Консультация для педагогов "Использование легенд в обучении дошкольников родному языку"
консультация (подготовительная группа)

Раскрывая детям всю глубину легенд и мифов, открываем им богатство   культуры народа, , развиваем речь, способствуем развитию личности в духе патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legenda.docx35.72 КБ
Файл legenda.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

    Родной язык – душа народа. И каждый народ (большой он или малый по численности) хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам. Благодаря родному языку мы познаем мир, открываем новое и интересное об окружающих нас предметах и людях.

  Изучение языка осуществляется в различных видах деятельности: игровой, учебной, изобразительной, музыкальной, речевой. Для осуществления этой цели   используется   фольклор  (поговорки, прибаутки, народные приметы, потешки, стихи, частушки, дразнилки, хороводные , народные игры, народные  песни, сказки, сказания , мифы и легенды.) Овладение родным языком в развитии речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.  Знакомя детей с народным фольклором, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особый интерес у детей вызывают мифы и легенды. Раскрывая детям всю глубину мифов, легенд  открываем им богатство культуры народа, где каждый мотив или персонаж несут в себе большую смысловую нагрузку. Со сказками у детей дошкольного возраста связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством обучению родному языку является чтение  художественной литературы.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (сказки, предания, легенды, пословицы, загадки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-7 лет. Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.

В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В башкирских  сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго. Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнают об увлекательных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области. Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание иллюстративного материала, сбор краеведческой информации. Ребенок усваивает родной язык, учится говорить, не осознавая, как он это делает. Его речевые навыки складываются помимо его сознания. Когда он воспринимает и понимает речь, он осознает, прежде всего, то смысловое содержание, которое в ней передается. Когда он выражает свою мысль в содержание. А вот понимание того, как именно, какими словами высказывается мысль, совсем не обязательно. Ребенок и не осознает этого очень долго, он даже вообще не знает, что говорит словами. Приобретая умение не только эмоционально воспринимать сказки и легенды, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Но при знакомстве детей с Башкортостаном перед педагогами встаёт ряд вопросов. Как занимательно и интересно рассказать детям башкирскую легенду? Как заставить их душу проникнуться смыслом легенды, понять быт и традиции народа Башкортостана. Ведь легенда является одним из элементов культуры и базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях. Народная педагогика отразила в легендах целые методики планомерного формирования морально-эстетического облика человека. Легенды  воспитывают у детей чуткость, внимательность, отзывчивость, смелость, мужество, стойкость, бесстрашие и т. д. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

На протяжении веков башкирский фольклор играл и играет большую воспитательную роль в жизни народов Башкортостана. Баймурзина В. И. отмечает, что народная педагогика нашла полное отражение в устном народном творчестве, а Кутлугильдина Ю. З. считает, одним из эффективных средств в нравственно-эстетическом воспитании - устное народное творчество (народная песня, колыбельные песни, пословицы, поговорки, сказки). Ахияров К. Ш. считает, что народная педагогическая культура башкирского народа складывается из элементов народного творчества: сказок, легенд, мифов, сказаний и др. Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании, загадки - в умственном, песни, пляски - в эстетическом, а игры и забавы - в физическом воспитании.

Башкирская легенда прививает детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре -фольклору, искусству. Легенда помогает нам возродить традиции башкирского народа.

Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что детям с речевыми нарушениями помочь может театрализованная деятельность, основанная на башкирских легендах.. Театр помогает развитию танцевальных, песенных способностей, а общение с куклами делает детей свободными, раскрепощёнными. Использование фольклорной педагогики в работе с детьми способствует формированию базиса личностной культуры, фольклорного самосознания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Легенда   «Млечный путь»

Случилось это в незапамятные времена. Тогда еще не было ни звезд, ни Млечного пути.
На Урал, в долины Сакмара и Агидели, прилетали на лето откуда-то с юга каждый год журавли. В старину говорили, что они прилетают из Индии.
Однажды, когда холодной осенью журавли возвращались в теплые края, поднялся сильный ураган. Журавлята, отстав от стаи, кружились и бились в небе, а некоторые, обессилев, падали на землю. Тогда взрослые журавли, чтобы указать направление отставшим, рассыпали по небу свои перья, и те тотчас же превращались в звезды. Журавлята полетели по этому звездному пути. Потом его назвали Млечным путем, или Дорогой птиц.

Легенда  «Происхождение башкир»

В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: "Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем". И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.
С тех пор наши предки стали называться "башкорттар", т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали "корт". Баш корт - значит "головной волк". Вот откуда произошло слово "башкорт" - "башкир".



Предварительный просмотр:

    Родной язык – душа народа. И каждый народ (большой он или малый по численности) хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам. Благодаря родному языку мы познаем мир, открываем новое и интересное об окружающих нас предметах и людях.

  Изучение языка осуществляется в различных видах деятельности: игровой, учебной, изобразительной, музыкальной, речевой. Для осуществления этой цели   используется   фольклор  (поговорки, прибаутки, народные приметы, потешки, стихи, частушки, дразнилки, хороводные , народные игры, народные  песни, сказки, сказания , мифы и легенды.) Овладение родным языком в развитии речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.  Знакомя детей с народным фольклором, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особый интерес у детей вызывают мифы и легенды. Раскрывая детям всю глубину мифов, легенд  открываем им богатство культуры народа, где каждый мотив или персонаж несут в себе большую смысловую нагрузку. Со сказками у детей дошкольного возраста связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством обучению родному языку является чтение  художественной литературы.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (сказки, предания, легенды, пословицы, загадки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-7 лет. Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.

В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В башкирских  сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго. Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнают об увлекательных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области. Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание иллюстративного материала, сбор краеведческой информации. Ребенок усваивает родной язык, учится говорить, не осознавая, как он это делает. Его речевые навыки складываются помимо его сознания. Когда он воспринимает и понимает речь, он осознает, прежде всего, то смысловое содержание, которое в ней передается. Когда он выражает свою мысль в содержание. А вот понимание того, как именно, какими словами высказывается мысль, совсем не обязательно. Ребенок и не осознает этого очень долго, он даже вообще не знает, что говорит словами. Приобретая умение не только эмоционально воспринимать сказки и легенды, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Но при знакомстве детей с Башкортостаном перед педагогами встаёт ряд вопросов. Как занимательно и интересно рассказать детям башкирскую легенду? Как заставить их душу проникнуться смыслом легенды, понять быт и традиции народа Башкортостана. Ведь легенда является одним из элементов культуры и базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях. Народная педагогика отразила в легендах целые методики планомерного формирования морально-эстетического облика человека. Легенды  воспитывают у детей чуткость, внимательность, отзывчивость, смелость, мужество, стойкость, бесстрашие и т. д. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

На протяжении веков башкирский фольклор играл и играет большую воспитательную роль в жизни народов Башкортостана. Баймурзина В. И. отмечает, что народная педагогика нашла полное отражение в устном народном творчестве, а Кутлугильдина Ю. З. считает, одним из эффективных средств в нравственно-эстетическом воспитании - устное народное творчество (народная песня, колыбельные песни, пословицы, поговорки, сказки). Ахияров К. Ш. считает, что народная педагогическая культура башкирского народа складывается из элементов народного творчества: сказок, легенд, мифов, сказаний и др. Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании, загадки - в умственном, песни, пляски - в эстетическом, а игры и забавы - в физическом воспитании.

Башкирская легенда прививает детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре -фольклору, искусству. Легенда помогает нам возродить традиции башкирского народа.

Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что детям с речевыми нарушениями помочь может театрализованная деятельность, основанная на башкирских легендах.. Театр помогает развитию танцевальных, песенных способностей, а общение с куклами делает детей свободными, раскрепощёнными. Использование фольклорной педагогики в работе с детьми способствует формированию базиса личностной культуры, фольклорного самосознания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Легенда   «Млечный путь»

Случилось это в незапамятные времена. Тогда еще не было ни звезд, ни Млечного пути.
На Урал, в долины Сакмара и Агидели, прилетали на лето откуда-то с юга каждый год журавли. В старину говорили, что они прилетают из Индии.
Однажды, когда холодной осенью журавли возвращались в теплые края, поднялся сильный ураган. Журавлята, отстав от стаи, кружились и бились в небе, а некоторые, обессилев, падали на землю. Тогда взрослые журавли, чтобы указать направление отставшим, рассыпали по небу свои перья, и те тотчас же превращались в звезды. Журавлята полетели по этому звездному пути. Потом его назвали Млечным путем, или Дорогой птиц.

Легенда  «Происхождение башкир»

В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: "Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем". И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.
С тех пор наши предки стали называться "башкорттар", т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали "корт". Баш корт - значит "головной волк". Вот откуда произошло слово "башкорт" - "башкир".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение дошкольников родному языку"

Обучение дошкольников родному языку....

Развитие речи детей в игровой деятельности при обучении дошкольников родному татарскому языку» (начиная со второй младшей до подготовительной к школе группы)

Автор рассматривает проблему формирования речевых навыков, а именно через ознакомление с предметами окружающего мира, сказки, стихотворения татарского народа, творчество поэтов, композиторов и др. Мно...

Развитие речи детей в игровой деятельности при обучения дошкольников родному татарскому языку

Реализатция проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры.Также в...

Развитие описательной речи в методике обучения дошкольников родному языку

В методике обучения дошкольников родному языку формирование описательной речи составляет важную, но мало исследованную часть общей задачи развития связной монологической речи. Рассмотрим некоторые воп...

Игры и упражнения по обучению дошкольников русскому языку, для которых он не является родным.

Игры и упражненияпо обучению дошкольниковрусскому языку,для которых он не является родным....

Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».

Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду»....

«Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».

laquo;Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».Любимый голос материнский,С рожденья слышат наши дети,Родной язык всё ж самый близкий,Дл...