Волкова Н.А. Грибы. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Лексическая тема «Грибы». Картотека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._griby._besedy_i_igry_s_detmi_5-7_let.docx706.21 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А. Грибы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.

“Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство

для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка”.

Василий Александрович Сухомлинский

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Ознакомление с природой.

Задачи.

  • Расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
  • Познакомить с правилами безопасности при сборе грибов.
  • Обогащать природоведческий словарь детей.
  • Формировать умение детей узнавать грибы по описанию.
  • Развивать детскую любознательность.

Содержание.

Вид деятельности

Задачи.

Беседа

«Лесные дары. Грибы».

Расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами безопасности при сборе грибов. Обогащать природоведческий словарь детей. Формировать умение детей узнавать грибы по описанию. Развивать детскую любознательность.

Беседа

«Выставка грибов».

Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать природоведческий словарь детей.  Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Расширять знания детей о грибах. Развивать детскую любознательность.

Пальчиковая игра   «Грибы».

Поддерживать интерес детей к грибам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.  

Соколов-Микитов И.С. 

«Осень в лесу»

(в сокращение).

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к природе.

Катаев В.П.

 «Грибы».

Познакомить детей с рассказом Валентина Петровича Катаева «Грибы». Поддерживать интерес детей к грибам. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребёнку возможность высказаться. Воспитывать культуру речевого общения, артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Сказка

«Война грибов

 с ягодами»,

в обработке

Даля В.И.

Познакомить детей с русской сказкой, помочь понять её смысл. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Развивать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка сказочного персонажа. Закреплять умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать отрицательное отношение детей к зависти.

Речевая игра «Наши грибы».

Поддерживать интерес детей к грибам. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову

Малоподвижная игра

«Грибное царство».

Поддерживать интерес детей к грибам. Поощрять желание детей играть в подвижные игры. Развивать внимание, память, воображение детей. Воспитывать терпение, доброжелательное отношение друг к другу.

Словесная игра «Грибные загадки».

Закрепить знания детей о грибах. Формировать умение детей узнавать грибы по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Интеллектуальная разминка

«Грибы».

Закрепить знания детей о грибах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

Беседа «Лесные дары. Грибы».

Задачи. Расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами безопасности при сборе грибов. Обогащать природоведческий словарь детей. Формировать умение детей узнавать грибы по описанию. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Презентация «Лесные дары. Грибы».

Беседа.  

— Дорогие друзья, путешествие начинаем, страну добрых великанов посещаем. Вот лес, волшебная страна, добрых великанов полна. Деревья-великаны нас встречают, лесными дарами угощают. Ванечка и Машенька в городе живут, в лес за грибами они идут. Грибы в лесу собирают, но тайны леса не знают. Тайны леса разгадаем, детям грибы собирать помогаем.

Здесь растут крепкие боровики, белые грибы. Боровики съедобные грибы. Что за стройные грибы, мы под деревом нашли? Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной. Подберёзовик и подосиновик съедобные грибы.

По лесу гуляем, съедобные грибы изучаем:

  • рыжие рыжики, 
  • жёлтые лисички,
  • маслянистые маслята, 
  • волнистые волнушки.
  • Что за странные грибы? Это грузди на пути.
  • Здесь растут опята, дружные ребята.
  • А это в шляпках разноцветных, издали приметных нежные, хрупкие сыроежки.

Грибы полезны и вкусны, здоровье возвращают они. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные грибы. (Ответы детей).

Зрительная гимнастика «Чудеса».

Грибы в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.

  • Грибы только в лесу собираем, возле дорог пропускаем.
  • Аккуратно грибы ножиком срезаем, корешки не нарушаем.
  • Грибы в лесу не кусаем, сырые грибы не вкушаем.
  • Незнакомые и старые грибы не срезаем, ядовитых избегаем.
  • Ядовитые грибы не уничтожаем, для животных леса сберегаем.

Ядовитые грибы.

  • Ложные лисички
  • Бледная поганка
  • Сыроежка едкая
  • Мухомор
  • Ложные опята

Дети, помогите, пожалуйста, Ванечке и Машеньке. Какие несъедобные, ядовитые грибы в лесу нельзя собирать? (ответы детей).

Какие съедобные грибы собирают дети? (ответы детей).

—Дети, грибы вспоминаем, загадки отгадаем.

1. В шляпке розовой мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко,

Для соления ... (волнушка).

2. В мягкой травке на опушке

Всюду жёлтенькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются… (лисички).

3. Под осинкой притаился,

Жёлтым листиком накрылся

Гриб на крепкой ножке серой,

В красной шляпке, загорелый.

(Подосиновик).

4. Под берёзкой у дорожки

Кто стоит на крепкой ножке?

Он, в коричневом берете,

Самый вкусный гриб на свете.

(Подберёзовик).

5. Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растёт сосновом.

Ножка толстая как пень,

Шапка лихо набекрень,

Он не мал и не велик,

Важный, белый … (боровик).

6. Он по виду, как воронка,

Беленький по цвету,

Часто прячется в сторонку

От дневного света.

Грибники все наизусть

Скажут вам, что это … (груздь).

—Дети, грибы вспоминаем, загадки отгадаем.

1. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Грибы бери, не мешкай,

Ведь это – ... (сыроежки).

2. В ряд построились грибочки,

Приподняв собой листочки,

Прячут рыжие береты

И такие же жакеты. 

В ельнике средь братишек

Растёт золотистый … (рыжик).

3. На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются ... (опята).

4. Растут грибочки

В хвойном лесочке,

Скользкие ребята

В масле все … (маслята)

5. Скромный, тоненький и бледный...

Этот гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый,

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту вредную… (поганку).

6. Знают даже малыши

Красно–белые грибы.

Те, что с мухами не дружат.  

Не бери ты их на ужин –

Несъедобен этот гриб,

Хоть красавец он на вид.

Называют с давних пор

Гриб тот – красный… (мухомор).

— Молодцы, дети! Загадки отгадали, грибы по описанию узнали.

До свиданья, до свиданья добрый лес, волшебный лес! За лесные дары от души благодарим, и «Спасибо!» говорим. Дети, вам понравилось путешествие в лес? (ответы детей).

Беседа «Выставка грибов».

Задачи. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать природоведческий словарь детей. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Расширять знания детей о грибах. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Картина «Грибы».  

(Список грибов:1-боровики, 2-волнушки, 3-груздь, 4-лисички, 5-маслята, 6-опята,

7-подберёзовики, 8-подосиновики, 9-рыжики, 10-сыроежки).

Беседа.  

Дорогие друзья, приглашаем вас на выставку. Дети, назовите, пожалуйста, одним словом, что экспонируют на нашей выставке? (ответы детей).

— Экспонаты выставки – грибы. Какие грибы вы знаете? (ответы детей).  

Педагог повторяет названные грибов и показывает их на таблице. Затем педагог называет и показывает грибы, которые не назвали дети.

— Дети, сколько экспонатов грибов на нашей выставке? (ответы детей).

— Каждый экспонат выставки обозначен номером.

  • Первый гриб … (боровик),
  • второй гриб (волнушка),
  • третий гриб (груздь),
  • четвёртый гриб (лисичка),
  • пятый гриб (маслёнок),
  • шестой гриб (опёнок),
  • седьмой гриб (подберёзовик),
  • восьмой гриб (подосиновик),
  • девятый гриб … (рыжик),
  • десятый гриб (сыроежка).

        Педагог контролирует, чтобы дети называли гриб в единственном числе.

— Дети, многие грибы растут под деревьями. Назовите грибы, название которых начинается с приставки «под-»? (ответы детей).

— Подберёзовик, подосиновик. Дети, как вы думаете, под каким деревом чаще всего растут подберёзовики? (ответы детей).

— Подберёзовики растут под берёзой. Дети, под каким деревом растут подосиновики? (ответы детей).

— Подосиновики растут под осиной. Дети, как вы считаете, каких грибов много растёт в бору? (ответы детей). 

— В бору растут боровики. Дети, как вы думаете, название каких грибов связано с их цветом? (ответы детей). 

— Рыжие рыжики. Дети, в игру играем, грибы быстро называем. Я покажу гриб, а вы его назовёте.

Педагог в разброс указкой показывает на грибы, дети называют грибы. Если дети знакомы с цифрами до 10, можно назвать номер гриба.

— Дети, можно ли грибы есть сырыми, не варёными? (ответы детей).

— Без специальной обработки грибы есть нельзя. Грибы варят, жарят, солят, маринуют. Дети, кто из вас кушал блюда из грибов? (ответы детей).

— Дети, какие у вас вопросы по теме «Грибы»?

        Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Чудесно! Молодцы, дети! На выставке побывали, грибы изучали.

Пальчиковая игра   «Грибы».

Задачи. Поддерживать интерес детей к грибам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.  

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, грибы изучаем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия грибов.

Мы корзиночки берём

Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.

0

За грибами в лес идём.

«Шагаем» пальчиками обеих рук по бокам и бёдрам.

Шагаем 1

На лесной опушке

Мы найдём …

Покажем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ладошки вверх

волнушки,

рыжики,

лисички

грузди,

сыроежки.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают названия грибов).

В чащу леса мы зайдём,

Под деревьями найдём.

Покажем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ладошки вверх

боровик,

подосиновик,

маслёнок,

подберёзовик,

опёнок.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  

Пальцы левая рука

(Дети проговаривают названия грибов).

Грибы мы собираем,

Шевелим пальчиками обеих рук.

пальчики шевелим

На зиму запасаем.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

ладони вместе

— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, грибы назвали.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов 

«Осень в лесу» (в сокращение).

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить детей с отрывком из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу». Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам. Воспитывать любовь детей к природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Осень в лесу».  

Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, о каком времени года рассказывает писатель?
  • Что интересного заметил писатель осенью в лесу?
  • Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описывает свои впечатления. Какое было лето, по словам автора?

 После знойного лета.

  • Какая наступила осень?

Наступила золотая осень.

  • Дети, что растёт по опушкам леса?

По опушкам лесов ещё растут грибы.

  • Подосиновики какие?

Красноголовые подосиновики.

  • Сыроежки какие?

 Зеленоватые и розовые сыроежки.

  • Грузди какие?

Скользкие грузди.

  • Рыжики какие?

Душистые рыжики.

  • Опята какие?

Тонконогие опёнки.

  • Дети, какие ягоды увидел писатель в лесу?

Моховые, значит покрытые мхом. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные прилагательные.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу»? (ответы детей).

— Читая рассказ «Осень в лесу» я чувствую любовь автора к родной природе. Иван Сергеевич видит богатство русских лесов. Писатель подбирает яркие, образные слова, чтобы показать нам красоту осеннего леса. Дети, как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.

Валентин Петрович Катаев

 «Грибы».

Задачи. Познакомить детей с рассказом Валентина Петровича Катаева «Грибы». Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать в детях скромность.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского детского писателя Валентина Петровича Катаева «Грибы».

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!        

Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!        

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком.

Вопросы к детям.

  • Кто приехал к Жене и Павлику из города?

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

  • Что предложила мама детям?

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

  • Что ответили дети?

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

  • Что вы можете сказать о мальчиках, какие они?
  • Кто из детей был самым сдержанным?
  • Что собрал Павлик?

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!        Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

  • Что собрала Женя?

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!        

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

  • Что делала Инночка, когда мальчики хвалились?

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

  • Как вы понимаете слово – кузовок?

Кузовок – это корзина для сбора даров леса: грибов, ягод, орехов.

  • Что было в кузовке у Инночки?

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.

  • Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?
  • Сравните Инну с Павликом и Женей, какие черты характера присущи им?
  •  Дети, чему учит нас рассказ Валентина Петровича Катаева «Грибы»?

— Дети, не зря в народе говорят: не хвали себя, есть лучше тебя.

Инсценировка.

— Дети, вы сегодня артисты нашего театра. Мы репетируем мини-спектакль по произведению Катаева «Грибы». Кто из вас, возьмёт на себя роль Жени, Павлика, Инны, мамы? Из желающих детей выбираются герои рассказа.

— А я возьму на себя роль рассказчика. Артисты, не забывайте, что вы не только повторяете слова героев рассказа, но и передаёте их характер, интонацией, жестом, мимикой. Послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз.

Педагог выразительно читает рассказ.

Валентин Петрович Катаев «Грибы».

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!        

Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!        

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.

— Артисты приглашаю вас на сцену. Зрители внимательно следите за диалогом героев спектакля, оцените их выступление. Только не забывайте, пожалуйста, высказывать свои впечатления в корректной форме, чтобы артистам не было обидно. Например, «Мне показалось, что…», «Может быть, я не прав, но…».  

Дети-артисты читают рассказ по ролям. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. После окончания выступления слушатели и педагог в корректной форме высказывают свои впечатления.

В роли артистов могут выступить другие дети.

— Восхитительно! Спасибо, артисты! Ваше выступление ярко, образно.

Сказка «Война грибов с ягодами»,

в обработке Владимира Ивановича Даля  

Задачи. Познакомить детей с русской сказкой «Война грибов с ягодами», помочь понять смысл сказки. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка сказочного персонажа. Закреплять умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать отрицательное отношение детей к зависти.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Ладком – значит согласно, дружно.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди!  Называется сказка «Война грибов с ягодами».

Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказалися волнушки:

— Мы все старые старушки, не повинны на войну.

— Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки:

— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!

Отказались сморчки; говорят:

— Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

Откликнулись грузди с подгруздками:

— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!

Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.

А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.

Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.

С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Дети, на полянку приглашаю, поиграть предлагаю.

Театральная разминка.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

В. Приходько

— Дети, покажем гнев короля Боровика с помощью мимики и жестов?

Педагог выразительно читает стихотворение. Дети играют роль короля Боровика.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

— Замечательно! Молодцы, дети! Вам удалось без слов показать гнев короля Боровика. Для актёра театра очень важно уметь без слов, с помощью мимики и жеста передать настроение героев.

Беседа.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.  

Вопросы к детям.

  • Дети, понравилась вам сказка?
  • Дети, в какое время года происходят события этой сказки?

Красным летом всего в лесу много.

  • Что растёт в лесу летом?

Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины.

  • Дети, боровик – это гриб или ягода?
  • Что задумал-загадал гриб боровик, под дубом сидючи, на все грибы глядючи?

Задумал-загадал боровик войну.

  • Дети, кого звал боровик на войну?
  • Гриб боровик звал на войну разные грибы. Почему отказались воевать волнушки?

— Мы все старые старушки, не повинны на войну.

  • Почему отказались опёнки?

— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

  • Почему отказались сморчки?

— Мы старички, уж куда нам на войну!

  • Дети, а кто согласился воевать?

Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!

  • Что подумала зелёная травка, когда полезли из земли грузди?

«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.

  • Дети, как вы считаете, почему война – это беда?

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть. Вражда не делает добра. Ягоды грибов не обижали, себя не восхваляли. Красоту свою людям показали, люди ягоды собрали.

  • Дети, что остановило войну грибов с ягодами?

А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.

     С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила русская сказка «Война грибов с ягодами»? (ответы детей).

Плохо, дети, бывает, когда один другому завидует, чужой славы хочет.

Речевая игра «Наши грибы».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).

Задачи. Поддерживать интерес детей к грибам. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.  

Шёл грибник издалека

А в корзинке ни грибка!

Ни единого грибочка –

Только травка и листочки.

Утомился грибничок

И уселся на пенёк.

— Ты скажи мне, лес,

Ты с грибами или без?

Поглядел на грибника

Лес дремучий свысока.

Покачался – скрип да скрип! –

Показал под ёлкой гриб.

— Я с грибами, – молвил лес,

— А ты с глазами или без?

Леонид Мезинов

— Дети, в игру играем, грибы собираем.

Игровые правила:

  • Цветок даю, гриб назову.
  • Съедобные грибы твой, мой, наши называй.
  • Несъедобные грибы не твой, не мой, не наши называй.
  • Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя гиб, дети составляют словосочетания с местоимениями. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

  • Боровик – … (твой боровик, мой боровик, наши боровики).
  • Волнушка – … (твоя волнушка, моя волнушка, наши волнушки).
  • Груздь – … (твой груздь, мой груздь, наши грузди).
  • Лисичка – … (твоя лисичка, моя лисичка, наши лисички).
  • Маслёнок – … (твой маслёнок, мой маслёнок, наши маслята).
  • Мухомор – … (не твой мухомор, не мой мухомор, не наши мухоморы).
  • Опёнок – … (твой опёнок, мой опёнок, наши опята).
  • Подберёзовик – … (твой подберёзовик, мой подберёзовик, наши подберёзовики).
  • Подосиновик – … (твой подосиновик, мой подосиновик, наши подосиновики).
  • Поганка – … (не твоя поганка, не моя поганка, не наши поганки).
  • Рыжик – … (твой рыжик, мой рыжик, наши рыжики).
  • Сыроежка – … (твоя сыроежка, моя сыроежка, наши сыроежки).

— Великолепно, дети! Съедобные грибы собрали, слова правильно изменяли.

Малоподвижная игра «Грибное царство».

 (Вариант игры «Замри»).

Задачи.  Поддерживать интерес детей к грибам. Поощрять желание детей играть в подвижные игры. Развивать внимание, память, воображение детей. Воспитывать терпение, доброжелательное отношение друг к другу.

Игра.      

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей. 

Дети, волшебство начинаем, воображение включаем. Мы царство, но не простое, а грибное, что находится в Лесной стране. В лесу колышутся ветви деревьев.

Ветви колышутся раз,

Ветви колышутся два,

Ветви колышутся три,

На месте грибочек замри.

Дети, вы грибы. Когда прозвучит сигнал: «Замри», вы замираете. Я – грибник, грибы выбираю, имя грибка узнать желаю. Вы имена грибов называйте, но за другими не повторяйте. У каждого из вас свой гриб. Если ваше имя кто-то назвал, быстро себе другое имя придумайте.

        Когда грибник с грибами познакомиться. Прозвучит сигнал: «Отомри».

— Дети, правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.

 Правило игры:

  • грибом себя представляем, после слова «замри» – замираем.
  • стоим и не шевелимся, пока не прозвучит слово «Отомри».

Дети стоят по кругу, взявшись за руки.

Под текст поднимают руки вперёд, опускают вниз.

Ветви колышутся раз,

Ветви колышутся два,

Ветви колышутся три,

На месте грибочек замри.

Дети изображают грибы. Педагог проходит по кругу и спрашивает: «Какой грибок здесь растёт?» Ребёнок называет гриб. Когда все дети назовут свой гриб, педагог говорит: «Отомри».  Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

Словесная игра «Грибные загадки».

Задачи. Закрепить знания детей о грибах. Формировать умение детей узнавать грибы по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

Дети, в «Грибные загадки» играем, правила не нарушаем.

Игровые правила:

  • внимательно слушаем загадку;
  • пока загадку читают, молчим;
  • хором отвечаем, гриб называем.

        Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

Он по виду, как воронка,

Беленький по цвету,

Часто прячется в сторонку

От дневного света.

Грибники все наизусть

Скажут вам, что это …

(груздь)

Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растёт сосновом.

Ножка толстая как пень,

Шапка лихо набекрень,

Он не мал и не велик,

Важный, белый … 

(боровик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Грибы бери, не мешкай,

Ведь это – ...

(сыроежки).

Скромный, тоненький и бледный...

Этот гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый,

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту вредную…

(поганку).

В ряд построились грибочки,

Приподняв собой листочки,

Прячут рыжие береты

И такие же жакеты. 

В ельнике средь братишек

Растёт золотистый …

(рыжик).

Знают даже малыши

Красно–белые грибы.

Те, что с мухами не дружат.  

Не бери ты их на ужин –

Несъедобен этот гриб,

Хоть красавец он на вид.

Называют с давних пор

Гриб тот – красный…

(мухомор).

В шляпке розовой мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко,

Для соления ...

(волнушка).

В мягкой травке на опушке

Всюду жёлтенькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются…

(лисички).

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются ...

(опята).

Под берёзкой у дорожки

Кто стоит на крепкой ножке?

Он, в коричневом берете,

Самый вкусный гриб на свете.

(Подберёзовик).

Растут грибочки

В хвойном лесочке,

Скользкие ребята

В масле все …

(маслята)

Под осинкой притаился,

Жёлтым листиком накрылся

Гриб на крепкой ножке серой,

В красной шляпке, загорелый.

(Подосиновик).

— Грузди, сыроежки, боровики, рыжики, волнушки, маслята, лисички, опята, подберёзовики, подосиновики – это… съедобные грибы.

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, грибы по описанию узнали.

Интеллектуальная разминка «Грибы».

Задачи. Закрепить знания детей о грибах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

Беседа.  

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

Вопросы.

  • Лисички, маслята, рыжики, опята – это … (грибы).
  • Брусника – ягода, а боровик – … (гриб).
  • Ягоды срывают, грибы … (срезают).
  • Вместо корней у грибов — … (грибница).
  • Человек, который собирает грибы — … (грибник).
  • Лисица – животное, лисичка – … (гриб).
  • Подберёзовик растёт под … (берёзой).
  • Маслёнка – посуда, маслёнок – … (гриб).
  • Подосиновик растёт под – … (осиной).
  • Лисички – жёлтые, а рыжики – … (рыжие).
  • Волнушки – съедобные, поганки – … (несъедобные, ядовитые).
  • Какие опята несъедобные? … (ложные опята).
  • Суп из грибов — … (грибной).
  • Чего больше в лесу: маслят или грибов? … (грибов).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …

Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!!!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах....

Волкова Н.А. Овощи. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Овощи». Картотека...

Волкова Н.А. Фрукты. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Фрукты». Картотека...

Волкова Н.А. Мой город - Челябинск. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей 5-7 лет....

Волкова Н.А. Мой край – Южный Урал. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Картотека бесед и игр с детьми. Расширение знаний детей о родном крае....

Волкова Н.А. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.

Расширения знаний детей об осенних изменениях в природе....

Волкова Н.А. Время года - осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.

Расширение знаний детей о разных периодах осени....