы) описания музейных экспонатов помогают последовательно передавать внешние свойства и качества предметов.

     В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах мини - музея, при этом отрабатывается монологическая речь.

     В музее организуются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети представляют продукты своего творчества и повествуют о них. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить сложноподчинённые предложения и использовать языковые средства для соединения их частей, образуют новые слова с помощью приставок, суффиксов, подбирают прилагательные в сравнительной и превосходной степени, т.е. вырабатывается грамматически правильная речь и языковое чутьё.

     Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи. 

     В работе с дошкольниками используем следующие формы и методы работы:

ООД по тематике мини - музеев;

опытно -исследовательскую деятельность;

чтение художественной литературы; самостоятельное рассматривание экспонатов;

экскурсии (обзорная, «путешествия», игра - экскурсия и другие);

игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные, театрализованные);

мастер-классы по изготовлению экспонатов;

 выставки рисунков, поделок; проекты различной направленности; викторины, досуги, развлечения.

     Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с познавательно - речевым развитием дошкольников. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент для познания мира.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

План по самообразованию на тему «Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

План по самообразованию на тему«Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников»....

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....

Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»

Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...