долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию
проект (старшая группа)

Пышкова Светлана Михайловна

План реализации проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_dolgosrochnyy_prekt_starshaya_gruppa.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Планета детства» комбинированного вида

СП комбинированного вида «Колокольчик»

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе

«Моя малая Родина»

Составили: Ляпина Т.А,

Пышкова С.М.

пгт Комсомольский

2019-2020гг.

«Много есть на свете, кроме нашей страны,

всяких государств и земель, но одна у человека

родная мать, одна у него и Родина».

К. Д. Ушинский

Актуальность

Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования. Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своей малой родины. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих  моральных ценностей.

Цели проекта.

Приобщение дошкольников к истории, культуре, национальным традициям мордовского народа; создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии .  

Задачи проекта.

Образовательные:

  • систематизировать и расширить знания детей о Мордовии, о природе родного края;
  • познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление об их традициях и обычаях;
  • познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа;
  • углубить и расширить знания детей об устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, воображение;
  • развивать связную речь детей, умение отвечать полным ответом;
  • развивать интерес детей, к любознательности и познавательной мотивации.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать уважение к самобытности национально - региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии;
  • воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством;
  • воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства.

Участники реализации проекта

Дети старшей группы №10.

Воспитатели группы.

Родители.

Социум.

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь-май 2019-2020гг.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Этапы

  1. Подготовительный

Содержание работы: 

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей дошкольного возраста к национально-региональной культуре Мордовии.

2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования Республики Мордовия, России.

3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.

Предполагаемый результат: создание проекта 

  1. Констатирующий.

Содержание работы: 

1. Разработка нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы.

2. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.

3. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.

4. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для проведения обучающего эксперимента.

5. Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к национально-региональной культуре Республики Мордовия.

Прогнозируемые результаты: Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.

  1. Обучающий

Содержание работы: 

1. Обобщение условий для знакомства детей с республикой Мордовией, культурой и традициями мордовского народа.

2. Составление педагогами методических рекомендаций по программе «Мой родной край»

3. Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

4. Накопление методического материала.

5. Реализация плана работы с детьми

6. Анализ контрольного среза.

7.Сравнительный анализ

Предполагаемый результат: Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

  1. 3аключительный

Содержание работы: 

1. Проведение контрольного среза;

2.Сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента;

3.Издание программы и методических рекомендаций по приобщению к национально-региональной культуре детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат: сформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.

Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка, уголка национальной культуры группы, участие в выставках совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечений и досугов.

Формы работы с родителями:

-родительское собрание по нравственно-патриотическому воспитанию;  

-вечера вопросов и ответов;  

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-экскурсия;

-визиты домой;  

-совместные с родителями праздники;

-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

План реализации проектной деятельности

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Форма проведения

Работа с родителями

1

Изучение проблемы по нравственно-патриотическому воспитанию, подборка методической литературы, сбор материала по данной теме.

2

Познавательное

чтение «Кто построил

этот дом?» С. Баруздин.

Побуждать ребёнка к

желанию рассказать о своём

доме, как он помогает дома,

проявляет почтение, внимание

к близким. Закрепить знания детей о

домашних адресах

Беседа

Разучивание с ребенком домашнего адреса.

Сентябрь

3

Моя малая Родина

Формировать у детей представление о своей малой Родине – Мордовии. Воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край.

Беседа. Просмотр видеофильма о Мордовии.

Анкетирование.

Консультация для родителей «Воспитываем патриотов»

4

Государственные символы республики Мордовия

Познакомить детей с государственными символами республики Мордовия –гимном, флагом, гербом.

Беседа. Рисование «Флаг республики Мордовия.

Прослушивание

гимна республика Мордовия на русском и эрзянском/мокшанском языках.

Октябрь

1

Саранск – столица республики Мордовия

Познакомить детей с городом Саранск как с самым главным городом республики. Вызывать

чувство уважения и восхищения к столице республики.

Беседа.

Экскурсия по городу Саранск.

Фотоотчет об экскурсии по Саранску.

2

Эрзя и мокша – коренные жители Мордовии

Дать дошкольникам сведения о том, что народы эрзя и мокша являются коренными жителями Мордовии. Воспитывать чувство гордости за свой народ

Беседа.

Консультация для родителей «Моя малая Родина».

3

Народные промыслы Мордовии.

Познакомить детей с народными промыслами нашей республики –тавлинской резьбой, урусовскими валенками, гончарным мастерством.

Вызывать чувство восхищения от творчества мордовских мастеров.

Презентация.

Консультация для родителей «О прошлом и настоящем нашего края»

4

Мордовские народные сказки.

Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством мордовского народа. Прививать любовь к мордовским сказкам.

Беседа. Чтение сказки «Вирява»

Чтение мордовских народных сказок.

Консультация для родителей «Значение фольклорных произведений в жизни дошкольника»

Ноябрь

1

«Белая береза под моим окном»

Формировать бережное отношение к природе и всему живому, воспитывать любовь к родному краю, уметь видеть прекрасное.

Беседа.

Рисование.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях».

2

Мордовский национальный костюм.

Продолжать знакомить детей с элементами мордовского национального костюма; показать оригинальность, самобытность костюма. Воспитывать любовь и бережное отношение к костюму.

Презентация «Мордовский  национальный костюм народа –эрзи.

Консультация для родителей: «   Знакомьте детей с героическим прошлым России»

3

С.Д. Эрьзя – известный мордовский скульптор.

Познакомить детей с биографией известного скульптора – С. Д. Эрьзи, его творчеством. Прививать чувство гордости за своих земляков.

Беседа. Виртуальная экскурсия по музею С. Д. Эрзи..

Посещение музея  С. Д. Эрьзи в г.Саранск.

Консультация для родителей «Великий сын земли мордовской- Степан Эрьзя»

4

Драматизация сказки «Как собака друга искала»

Познакомить детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Развивать диалогическую речь, творческие способности детей посредством драматизации; развивать фантазию и воображение детей; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки.

Драматизация сказки.

Чтение произведений устного народного творчества мордовского народа.

Фотоотчет.

Декабрь

1

Достопримечательности города Саранск

Расширить представления детей о достопримечательностях города Саранска. Воспитывать чувство любви и гордости за столицу Мордовии.

Беседа. Просмотр видеофильма или фотографий.

Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

2

Мордовские народные зимние игры и забавы.

Продолжать знакомить дошкольников с зимними мордовскими народными играми и забавами. Воспитывать интерес к обычаям и традициям мордовского народа

Беседа.

Консультация для родителей «Мордовские народные подвижные игры»

3

Ф.В. Сычков – известный мордовский художник.

Познакомить детей с биографией и творчеством известного мордовского художника Ф. В. Сычкова; показать красоту и оригинальность его полотен. Воспитывать чувство уважения к произведениям художника.

Беседа. Просмотр альбома с полотнами художника.

Экскурсия в музей им. С. Д. Эрьзи на выставку картин Ф. В. Сычкова.

4

Путешествие по родному поселку Комсомольский.

Расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях;  формировать интерес к малой Родине; продолжать воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой город.

Беседа.

Прогулка по улицам поселка.

Январь

2

Сёла чамзинского района

Познакомить дошкольников с названиями сёл чамзинского района республики Мордовия, их расположением на карте, формировать интерес к малой Родине. Воспитывать чувство любви и гордости к родному району.

Беседа.

Индивидуальная беседа с родителями на тему: «А моя бабушка живет в селе…»

3

Праздники мордовского народа. Роштува.

Закрепить знания детей о многонациональности республики Мордовия; продолжать знакомить с традициями, обрядами и праздниками мордовского народа; воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям мордвы.

Развлечение.

Беседа «Мордовские народные праздники»

4

С .М. Люлякина-известная мордовская писательница

Познакомить дошкольников с биографией и творчеством известной мордовской сказительницы и детской писательницы С.М. Люлякиной; побуждать у детей желание слушать произведения писательницы.

Беседа. Чтение произведений.

Чтение произведений С. М. Люлякиной

Февраль

1

Знаменитые люди Мордовии. Кто такие чемпионы?

Познакомить детей с знаменитыми спортсменами Мордовии. Воспитывать уважение к чемпионам Мордовии по разным видам спорта, развивать речевую активность, воспитывать дружеские отношения.

Беседа.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи»

2

Мордовская национальная кухня

Познакомить детей с мордовской национальной кухней, её особенностями. Воспитывать любовь и уважение  к культуре мордовского народа.

Презентация.

Выставка блюд мордовской национальной кухни.

3

Устное народное творчество мордовского народа. Пословицы и поговорки.

Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества мордовского народа. Воспитывать любовь к произведениям мордовского фольклора.

Беседа. Чтение и обсуждение пословиц.

Создание картотеки «Мордовские пословицы и поговорки»

4

Экскурсия в мини-музей поселка Чамзинка.

Формировать у детей представления об истории, культуре, быте мордвы; систематизировать и закреплять знания о традициях и обычаях мордовского народа; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы, воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение действовать сообща.

Экскурсия.

Экскурсия в мордовский районный краеведческий музей.

Март

1

Животный мир республики Мордовия

Продолжать знакомить дошкольников с животным миром Мордовии. Воспитывать бережное отношение к природе нашей малой Родины.

Беседа

Консультация для родителей «Красная книга Мордовии».

2

Мордовские народные праздники. Мастя.

Продолжить знакомство с народными праздниками и обрядами мордовского народа, воспитывать патриотические чувства через детский музыкальный фольклор.

Развлечение.

Фотоотчет «Ой, блины, блины…»

3

Мордовские народные песни. «Ах, Ванине, Ванине».

Познакомить дошкольников с мордовскими народными детскими песнями. Воспитывать патриотические чувства через детский музыкальный фольклор.

Слушание мордовских народных детских песен.

Беседа «Мордовские народные песни»

4

Путешествие в страну эрзянского языка.

Обобщить знания детей о быте и традициях мордовского народа. О предметах старины. Создать эмоциональный настрой, прививать интерес к мордовской культуре. Закрепить знания детей о нашей республике, родном городе. Воспитывать любовь к родному краю.

НОД

Апрель

1

Растительный мир Мордовии

Продолжать знакомить с растительностью Мордовии. Воспитывать чуткое отношение ко всему живому вокруг нас, экологическую культуру детей, чувство гордости за природу родного края.

Беседа.

Выставка рисунков

« Цветы Мордовской земли»

2

Мордовская национальная вышивка.

Познакомить дошкольников с элементами мордовской национальной вышивки.  Воспитывать любовь и чувство бережного отношения к культуре мордовского народа.

Беседа. Рисование элементов мордовской вышивки.

Мастер-класс для родителей в изучении элементов народной вышивки.

3

Мордовские народные танцы.

Познакомить детей с элементами мордовских народных танцев. Развивать интерес к национальной культуре мордовского народа.

Просмотр видеофильма. Разучивание элементов мордовского танца.

4

Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов.

Развивать интерес к художественно-эстетической стороне окружающего мира посредством изучения произведений мордовских поэтов. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Беседа. Чтение произведений мордовских поэтов: Ф. Бобылев «Непоседливый гриб», А. Ежов «Моя родина»

Чтение произведений мордовских поэтов о природе.

Май

2

Чтение сказок мордовских писателей

Формировать у детей чувство любви к малой родине на основе произведений мордовских писателей о природе.

Чтение сказок писателей Мордовии о природе: Яков Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Татьяна Тимохина «Как зима Степку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки»

Консультация для родителей «Сказкотерапия»

3

Подготовка итоговой презентации

Литература:

  1. «Валдоня», региональная программа;
  2. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», авторы: О.В. Бурляева и др. - Саранск 2011г.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс», 2002
  4. Бурляева О.В.,  Киркина Е.Н. «Детям  о Мордовии» - Саранск, 2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Долгосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Журавлята учатся летать"

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой живе...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Я помню, я горжусь»

Проект «Я помню, я горжусь!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя н...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в группе ТНР «Фиалка» Тема: «Родина моя»

Тип проекта: информационно-творческий.Вид: долгосрочныйПроблема: слабые знания детей об истории г. Кингисеппа, Ленинградской области. Не сформированы компетентные способности о нравственности и патрио...

ПРОЕКТ по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» (долгосрочный)

Долгосрочный проект (1 год) «С чего начинается Родина»  раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (по отношению к...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и выр...