Турнир знатоков на тему: «Прибайкалье – наш край родной!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Таскаева Лариса Владимировна

Цели: - расширять и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края, о родном городе Иркутске и его истории, о сказках народов Прибайкалья;

         - развивать монологическую речь детей (речь-рассуждение; речь- доказательство), находчивость, логическое мышление, творческие возможности;

          - воспитывать сплоченность в детском коллективе, бережное отношение к природе и достопримечательностям Прибайкалья, чувство патриотизма к родному краю и городу, уважение к культуре коренных народов, желание узнавать о Прибайкалье как можно больше нового и интересного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Иркутска

 детский сад № 62

Конспект занятия

в подготовительной к школе группе с ТНР

(ознакомление с окружающим миром)

                                       

Турнир знатоков на тему: «Прибайкалье – наш край родной!»

Возраст детей: 6-7 лет

Составитель:

воспитатель

                                                                                                                Таскаева

                                                                                                              Лариса

 Владимировна

Иркутск, 2023

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с ТНР

(ознакомление с окружающим миром)

Турнир знатоков на тему: «Прибайкалье – наш край родной!»

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цели: - расширять и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края, о родном городе Иркутске и его истории, о сказках народов Прибайкалья;

         - развивать монологическую речь детей (речь-рассуждение; речь- доказательство), находчивость, логическое мышление, творческие возможности;

          - воспитывать сплоченность в детском коллективе, бережное отношение к природе и достопримечательностям Прибайкалья, чувство патриотизма к родному краю и городу, уважение к культуре коренных народов, желание узнавать о Прибайкалье как можно больше нового и интересного.

Виды детской деятельности:

- коммуникативная  деятельность

- игровая  деятельность

     - двигательная деятельность

Предварительная работа:

  • Рассматривание карт, книг, журналов, тематических фотоальбомов «Батюшка Байкал», «Животный и растительный мир Прибайкалья», «Эндемики озера Байкал», «Город, в котором я живу», «Достопримечательности Иркутска», «Города Иркутской области».
  • Проведение познавательных бесед: «Наша Родина Россия», «Моя малая родина», «История и символика Иркутска»; «Славное море, священный Байкал», «Иркутск – середина земли!».
  • Разучивание стихов, песен и чтение художественной литературы о родном крае, сказок народов Прибайкалья; прослушивание музыкальных и поэтических произведений.
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме.
  • Оформление выставки рисунков «Прибайкалье – наш край родной!»

Материалы: компьютер; экран; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; жетоны, медали.

Правила турнира:

Участие в турнире знатоков принимают 2 команды по 5 человек.

Турнир состоит из семи конкурсов. Каждая команда отвечает на вопросы по очереди, внимательно слушая вопрос. Если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит другой команде. За правильный ответ команда получает жетон. Команде, набравшей большее количество жетонов, вручаются медали «Знаток Прибайкалья» 1 степени.

 Команде, набравшей меньшее количество жетонов, вручаются медали «Знаток Прибайкалья» 2 степени.

Ход занятия

1. Вводная часть

          Болельщики в зале, игроки входят под музыку А. Пахмутовой «По Ангаре» и садятся на стульчики с разных сторон зала.

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня состоится турнир знатоков на тему: «Прибайкалье – наш край родной!».

         Слайд 1. Наш родной край - Прибайкалье – это сказочный мир, который полон загадок и тайн. В лесах возле Байкала нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов, трав и цветов? Не сосчитать. А какие замечательные люди живут в нашем родном крае…И у каждого народа свои традиции и обычаи, свои интереснейшие сказки. Обо всём этом у нас сегодня и будет разговор. Итак…  

                    Начинаем турнир знатоков в прекраснейший для всех нас день.

                    Команды мы свои представим и всех приветствием позабавим.

1 команда «Ангарские бусы»

Капитан: От команды «Ангарские бусы» наш

Все: Привет! Гулять сегодня некогда - мы заняты другим,
                                Пришли все на турнир мы и вас мы победим!

2 команда «Омулёвая бочка»

Капитан: Команде «Ангарские бусы» мы шлём

Все: Привет! Не проиграть, мы вам желаем.
                       Примите во вниманье наш совет: мы ведь тоже много знаем.

2. Основная часть.

Воспитатель: Начнем наш турнир с разминки команд!

1 конкурс «Разминка»

– Какую птицу называют лесным барабанщиком? (слайд 2: дятел,)  

– Какие грибы растут на пнях? (слайд 3: опята)  

– Что ест зимой жаба? (ничего, она спит), (слайд 4: жаба)

– Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (слайд 5: белка)

- Какая река не впадает в Байкал?  (слайд 6: река Ангара) 

- Самый большой остров Байкала? (слайд 7: Ольхон)  

- Эта промысловая рыба водится только в Байкале? (слайд 8: байкальский омуль).

- Кто больше всех из лесных жителей Прибайкалья любит мед? (слайд9: медведь)                                                                                                      

2 конкурс «Капитаны»

Воспитатель: Считалкой про Иркутск, определим, кто из капитанов начнет первый отвечать!

Мы живём в Иркутске,

На речке Ангаре.

Сейчас я посчитаю,

Ответ давать тебе.

  • Как называется город, в котором мы живем? (Иркутск)
  • Почему Иркутск, так называется? (построен на реке Иркут).
  • Как называют жителей нашего города? (иркутяне)
  • На каких реках расположен наш город? (Ангара, Иркут)
  • Какой зверь изображен на гербе Иркутска? (слайд 10: Бабр)
  • Кто основатель нашего города? (слайд 11: Яков Похабов).
  • Какая, самая длинная улица Иркутска? (Байкальская).
  • Почему её так назвали? (в честь озера Байкал, слайд 12)

3 конкурс «Назови одним словом»

•        Волк, лиса, олень, соболь — это … (звери или животные)

•        Земляника, черника, малина, брусника — это...(ягоды)

•        Кедр, ель, сосна, берёза — это... (деревья)

•        Воробей, кукушка, синица, чайка —  это… (птицы)

•        Бабочка, божья коровка, кузнечик, комар —  это… (насекомые)

•        Подснежник, мак, василек, ромашка — это... (цветы)

•        Подосиновики, маслята, лисички, грузди — это... (грибы)

•        Щука, омуль, лещь, окунь — это... (рыбы)

Физминутка

 Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Крепко за руки возьмемся.

 И друг другу улыбнемся.

Мы похлопаем в ладоши – раз, два, три.

 И попрыгаем немножко – раз, два, три.

Мы тихонько покружились – раз, два, три.

И на землю опустились – раз, два, три.

Поднялись и потянулись– раз, два, три.

И друг другу улыбнулись – раз, два, три.

Здесь мы вместе – ты и я, потому что мы друзья– раз, два, три (хлопают в ладоши).

Похлопали, попрыгали, покружились, опустились,

поднялись, подтянулись и всем улыбнулись!

-Молодцы! Наш турнир продолжается!

4 конкурс «Загадки»

- Древен род его в природе, кличут озером в народе,

  Волны моря плещут в нем. Как все это назовем?  (слайд 12: озеро Байкал)

- Если даже буду хворым, мне не нужно докторов.

Съем лукошко мухоморов – снова стану я здоров. (слайд 13: лось)

- Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдёт приют:

Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут! (слайд 14: снегирь)

- Начинается на «о». Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале. Вы, случайно, не слыхали? (слайд 15: омуль)
- И девчонки и мальчишки все иметь хотели б шишки –

На орешки очень щедр, богатырь – сибирский… (слайд 16: кедр)

-  Бледно-розова, нежна, студена ей вода нужна.

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта... (слайд 17: голомянка)

-  В снежном логове родятся. Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять, шубки белые менять.

Если очень повезёт – лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами? Догадайтесь-ка, вы, сами! (слайд 18: нерпа)

- Папа очень крепкий, рослый, и рога ветвисты.

Сын, пока еще не взрослый, — рыжий и пятнистый.

Он рождается без рожек, в шубке пестренькой в горошек.

 (слайд 19: Олень и олененок)

5 конкурс «Народы Прибайкалья»

  • Как в старину называли жилище русских? (слайд 20: изба)
  • Традиционное жилище бурят? (слайд 21: юрта)
  • Бурятский народный танец-хоровод, исполняется на всех праздниках? (слайд 22: ёхор)
  • Стоит в избе из кирпича, то холодна, то горяча? (слайд 23: русская печь)
  • Священное место для огня в центре бурятской юрты? (слайд 24: очаг)
  • Любимое блюдо бурят? (слайд 25: буузы)
  • Любимое блюдо русских? (слайд 26: пельмени)
  • Русский народный плавный танец? (слайд 27: хоровод)

         6 конкурс «Сказки Прибайкалья»

- Ангарские бусы имели удивительную силу. Какую?

(«Стоило только извлечь их из шкатулки, как они загорались такими яркими огнями необычайной красоты, что перед ними меркло даже солнце». Слайд 28. Сказка «Ангарские бусы») 

- В чем заключалась сила Омулевой бочки?

(«…Куда плывет она, туда и омули неисчислимыми косяками тянутся, будто в бочку ту сами просятся». Слайд 29. Сказка «Омулевая бочка».)

- Как звали байкальский ветер, потопивший рыбацкое судёнышко в сказке «Алёнушкина кукла»? (Сарма)

-  За кого хотел отдать замуж Ангару Байкал? (Иркут)

- Зачем Байкал бросил шаман-камень вслед Ангаре? (Хотел остановить дочь от побега к Енисею. Слайд 30: шаман-камень)

- Как звали девушку, на которой женился Иван из сказки «Хвойная невеста»? (Альяна)

-  Кто сторожил дочь Байкала в сказке «Ангарские бусы? (богатырь Ольхон)

-  Сколько монеток бросил в Байкал герой сказки «Жена Хордея»? (3 монетки)

7 конкурс «Кто быстрее соберёт»

(2 конверта с разрезанным гербом города Иркутска и Иркутской области).

Команда выполнившая задание первой, получает жетон. (Слайд 31)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Наш турнир подошел к завершению. Молодцы ребята, сегодня вы проявили свою смекалку, умения, знания о родном крае, о городе в котором мы живём, любим и гордимся его достижениями. Давайте подведем итоги нашего турнира, узнаем знатоков Прибайкалья!

 Дети считают жетоны. Команды награждаются медалями «Знаток Прибайкалья» 1 степени и 2 степени. (Слайд 32)

1 ребёнок:

Есть возможно, уголок красивей

Есть богаче, шире есть края

Только мне из всей России

Ближе Прибайкальская земля.

2 ребёнок:

Мы хотим Прибайкалье сохранить,

Родной край должны мы защитить.

Губитель Байкала будет наказан,

А мы сохраним природу для сказок.

3 ребёнок:

Давайте будем Байкал беречь,

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой,

Наш добрый батюшка, Байкал дорогой.

Дети под муз. А. Пахмутовой «По Ангаре» садятся пить чай с тортом.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему "Север-мой край родной!"

Формировать знания детей о родном крае, где выросли; закрепить знания о животном и растительном мире родного Северного края; развивать логическое мышление детей и бережное отношение к родному краю....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей  группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...

Конспект НОД по коммуникативному развитию. Тема: «Югра - мой край родной»

Материал предназначен для детей  старшего возраста.Дети знакомятся с национальными терминами, узнают о богатствах Югорского края,народных промыслах....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности для воспитанников старшей группы на тему:" Башкортостан - мой край родной!"

11 0ктября наша Республика Башкортостан будет праздновать День Независимости. Данный конспект предназначен воспитателям старших групп. Удачи коллеги!...

Проект на тему:"Югра-мой край родной"

Проект "Югра- мой край родной"- долгосрочный,на 2 года.Цель данного проекта-создание условий для формирования знаний о родном крае!...

Консультация для родителей на тему: «Мордовия - мой край родной»

         Всякий народ есть нечто целое,особенное частное и индивидуальное;у всякого народа своя жизнь, свой дух,свой характер, свой взгляд, своя манерапонимать и действ...