Знакомство с казачеством. Средняя группа. Экскурсия в музей "Крестьянский быт"
план-конспект занятия (средняя группа)

Мысливченко Анжелика Александровна

Знакомство с казачеством. Средняя группа. Экскурсия в музей "Крестьянский быт"

 

КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ.

Крестьянский быт – один из самых важных и в то же время сложных элементов народной культуры. В нем нашел отражение жизненный опыт, накопленный нашим народом за всю его многовековую историю. Строительство избы, ее внутреннее убранство, домашняя утварь – все это прежде всего отвечало практическим нуждам хозяина. В то же время каждый человек стремился украсить свой быт, привнести в него элемент праздника, что и создавало неповторимую атмосферу уюта и гармонии с окружающим миром.

Жилище. На территории Шебекинского края в XIX – начале ХХ века бытовали два вида изб: срубное и плетено-лепное жилище. Их внешний вид и планировка были похожи на хаты Восточной Украины, но имели и отличительные черты, характерные для России.

Во многих селах, где проживало преимущественно русское население, предпочитали сруб. Его строили из крепких и долговечных пород древесины – дуба, ольхи или вербы, реже сосны. Конструкция стен была столбовой.

Но в большинстве сел края практиковалась украинская технология, когда стены жилых домов сооружались из плетня с глиняной обмазкой, в которую добавляли рубленую солому и навоз.

Плетено-лепное строение (так называемая «мазанка») сооружалось следующим образом. По периметру будущей избы устанавливали вертикально толстые колья, затем оплетали их, как корзину, прутьями лозы или орешника. Получившиеся каркасы стен обмазывали слоем глины, которую для более прочной связки смешивали с мелко рубленой соломой (саманом) или конским навозом2.

Крыша у большинства домов была соломенная, часто в нее добавляли глину как связующий и изолирующий материал. Так как солома шла на корм скоту и стоила дорого, вместо нее часто использовали камышовое покрытие («внакидку» или отдельными связанными жгутами). Кровельное железо и черепица появились намного позже и использовались наиболее зажиточными хозяевами.

Полы в избах шебекинских крестьян были земляные, иногда с глиняной подмазкой. В летнее время их застилали свежескошенной травой, зимой – соломой. Крыльцо в доме делалось далеко не всегда, чаще оно заменялось навесом или входом.

Усадьбу обносили деревянной тыновой или плетневой «огорожей», в которой устраивались ворота с притвором и калиткой. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбары, овины, конюшни, погреба, баня и другие. При их строительстве тоже использовалась заплетная техника.

Повсюду в Шебекинском крае встречалось жилище, состоящее из двух изб: зимней и летней. Зимнюю строили с меньшим количеством окон, обязательно делали печь, которая топилась по-черному. В «летнике» окон было больше, а печь если и устраивали, то обязательно с трубой.

В первой половине XIX века такие «двойные» жилища были только у зажиточных крестьян, а затем распространились по всей территории района. «Летники», «летние кухни» и поныне встречаются в нашем крае.

Все дома и постройки обязательно обмазывались снаружи мелом и имели белый цвет. Декоративные элементы встречались редко, в основном это были украшенные плоской геометрической резьбой в виде зубчиков или прямоугольников подзоры, карнизные доски, наличники окон и крыльца.

Внутреннее убранство. Со стародавних пор установились строгие традиции в использовании внутреннего пространства изб, ведь в большинстве случаев они были небольшими, а семьи многочисленными. Поэтому каждый угол, каждое место имели свое определенное назначение.

В каждом доме обязательно была большая русская  печь. Делали ее в одном из углов, немного отступив от стен, чтобы избежать пожара. Вначале клали сруб высотой 0,7 – 1 м, который занимал примерно четвертую часть площади избы. На площадке сруба закладывали устье: замешивали глину с песком и сбивали их слоями при помощи специальных деревянных колотушек. Сбоку устраивали отдельную топку, соединенную с печью. Верх у нее был кирпичный и назывался лежанкой.

Вход в печь закрывали металлической заслонкой. Перед ним делали подставку для хлеба и форм – «загнеть», а ниже – полочки для кухонной утвари, которые прикрывались занавеской. Пространство между печкой и стеной дома застилалось досками и служило кроватью. Здесь зимой в большие морозы крестьяне держали мелкий домашний скот и птицу.

Уже в XIX веке широкое распространение в Шебекинском крае получили печи с трубой и дымоходом. В более ранние времена их делали без труб – так называемые курные печи. Избы с ними тоже назывались «курными», или «черными». Для выхода дыма в таких домах открывалась наружная дверь. Напротив двери прорезалось отверстие, которое открывали на время топки, а затем закладывали тряпкой или доской.

В селе Верхнеберезово печь делали так, чтобы она прилегала коменем вплотную к стене избы. Там прорубали две дыры, которые сообщались с такими же дырами в комене печки. Через них дым шел в сени, где устанавливалась широкая сплетенная из хвороста и обмазанная глиной труба. Она выводила дым через крышу на улицу.

По диагонали от печи располагалось главное место в избе – красный (святой) угол, где висели иконы. Его украшали «набожницами», рушниками с богатой вышивкой, вешали лампадку, внизу ставили стол-угольник со священными книгами – «Молитвословом», «Поминовением» и другими.

Возле святого угла стоял обеденный стол. За ним крестьянская семья справляла ежедневные трапезы и отмечала важнейшие события своей жизни. По праздникам стол накрывали скатертью («столешницей»), украшенной богатой вышивкой, ставили хлеб и соль – символы семейного благополучия и счастья.

Мебели в крестьянской избе было немного. Вдоль стен ставили широкие лавки, над окнами вешали полки для домашней утвари. Напротив печи во многих домах устраивали «коник» - широкую лавку-шкафчик для хранения посуды и съестных припасов.

Спали на примосте, полатях, лавках, а в бедных многодетных семьях даже на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в. служили большие подушки, набитые перьями, солома и домотканые подстилки из конопли или шерсти (попонки, рядно). Кровати и другая покупная мебель, а также ватные одеяла и перины стали появляться лишь в начале ХХ столетия, в первую очередь, у зажиточных крестьян.

Одежда хранилась в сундуках или в чулане. Повседневную вешали на вешалку в виде палки, которую устанавливали возле печки, под примостом.

Ближе к передней стенке избы ставили ткацкий станок, а на идущей вдоль нее лавке или сундуке женщины пряли, ткали, вышивали.

Освещались дома лучиной или каганцом – глиняной плошкой с бараньим или коровьим жиром и вставленным в нее фитилем. Только в конце XIX столетия в крестьянских избах начали появляться керосиновые лампы.

Еда. Пища шебекинских крестьян не отличалась большим разнообразием и была довольно скудной, особенно в постные дни

Хлеб пекли из ржаной муки, белые пшеничные караваи появлялись на столах только по торжественным случаям. Тогда же пекли и блины, которые были обязательным блюдом на Масленицу и церковные праздники. В неурожайные годы, когда чистой муки не хватало, хлеб пекли с добавками.

Основным блюдом в меню и летом, и зимой был борщ, который варили на воде. С мясом или рыбой его делали только по праздникам. В летнее время шебекинцы ели также щи из свежей капусты и свеклы, пироги с грибами, гречневые вареники, рыбу, раков, лесные ягоды, грибы, орехи. Всегда на столе были овощи – огурцы, редька, лук, чеснок, а вот мясные продукты появлялись гораздо реже.

Зимой питались квашеной капустой в щах, отварным горохом, картошкой, вареной, моченой и сырой репой, гречневой кашей с конопляным маслом, солеными огурцами, редькой, луком, хреном, свежими, мочеными, сушеными яблоками и сливами3.

Во время поста готовили специальные блюда. Например, в Кошлаково делали зимнюю окрошку (другое название – холодец из сахарной свеклы), когда обжаренные свеклу, морковь, лук, вареный картофель с фасолью и хрен заливали хлебным квасом.

Из напитков самыми распространенными были домашний квас и взвар – варёные сухие фрукты без сахара. К праздникам готовили пиво, брагу, медовуху.

Многие из этих блюд, например, борщ, гречневая каша, компот из сухофруктов до сих пор любимы в народе.

 

 

Гончарное ремесло появилось на территории края несколько тысячелетий назад. Его историю можно разделить на две эпохи – до изобретения гончарного круга и после него. Не знавшие круга гончары лепили посуду руками: сначала делали круглый диск дна, затем скатывали из глины «колбаски» и выкладывали из них стенки сосуда. Двигались по спирали, от донца вверх, затирая места стыков. Такие слепленные вручную чашка и горшок были найдена на территории Шебекинского края; время их производства относят к концу III – началу II тысячелетий до н.э.

Большое количество глиняной посуды самой разнообразной формы и назначения, изготовленной уже на гончарном круге, богато украшенной орнаментом, было найдено во время раскопок на Дмитриевском (VIII – IX вв. н.э.)  и Крапивенском (IX – XIII вв. н.э.) городищах.

В XVIII – XIX веках шебекинские села обеспечивали своими изделиями гончары из сел Муром и Вторая Стрелица. В отличие от многих других мастеров, которые порвали с хлебопашеством и занимались исключительно ремесленным производством, они продолжали сеять хлеб. Посуду делали в свободное от полевых работ время, очень внимательно наблюдая за потребностями покупателей. Например, когда во второй половине XIX века на территории края начали выращивать картофель, муромские и стрелецкие гончары стали делать специальные макитры, в которых ее можно было парить, жарить, тушить5.

Посуду изготавливали на ножном гончарном круге, затем обжигали в специальной печи и покрывали коричнево-зеленой гаммой глазури. Красками глиняную утварь расписывали редко.

Большая часть товаров сбывалась на ярмарках. Самыми крупными и популярными в народе считались ярмарки в Зимовеньке, Стариково, Устинке, Логовом. На них съезжались купцы из Курска, Белгорода и других соседних городов с красным и бакалейным товаром. Помещики, государственные и помещичьи крестьяне пригоняли скот, привозили различные ремесленные изделия. Почти все ярмарки продолжались не более суток, кроме одной из лучших, Зимовеньской, которую устраивали в день памяти св. Георгия Победоносца (6 мая/23 апреля по старому стилю).  Георгиевская ярмарка длилась два дня, ее денежный оборот в 1851 г. составил 2,5 тысячи рублей серебром6.

В течение ХХ века гончарное, кузнечное, деревообрабатывающие и др. ремесла практически исчезли. Основной причиной этого стало отсутствие необходимости в их продукции.

Декоративно-прикладное искусство. Широкое распространение в Шебекинском крае получили художественные промыслы – декоративная обработка дерева, изготовление глиняных игрушек, узорное ткачество, вышивка и др.

Древнейшим видом декоративно-прикладного искусства является художественная обработка дерева: резьба и роспись красками. Резьба по дереву выполнялась в виде декоров домов: украшались наличники и ставни окон, ворота, домашняя утварь (кресла, стулья, прялки, вешалки и др.). Чаще всего на предметы наносились узоры с растительными мотивами, розетки, заполненные геометрическим орнаментом, символами земли, огня, солнца.

Красками расписывали иконы, посуду (ложки, блюда), раскрашивали детские игрушки.

Гончары, которые работали в нашем крае, кроме домашней утвари лепили из глины игрушки-свистульки. Они делались в виде сказочных зверей и людей. С помощью таких свистулек в шебекинских селах дети на Сороки закликали весну.

Еще одним традиционным видом декоративно-прикладного искусства является узорное ткачество. Долгими зимними вечерами на посиделках женщины и девушки чесали гребнями кудель, пряли на ручных прялках пряжу, а ближе к весне начинали ткать на ткацком станке полотно. Эта работа была очень трудоемкой. Например, чтобы соткать за полгода три холста по 50 м длиной, нужно было проводить за станком по 12 – 15 часов в день.

Для изготовления тканей с узором существовали специальные ткацкие станки. Именно на них делались шерстяные ткани с многоцветным клетчатым узором, конопляные – в белых и красных тонах. Узорные ткани имитировали вышивку: были здесь и деревья, и цветы, и птицы, и животные, и многое другое. Из такого полотна шили сарафаны, нарядные юбки, скатерти, покрывала.

Самым доступным и распространенным видом художественного творчества в Шебекинском крае была вышивка. Используя льняные, шерстяные, шелковые нити, блестки, бисер, мастерицы превращали куски домотканого холста в настоящие произведения искусства.

Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями, бережно сохранявшими все ценное. Вышивали в основном по холсту, по шерстяной, хлопчатобумажной и шелковой тканям. Техника была самой разнообразной: гладь, роспись, тамбур. Со второй половины XIX века в крае преобладает вышивка «крестом», пришедшая к нам из Украины. Сквозные швы – мережка и белая строчка – встречались реже, они появились лишь в первой четверти ХХ столетия.

В любом узоре можно было найти мотивы глубокой древности, которые берут начало еще в славянской мифологии. Например, дуб и роза символизируют мужскую мощь и женскую красоту. Гирлянды этих растений обычно располагали по краям рушников. В свадебной вышивке часто встречались двуглавые птицы – эмблема дружной семьи. «Древо жизни» на узорах олицетворяло собой стихии: ветки – небо, ствол – земля, корни – подземный мир. Особенно часто встречались солярные изображения: колесо – солнце, равноконечный крест – огонь, петух – птица, возвещающая приход нового дня и т.п.

Вышивались на рушниках и различные изречения, пожелания, поговорки, иногда – имя и фамилия мастерицы. Например, на одном из рушников, хранящихся в фондах Шебекинского музея, вышита надпись: «Мы попляшемъ, попоемъ и на время позабудемъ как мы горкiя живемъ».

Основными цветами вышивки, которые характерны для большинства сел края, были  черный – цвет земли и красный – символ солнца, огня. Сочетание этих цветов трактуется как призывание плодородия в природе и человеческой жизни.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey.docx51.79 КБ

Предварительный просмотр:

хозяевами.

Полы в избах шебекинских крестьян были земляные, иногда с глиняной подмазкой. В летнее время их застилали свежескошенной травой, зимой – соломой. Крыльцо в доме делалось далеко не всегда, чаще оно заменялось навесом или входом.

Усадьбу обносили деревянной тыновой или плетневой «огорожей», в которой устраивались ворота с притвором и калиткой. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбары, овины, конюшни, погреба, баня и другие. При их строительстве тоже использовалась заплетная техника.

Повсюду в Шебекинском крае встречалось жилище, состоящее из двух изб: зимней и летней. Зимнюю строили с меньшим количеством окон, обязательно делали печь, которая топилась по-черному. В «летнике» окон было больше, а печь если и устраивали, то обязательно с трубой.

В первой половине XIX века такие «двойные» жилища были только у зажиточных крестьян, а затем распространились по всей территории района. «Летники», «летние кухни» и поныне встречаются в нашем крае.

Все дома и постройки обязательно обмазывались снаружи мелом и имели белый цвет. Декоративные элементы встречались редко, в основном это были украшенные плоской геометрической резьбой в виде зубчиков или прямоугольников подзоры, карнизные доски, наличники окон и крыльца.

Внутреннее убранство. Со стародавних пор установились строгие традиции в использовании внутреннего пространства изб, ведь в большинстве случаев они были небольшими, а семьи многочисленными. Поэтому каждый угол, каждое место имели свое определенное назначение.

В каждом доме обязательно была большая русская  печь. Делали ее в одном из углов, немного отступив от стен, чтобы избежать пожара. Вначале клали сруб высотой 0,7 – 1 м, который занимал примерно четвертую часть площади избы. На площадке сруба закладывали устье: замешивали глину с песком и сбивали их слоями при помощи специальных деревянных колотушек. Сбоку устраивали отдельную топку, соединенную с печью. Верх у нее был кирпичный и назывался лежанкой.

Вход в печь закрывали металлической заслонкой. Перед ним делали подставку для хлеба и форм – «загнеть», а ниже – полочки для кухонной утвари, которые прикрывались занавеской. Пространство между печкой и стеной дома застилалось досками и служило кроватью. Здесь зимой в большие морозы крестьяне держали мелкий домашний скот и птицу.

Уже в XIX веке широкое распространение в Шебекинском крае получили печи с трубой и дымоходом. В более ранние времена их делали без труб – так называемые курные печи. Избы с ними тоже назывались «курными», или «черными». Для выхода дыма в таких домах открывалась наружная дверь. Напротив двери прорезалось отверстие, которое открывали на время топки, а затем закладывали тряпкой или доской.

В селе Верхнеберезово печь делали так, чтобы она прилегала коменем вплотную к стене избы. Там прорубали две дыры, которые сообщались с такими же дырами в комене печки. Через них дым шел в сени, где устанавливалась широкая сплетенная из хвороста и обмазанная глиной труба. Она выводила дым через крышу на улицу.

По диагонали от печи располагалось главное место в избе – красный (святой) угол, где висели иконы. Его украшали «набожницами», рушниками с богатой вышивкой, вешали лампадку, внизу ставили стол-угольник со священными книгами – «Молитвословом», «Поминовением» и другими.

Возле святого угла стоял обеденный стол. За ним крестьянская семья справляла ежедневные трапезы и отмечала важнейшие события своей жизни. По праздникам стол накрывали скатертью («столешницей»), украшенной богатой вышивкой, ставили хлеб и соль – символы семейного благополучия и счастья.

Мебели в крестьянской избе было немного. Вдоль стен ставили широкие лавки, над окнами вешали полки для домашней утвари. Напротив печи во многих домах устраивали «коник» - широкую лавку-шкафчик для хранения посуды и съестных припасов.

Спали на примосте, полатях, лавках, а в бедных многодетных семьях даже на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в. служили большие подушки, набитые перьями, солома и домотканые подстилки из конопли или шерсти (попонки, рядно). Кровати и другая покупная мебель, а также ватные одеяла и перины стали появляться лишь в начале ХХ столетия, в первую очередь, у зажиточных крестьян.

Одежда хранилась в сундуках или в чулане. Повседневную вешали на вешалку в виде палки, которую устанавливали возле печки, под примостом.

Ближе к передней стенке избы ставили ткацкий станок, а на идущей вдоль нее лавке или сундуке женщины пряли, ткали, вышивали.

Освещались дома лучиной или каганцом – глиняной плошкой с бараньим или коровьим жиром и вставленным в нее фитилем. Только в конце XIX столетия в крестьянских избах начали появляться керосиновые лампы.

Еда. Пища шебекинских крестьян не отличалась большим разнообразием и была довольно скудной, особенно в постные дни

Хлеб пекли из ржаной муки, белые пшеничные караваи появлялись на столах только по торжественным случаям. Тогда же пекли и блины, которые были обязательным блюдом на Масленицу и церковные праздники. В неурожайные годы, когда чистой муки не хватало, хлеб пекли с добавками.

Основным блюдом в меню и летом, и зимой был борщ, который варили на воде. С мясом или рыбой его делали только по праздникам. В летнее время шебекинцы ели также щи из свежей капусты и свеклы, пироги с грибами, гречневые вареники, рыбу, раков, лесные ягоды, грибы, орехи. Всегда на столе были овощи – огурцы, редька, лук, чеснок, а вот мясные продукты появлялись гораздо реже.

Зимой питались квашеной капустой в щах, отварным горохом, картошкой, вареной, моченой и сырой репой, гречневой кашей с конопляным маслом, солеными огурцами, редькой, луком, хреном, свежими, мочеными, сушеными яблоками и сливами3.

Во время поста готовили специальные блюда. Например, в Кошлаково делали зимнюю окрошку (другое название – холодец из сахарной свеклы), когда обжаренные свеклу, морковь, лук, вареный картофель с фасолью и хрен заливали хлебным квасом.

Из напитков самыми распространенными были домашний квас и взвар – варёные сухие фрукты без сахара. К праздникам готовили пиво, брагу, медовуху.

Многие из этих блюд, например, борщ, гречневая каша, компот из сухофруктов до сих пор любимы в народе.

Гончарное ремесло появилось на территории края несколько тысячелетий назад. Его историю можно разделить на две эпохи – до изобретения гончарного круга и после него. Не знавшие круга гончары лепили посуду руками: сначала делали круглый диск дна, затем скатывали из глины «колбаски» и выкладывали из них стенки сосуда. Двигались по спирали, от донца вверх, затирая места стыков. Такие слепленные вручную чашка и горшок были найдена на территории Шебекинского края; время их производства относят к концу III – началу II тысячелетий до н.э.

Большое количество глиняной посуды самой разнообразной формы и назначения, изготовленной уже на гончарном круге, богато украшенной орнаментом, было найдено во время раскопок на Дмитриевском (VIII – IX вв. н.э.)  и Крапивенском (IX – XIII вв. н.э.) городищах.

В XVIII – XIX веках шебекинские села обеспечивали своими изделиями гончары из сел Муром и Вторая Стрелица. В отличие от многих других мастеров, которые порвали с хлебопашеством и занимались исключительно ремесленным производством, они продолжали сеять хлеб. Посуду делали в свободное от полевых работ время, очень внимательно наблюдая за потребностями покупателей. Например, когда во второй половине XIX века на территории края начали выращивать картофель, муромские и стрелецкие гончары стали делать специальные макитры, в которых ее можно было парить, жарить, тушить5.

Посуду изготавливали на ножном гончарном круге, затем обжигали в специальной печи и покрывали коричнево-зеленой гаммой глазури. Красками глиняную утварь расписывали редко.

Большая часть товаров сбывалась на ярмарках. Самыми крупными и популярными в народе считались ярмарки в Зимовеньке, Стариково, Устинке, Логовом. На них съезжались купцы из Курска, Белгорода и других соседних городов с красным и бакалейным товаром. Помещики, государственные и помещичьи крестьяне пригоняли скот, привозили различные ремесленные изделия. Почти все ярмарки продолжались не более суток, кроме одной из лучших, Зимовеньской, которую устраивали в день памяти св. Георгия Победоносца (6 мая/23 апреля по старому стилю).  Георгиевская ярмарка длилась два дня, ее денежный оборот в 1851 г. составил 2,5 тысячи рублей серебром6.

В течение ХХ века гончарное, кузнечное, деревообрабатывающие и др. ремесла практически исчезли. Основной причиной этого стало отсутствие необходимости в их продукции.

Декоративно-прикладное искусство. Широкое распространение в Шебекинском крае получили художественные промыслы – декоративная обработка дерева, изготовление глиняных игрушек, узорное ткачество, вышивка и др.

Древнейшим видом декоративно-прикладного искусства является художественная обработка дерева: резьба и роспись красками. Резьба по дереву выполнялась в виде декоров домов: украшались наличники и ставни окон, ворота, домашняя утварь (кресла, стулья, прялки, вешалки и др.). Чаще всего на предметы наносились узоры с растительными мотивами, розетки, заполненные геометрическим орнаментом, символами земли, огня, солнца.

Красками расписывали иконы, посуду (ложки, блюда), раскрашивали детские игрушки.

Гончары, которые работали в нашем крае, кроме домашней утвари лепили из глины игрушки-свистульки. Они делались в виде сказочных зверей и людей. С помощью таких свистулек в шебекинских селах дети на Сороки закликали весну.

Еще одним традиционным видом декоративно-прикладного искусства является узорное ткачество. Долгими зимними вечерами на посиделках женщины и девушки чесали гребнями кудель, пряли на ручных прялках пряжу, а ближе к весне начинали ткать на ткацком станке полотно. Эта работа была очень трудоемкой. Например, чтобы соткать за полгода три холста по 50 м длиной, нужно было проводить за станком по 12 – 15 часов в день.

Для изготовления тканей с узором существовали специальные ткацкие станки. Именно на них делались шерстяные ткани с многоцветным клетчатым узором, конопляные – в белых и красных тонах. Узорные ткани имитировали вышивку: были здесь и деревья, и цветы, и птицы, и животные, и многое другое. Из такого полотна шили сарафаны, нарядные юбки, скатерти, покрывала.

Самым доступным и распространенным видом художественного творчества в Шебекинском крае была вышивка. Используя льняные, шерстяные, шелковые нити, блестки, бисер, мастерицы превращали куски домотканого холста в настоящие произведения искусства.

Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями, бережно сохранявшими все ценное. Вышивали в основном по холсту, по шерстяной, хлопчатобумажной и шелковой тканям. Техника была самой разнообразной: гладь, роспись, тамбур. Со второй половины XIX века в крае преобладает вышивка «крестом», пришедшая к нам из Украины. Сквозные швы – мережка и белая строчка – встречались реже, они появились лишь в первой четверти ХХ столетия.

В любом узоре можно было найти мотивы глубокой древности, которые берут начало еще в славянской мифологии. Например, дуб и роза символизируют мужскую мощь и женскую красоту. Гирлянды этих растений обычно располагали по краям рушников. В свадебной вышивке часто встречались двуглавые птицы – эмблема дружной семьи. «Древо жизни» на узорах олицетворяло собой стихии: ветки – небо, ствол – земля, корни – подземный мир. Особенно часто встречались солярные изображения: колесо – солнце, равноконечный крест – огонь, петух – птица, возвещающая приход нового дня и т.п.

Вышивались на рушниках и различные изречения, пожелания, поговорки, иногда – имя и фамилия мастерицы. Например, на одном из рушников, хранящихся в фондах Шебекинского музея, вышита надпись: «Мы попляшемъ, попоемъ и на время позабудемъ как мы горкiя живемъ».

Основными цветами вышивки, которые характерны для большинства сел края, были  черный – цвет земли и красный – символ солнца, огня. Сочетание этих цветов трактуется как призывание плодородия в природе и человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Экскурсия к березе поздней весной"

Учить детей устанавливать простейшие связи: изменение условий  в окружающей среде  (солнечный свет, тепло, влага)Углублять знания о березе поздней весной: цветение - сережки, распустились ли...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Экскурсия по городу"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"...

Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования в средней группе «Экскурсия в лесной кинотеатр »

НОД по развитию речи в средней группе с применением элементов  моделирования.Цель: Повысить познавательную, творческую активность детей....

Конспект образовательной деятельности в средней группе "Экскурсия в медицинский кабинет д/с".

Материал содержит описание экскурсии в медицинский кабинет д/с с детьми средней группы....

Интегрированное занятие в средней группе "Экскурсия по городу"

Закрепление порядкового счета, ориентировка на листе бумаги; развитие логического пространственного мышления; закрепление умения в составлении описательного рассказа о игрушке....

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе Экскурсия знакомство "Я поведу тебя в музей"

Методическая разработка  по познавательному развитию в средней группе Экскурсия знакомство "Я поведу тебя в музей"...