Мероприятия тематического цикла "Я и моя Родина" как неотъемлемая часть программы воспитания дошкольного учреждения
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Анахина Татьяна Александровна

В результате реализации мероприятий тематического модуля «Я и моя Родина» расширяются представления детей о родном городе, его истории и культуре, увеличивается познавательный интерес к изучению наследия своей Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕРОПРИЯТИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «Я И МОЯ РОДИНА» КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Все проводимые дела, события, мероприятия патриотической направленности объединены в тематический модуль Программы «Я и моя Родина». Календарный план воспитательной работы дошкольной организации соответствует в свою очередь календарю событий данного модуля «Я и моя Родина».

Так, мероприятия, посвященные празднику «День города», включают в первую очередь экскурсии по улицам и к памятникам города; а также беседы с рассматриванием иллюстраций «Город, в котором я живу», «Знаменитые люди Белгородчины».

Коллекционирование, изготовление панно и совместных коллажей - вот результаты творческой деятельности в мини-мастерских. Традиционными стали: выставки рисунков «Любимое место в городе; оформление окон ДОУ с привлечением родителей; экологическая акция «Чистый город», участие в городских мероприятиях, посвященных празднованию Дня города.

«День народного единства» проводится с использованием следующих форм совместной деятельности с детьми: цикл бесед и рассказов на тему «Народы России»; игры-драматизации (по сказкам народов России), подвижные игры народов России; разучивание стихотворений по теме праздника; рассматривание фотографий с изображением памятника К. Минину и Д. Пожарскому, других фотоматериалов, иллюстраций по теме праздника; конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».

«День защитника Отечества» - это, конечно же, спортивный праздник (с участием пап) «Сильные, смелые, ловкие»; а также: конструирование военной техники; сюжетно-ролевые игры («Пограничники», «Мы солдаты Российской Армии», «Семья»); изготовление совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация совместных выставок; беседы по теме праздника из личного опыта («Мой папа (дедушка) военный»).

Перечень этих и других традиционных событий постоянно пополняется мероприятиями патриотического цикла, связанными с новыми историческими событиями, происходящими в нашей стране.

Так, 16 марта 2014 года произошло знаменательное событие для нашей Родины, ставшее важной датой в новейшей истории: 16 марта 2014 года жители Крыма проголосовали за воссоединение с исторической Родиной - Россией. Начиная с 2015 в России отмечается важное памятное событие: 18 марта -  День воссоединения Крыма с Россией. Чтобы донести до сознания старших дошкольников данное, достаточно сложное для детского восприятия и осмысления событие, проводится тематический челлендж «Родина моя», посвященный Дню воссоединения Крыма с Россией.  В рамках челленджа ребята вместе со взрослыми выпускают стенгазету «Достопримечательности Крыма», в которой рассказывается, что Крымский полуостров богат красивейшими дворцами, которые стали настоящими музеями старины и искусства. Конкурс семейных рисунков в номинации челленджа «Достопримечательности Крыма» позволяет отразить детские впечатления и дорогие воспоминания о проведенном отдыхе семей на Крымском полуострове и привлечь родителей к совместной работе по формированию у детей патриотических чувств, а также поддержать традиции семейного времяпровождения.

Кроме того, совместно с родителями составляется тематический альбом «История воссоединения Крыма с Россией», благодаря чему повышается уровень информированности о Дне воссоединения Крыма с Россией среди детей и взрослых.

Начиная с 2011 года в России отмечается другая важная памятная дата: 15 февраля -  День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

В связи с этими событиями в дошкольном учреждении проводится тематическая неделя «Сила, доблесть, отвага», посвященная Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами границ своей родной страны.

Ребята старших и подготовительных групп становятся участниками литературной гостиной «Слава армии Российской-самой мирной на земле!», где узнают о традиции помнить и чтить память о россиянах, проявивших самоотверженность и преданность Родине в период участия в боевых действиях за пределами страны по оказанию военной помощи дружественным странам. В честь Российских военнослужащих, которые направлялись в «горячие точки», Юнармейцы исполняют гимн отряда «Наша Армия - самая сильная», вспоминают пословицы о Родине, читают стихи о военной доблести и смелости.  В заключение проводится спортивная эстафета «Будем в Армии служить!», в ходе которой мальчишки и девчонки могут проявить свои навыки в ловкости, быстроте и сноровке.

В группах старшего дошкольного возраста организуется выставка семейных фотоальбомов «Есть такая профессия – Родину защищать», где ребята представляют фотографии своих пап, братьев, дедушек, иллюстрирующих службу в рядах Российской Армии и рассказывают о них. Проводится беседа «День памяти» с использованием слайдовой презентации, в ходе которой воспитанники узнают о том, что со времени Второй мировой войны более полутора миллионов россиян приняли участие в боевых действиях за рубежом, из них более 25 тысяч человек отдали свои жизни во время исполнения служебного долга; память погибших воинов мы почтили минутой молчания.

Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что в результате реализации мероприятий тематического модуля «Я и моя Родина» расширяются представления детей о родном городе, его истории и культуре, увеличивается познавательный интерес к изучению наследия своей Родины. Из практических результатов работы можно отметить   пополнение и обогащение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, рисунками, оформленными детьми совместно с родителями, презентациями о городе и крае.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина Н. В., Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий; Перспектива - М., 2022. - 310 c.
  2. Белая К., Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.
  3. Бережнова О. В., Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации. Рабочая программа педагога. Методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. - 144с.
  4. Маханева М. Д., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 390с.
  5. Писарева А., Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие; Сфера - М., 2021. - 266 c.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа в дошкольном учреждении "Космос глазами ребенка"

Методическая разработка проекта, который состоит из нескольких занятий, бесед, мастер-класса для родителей и детей. И в конце обобщающие игровое мероприятие для детей старшей и подготовительной группы...

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Должны быть нацелены на развитие любознательн...

Народная игра как неотъемлемая часть всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Тай-тай, налетай! Кто в игру играй! - вряд ли мы всерьез задумывались, кто и когда придумал эти слова, а также игры с этих слов начинающиеся "жмурки", "казаки-разбойники", "са...

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...

Рекомендации для педагогов «Подвижные игры, как неотъемлемая часть физического воспитания»

Успешного результата в  работе с дошкольниками можно добиться разными  средствами, одним из которых является  - игра.  Подвижная игра является основным средством формирования и раз...