Волкова Н.А. Мой город - Челябинск. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
картотека (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей 5-7 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А. Формирование у детей интереса к «малой» Родине.

Мой город – Челябинск.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.

“Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом”.

Сергей Владимирович Михалков

Направление «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социализация».

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Родная страна (малая Родина).

Задачи. 

  • Воспитывать любовь к родному городу.
  • Поддерживать интерес детей к истории родного края.
  • Познакомить детей с историей города Челябинска.
  • Познакомить детей с ближайшим микрорайоном родного города
  • Вызвать интерес детей к архитектуре родного города.
  • Напомнить детям правила безопасного поведения на улицах города.
  • Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.
  • Обогащать обществоведческий словарь детей.

Содержание.

Вид деятельности

Задачи.

Виртуальное путешествие «Челябинск. Путешествие в прошлое».

Поддерживать интерес детей к истории родного края. Познакомить детей с историей города Челябинска. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать обществоведческий словарь детей. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога. Воспитывать любовь к родному городу.

Ситуация общения «Любимый город».

Закрепить знания детей о родном городе. Воспитывать в детях любовь к родному городу.

Пешеходная прогулка по микрорайону.

(Сентябрь).

Вызвать интерес детей к архитектуре родного города. Познакомить детей с ближайшим микрорайоном родного города, с понятием «архитектура». Закреплять знания детей о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры.  Напомнить детям правила безопасного поведения на улицах города.

Ситуация общения «Город Челябинск».

Воспитывать любовь к родному городу. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Игровая ситуация «Интервью».

«Расскажи о своём городе».

Воспитывать любовь к родному городу. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Разговор

«Родной город».

Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор «Челябинск».

Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор

«Наш город».

Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор

 «Город на реке Миасс».

Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор

«Любим тебя, Челябинск».

Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор

«Реки и озёра Челябинска».

Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор «Танкоград».

Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор

«Челябинск – труженик».

Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Виртуальное путешествие «Челябинск. Путешествие в прошлое».

Задачи.  Поддерживать интерес детей к истории родного края. Познакомить детей с историей города Челябинска. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать обществоведческий словарь детей. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога. Воспитывать любовь к родному городу.

Материал к деятельности. Презентация «Челябинск. Путешествие в прошлое».

Беседа.

Мой город детства, город юности моей,

Ты всех прекрасней, всех добрее и милей,

Я повторяю, повторяю вновь и вновь,

Челябинск – ты моя любовь.

А. Куницын.

— Дети, в город Челябинск вас приглашаю, об истории города рассказать обещаю. Челябинск – город наш родной, город большой. Взрослых и детей в Челябинске посчитаем, больше миллиона насчитаем. Река Миасс по городу протекает, город Челябинск украшает. Дети, о рождение Челябинска расскажу, прошлое города покажу. По «реке времени» в прошлое уплываем, историю города Челябинска узнаем.

В давние-давние времена возле реки Миасс жили башкиры. Башкиры пасли скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов.  Летом кочевали по степи, а зимой жили в аулах. Аул – так называется поселение башкир, а дом называют юртой. Из центра России на южный Урал переселялись русские крестьяне. Они корчевали лес, строили избы. Русские крестьяне распахивали землю, сеяли рожь и овёс. Осенью собирали урожай.

Но в те времена часто разбойники на мирных жителей нападали, народ убивали да урожай отбирали. Правители России на Урал казаков послали. Казаки народ от врагов оберегали, да родную землю защищали.

Офицеры-инженеры уральские земли изучали, новые места для крепостей выбирали.  Алексей Иванович Тевкелев на реке Миасс Челябинскую крепость основал, для строительства народ созвал. Казаки и офицеры, крестьяне и башкиры – все принимали участие в строительстве крепости Челяба. В наши дни на месте бывшей Челябинской крепости стоит стела – памятник основателем города: башкир и русский, казак и офицер.

Зрительная гимнастика «Чудеса».

Крепость Челяба придорожной была, торговых людей защищала она. Караваны с востока на запад шли, товары разные на верблюдах везли. В крепости купцы отдыхали, да провизию закупали. В давние времена самолёты не летали, поездов и машин не было. Люди ездили на лошадях да верблюдах.  В жару и в холод верблюды по пескам и горам идут, людей и грузы везут.  Трудно в дороге найти пищу и воду для животных.  Но верблюд удивительное, сильное животное, он идут по дорогам без воды и пищи несколько дней.

Поэтому челябинцы выбрали верблюда символом города: золотой верблюд на фоне крепостной стены.  Золотой верблюд богатство обещает, герб и флаг Челябинска украшает.

Годы шли, крепость росла, постепенно в город Челябинск превратилась она. Время бежит, всё меняет, товары и людей в город поезда доставляют. Город Челябинск Запад и Восток соединяет, железнодорожный вокзал составы принимает.

С Востока чай в Европу доставляли, в Челябинске чаеразвесочную фабрику открывали. Вот старинные торговые дома. В центре города Челябинска стояли, товарами народ снабжали. Старинные здания город Челябинск украшают, службу свою продолжают. Народный дом челябинцев просвещал, к искусству приобщал.  Здесь театр и музей, библиотека и школа. Это старинное здание и в наши дни на площади нас ожидает, театр посетить предлагает. По улицам города Челябинска гуляем, здания старого города замечаем.

Дети, Краеведческий музей посетить приглашаю, об истории Челябинска узнать предлагаю.

— Дети, что бы вы хотели ещё узнать о нашем городе?         

Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Спасибо, дети! Вы умные и любознательные собеседники. Мне приятно было с вами беседовать.

Ситуация общения «Любимый город».

Задачи.  Закрепить знания детей о родном городе. Воспитывать в детях любовь к родному городу.

Беседа.

— Дети, я буду задавать вопросы о нашем любимом городе.  Кто знает, быстро на вопрос отвечает.

Вопросы к детям.

  • Как называется наш город?
  • Бежит, бежит не выбежит, течёт, течёт не вытечет, речка в городе у нас, называется…?
  • Как называется улица, на которой стоит наш детский сад?
  • Кто изображён на гербе Челябинска?
  • Почему верблюд символ города?
  • Почему на гербе города Челябинска изображена кирпичная стена?
  • Как называлась крепость на месте нашего города?
  • Кто строил крепость Челяба?
  • Как называется музей, в котором можно узнать о прошлом нашего города?

— Замечательно, дети! О Челябинске вспоминали, на вопросы правильно отвечали.

Пешеходная прогулка по микрорайону.

Задачи.  Вызвать интерес детей к архитектуре родного города. Познакомить детей с ближайшим микрорайоном родного города, с понятием «архитектура». Закреплять знания детей о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры.  Напомнить детям правила безопасного поведения на улицах города.

Содержание прогулки.

 1 часть. Беседа.

Прогулка начинается во дворе детского сада.

— Дети, сегодня нас ждёт пешеходный поход. Ходить пешком полезно для здоровья.  Цель нашего похода: познакомиться с ближайшим микрорайоном нашего города. Мы с вами увидим, какие здания в нашем городе, какие магазины и другие общественные здания находятся недалеко от нашего детского сада.

Дети, вспомним правила поведения на прогулке по улицам города (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей, называет те правила, которые не назвали дети.

Правила поведения на прогулке по улицам города.

  • За территорией детского сада мы идём парами, не толкаемся и не отстаём.
  • Разговариваем тихим голосом, чтобы вовремя услышать воспитателя.
  • Идём по правой стороне тротуара, чтобы не мешать движению других людей.
  • Запрещается брать в руки разные предметы. Они могут быть заражены страшной невидимой болезнью.
  •  Не подходим к животным, животным может это не понравится.
  •  Не берём сладости, игрушки у незнакомых людей, отказываемся от приглашения пойти куда-либо с незнакомцем.
  •  Запрещается брать в рот посторонние предметы, листья и плоды деревьев, цветы и растения. Мы можем отравиться, и у нас заболит живот.

Дети, в городе много машин, по всем дорогам проезжают, пешеходам гулять мешают. Чтоб опасность избежать, правила дорожного движения нужно соблюдать. Напомните мне, пожалуйста, правила дорожного движения и поведения на улицах города (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

Правила дорожного движения.

  • Для автомобилей – дорога, для пешехода – тротуар. Не нужно подходить близко к дороге, где ездят машины и автобусы.
  • Переходить дорогу можно только с взрослым, по пешеходному переходу.
  • Переходя дорогу посмотрим, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.
  • Никогда не переходим дорогу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зелёный свет.
  • Не выбегаем на дорогу, можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.
  • Обходим стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит нас.
  • Никогда не подходим и не садимся в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете встречаются злые люди, которые могут причинить нам вред.

2 часть. Пешеходная прогулка.  

На прогулке педагог обращает внимание детей на интересные здания, магазины и другие общественные здания. Беседа проводится в тихом месте, во дворе дома.

— Дети, как называется наш город? (ответы детей).

— Дети, мы с вами живём в городе Челябинске. Мы городские жители, горожане. Жителей городов называют по имени того города, в котором они живут. Например, тех, кто живёт в Москве, называют москвичами, живущих в Санкт-Петербурге – петербуржцами. Дети, а как называют нас, живущих в Челябинске? (ответы детей).

 Дети, мы – челябинцы. Наш город очень большой. В нём живёт больше миллиона человек. Дети, как вы думаете, из чего состоит такой огромный город? (предположения детей).

Город – это жители города, челябинцы, дома и здания, где живут, работают, учатся, отдыхают челябинцы. Дома, детские сады, школы, магазины, музеи, театры и другие здания – всё это архитектурные сооружения. Архитектура – это искусство и наука строить и проектировать здания для людей.  Посмотрите вокруг себя и скажите, похожи все здания, или они отличаются друг от друга? (ответы детей).

— Дети, как вы думаете, кто придумал эти здания? (предположения детей).

Архитектор – это тот, кто придумывает здания. По виду здания понятно, для чего оно построено. Вот жилой дом, в нем много подъездов, много небольших окон. А это магазин, в нём один или два входа и большие окна-витрины. Дети, вам нравится архитектура нашего микрорайона? (ответы детей).

3 часть. На участке детского сада после прогулки.

— Дети, какие здания мы увидели во время похода? (ответы детей).

— Все здания похожи друг на друга или они чем-то отличатся? (ответы детей).

— Какое здание вам понравилось и почему? (ответы детей).

            Педагог благодарит детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Дети, мы узнали, что в нашем городе много домов. Дома спроектировали архитекторы. Дома в городе разные. По форме дома и деталям можно определить, для чего предназначено это здание.

Ситуация общения «Город Челябинск».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

Мой город детства, город юности моей,

Ты всех прекрасней, всех добрее и милей,

Я повторяю, повторяю вновь и вновь,

Челябинск – ты моя любовь.

А. Куницын.

Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о нашем любимом городе. Вы согласны? (ответы детей).

Я предложение начинаю, вы его повторяете и заканчиваете словами «город Челябинск». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Начинаем!

Педагог произносит начало предложения и протягивает цветок ребёнку. Ребёнок повторяет предложение полностью, и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.

Лексический материал.

  • Мы любим наш – …          Мы любим наш город Челябинск.
  • Нет в мире лучше – … Нет в мире лучше города Челябинска.
  • Мы подарим свою любовь – …  Мы подарим свою любовь городу Челябинску.
  • Мы видим в окно наш – …  Мы видим в окно наш город Челябинск.
  • Мы гордимся нашим – …  Мы гордимся нашим городом Челябинском.
  • Мы поем песни о – …  Мы поем песни о городе Челябинске.

— Спасибо, дети! О городе Челябинске рассказали, слова правильно изменяли.

Игровая ситуация «Интервью».

«Расскажи о своём городе».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Игровой материал. Микрофон или диктофон.

Разговор.

Педагог подходит к ребёнку. (Желательно подходить к детям, которые не адекватно себя ведут: агрессивное поведение, по отношению к другим детям или ребёнок сидит в одиночестве, ничем не занят или грустит)

— Разрешите представиться, я корреспондент журнала «Колобок» (назвать своё имя отчество). Я хотела бы взять у Вас интервью. Вы не возражаете, если я запишу наш разговор на диктофон? (ответ ребёнка).

— Нашим читателям интересно узнать, что Вы знаете о своём городе? (рассказ ребёнка).

    В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы, уточняет источник информации, помогает ребёнку подбирать слова, строить высказывания.

— Прекрасно! Ваш рассказ очень интересен. Я думаю, наши читатели с удовольствием прочитают Ваше интервью.

Разговор «Родной город».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной.

Как на зорки заиграет ветерок озорной,

Солнце ярко озаряет город наш родной.

Вырастает, расцветает город с каждым днём,

Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.

На работу мамы, папы рано утром спешат,

Машут липы им ветвями и листвой шуршат.

Вырастает, расцветает город с каждым днём,

Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.

Мы по улицам красивым дружно все пройдём,

И о городе любимом песню запоём.

Вырастает, расцветает город с каждым днём,

Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.

Светлана Алёшина

Дети, что вы можете рассказать о нашем родном городе?  (Рассказы детей).

Дети, Челябинск город большой, он нам дом родной.

Разговор «Челябинск».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор.

—Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Есть город Челябинск на Южном Урале,

Красивый, могучий – опора страны.

Озёра и реки его окружают,

А сверху Уральские горы видны.

Василий Костюков

Дети, что вы можете рассказать о нашем городе?  (Рассказы детей).

Дети, Челябинск – город наш родной, город большой. Взрослых и детей в Челябинске посчитаем, больше миллиона насчитаем.

Разговор «Наш город».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской.

Только в Челябинске озеро Смолино,

Только в Челябинске речка Миасс,

Только в Челябинске солнышка вдоволь,

Солнышка вдоволь и снег – про запас…

Только в Челябинске мы с тобой дома,

Как ни хвали его, как ни брани.

Только в Челябинске столько знакомых,

Столько знакомых, друзей и родни!

— Дети, что вы можете рассказать о нашем городе? (рассказы детей).

Дети, Челябинск – наш город, наш дом. Мусор в городе не бросайте, чистоту и порядок соблюдайте.

Разговор «Город на реке Миасс».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор.

Дети, течёт, течёт, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. Речка в городе у нас, называется …?  (Ответы детей).

— Дети, мы живём с вами в городе Челябинска, он стоит на реке Миасс. Челябинск – город большой. Мы с вами жители города Челябинска, челябинцы. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской.

Город на Южном Урале,

Город на речке Миасс,

Самый красивый едва ли,

Самый любимый – для нас.

Город, в котором живём

И о котором поём.

Здесь мы в синяках и царапинах

На речку бежали гурьбой.

Ты – челябинец, я – челябинка,

Мы – челябинцы оба с тобой.

Дети, что вы можете рассказать о нашем городе? (Рассказы детей).

Дети, река Миасс в городе нашем протекает, город Челябинск она украшает.

Разговор «Любим тебя, Челябинск».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

 Разговор.

Дети, вы любите наш город Челябинск?  (Ответы детей).

— Почему вы любите наш родной город? (Ответы детей).

—Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральского поэта Олега Владимировича Кульдяева.

Нет, не стареет Челябинск.

Молодо выглядит он.

И вечерами над куполами

Льётся серебряный звон.

Город родной – Челябинск!

Гордость моя – Челябинск!

Любим тебя, Челябинск!

В дождь, и в жару, и в снег…

День, начиная с улыбки,

Будем свой город любить.

Пусть станут краше улицы наши,

Будем достойнее жить!

Дети, Челябинск – наш город родной, любим мы его всей душой.

Разговор «Реки и озёра Челябинска».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской.

Только в Челябинске озеро Смолино,

Только в Челябинске речка Миасс,

Только в Челябинске солнышка вдоволь,

Солнышка вдоволь и снег – про запас…

Только в Челябинске мы с тобой дома,

Как ни хвали его, как ни брани.

Только в Челябинске столько знакомых,

Столько знакомых, друзей и родни!

Дети, что вы знаете о реках и озёрах Челябинска? (Ответы детей).

Дети, город Челябинск стоит на реке Миасс. По территории города протекает несколько малых речек, впадающих в Миасс: Игуменка, Колупаевка, Чикинка, Челябка и Чернушка. В нашем городе есть Шершнёвское водохранилище и три озера: Смолино, Синеглазово, Первое. Дети, реки и озёра Челябинск украшают, озёрным краем Челябинск называют.

Разговор «Танкоград».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

 Разговор.

Дети, вы знаете, как называли наш город во время войны?  (Ответы детей).

— Град – значит город. Танкоград – город танков. Челябинск – город, где собрали много танков для защиты нашей Родины. Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

На свете славных городов не мало!

Челябинск – Танкоград и Град-металла.

Он Град-науки и Град-поэтов,

Я сердцем песенку пишу про это.

Челябинск наш и труженик и воин,

По праву песен и стихов достоин.

Спросите у детей, споют вам дети –

Челябинск – лучший город на планете!

 И с каждым годом будет город краше,

С ним праздники и будни, счастье наше.

Спросите у детей, ответят дети, –

Челябинск – лучший город на планете!

Борис Хуторянский

Дети, вы согласны с тем, что Челябинск – лучший город на планете! (Ответы детей).

Разговор «Челябинск – труженик».

Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Разговор.

— Дети, мы живём с вами в городе Челябинска. Челябинск – город большой, в нём много заводов и фабрик. Какие заводы и фабрики Челябинска вы знаете? (ответы детей).

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Челябинец – труженик мира:

Горняк, хлебороб и кузнец,

Он мастер ракеты и лиры,

Он делу любимому – венец.

Он, стиснув упрямее в зубы,

Трудиться нигде не устал,

На тракторы, краны и трубы

В печах своих плавит металл…

И гордостью, славой законной,

В окружи гор и полей,

Частица России исконной –

Челябинск вошёл в юбилей!

А. Лопухов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах....

Волкова Н.А. Грибы. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Грибы». Картотека....

Волкова Н.А. Овощи. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Овощи». Картотека...

Волкова Н.А. Фрукты. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Фрукты». Картотека...

Волкова Н.А. Мой край – Южный Урал. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Картотека бесед и игр с детьми. Расширение знаний детей о родном крае....

Волкова Н.А. Время года - осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.

Расширение знаний детей о разных периодах осени....

Волкова Н.А. Лиственные деревья. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья»....