Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».
консультация

Московская Людмила Геннадьевна

Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Обучение родному языку в дошкольных учреждениях осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в непосредственно образовательной деятельности. В повседневной жизни обеспечиваются условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Здесь можно отметить два пути развития речи детей: подчинение содержания и формы отношений потребностям регулирования поведения воспитанников в режимных моментах, во время прогулок, в непосредственно образовательной деятельности и в других типичных ситуациях; организация деятельности детей (например, игровой) с целью обеспечения неосознанного усвоения необходимых речевых средств (закрепление правильного произношения того или иного звука, ознакомление с новой грамматической конструкцией и т.д.). В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение.

Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков. Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Без специально обучающей непосредственно образовательной деятельности невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей.

Непосредственно образовательная деятельность позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания.

В детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с каждым ребенком, что может приводить к задержкам речевого развития детей. Непосредственно образовательная деятельность, при методически правильной организации, в известной мере помогает компенсировать этот дефицит, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга. Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения.

Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность непосредственно образовательной деятельности заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании. Своеобразием многих занятий по родному языку является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться. Результативность занятий по родному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений.

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию может быть классифицирована следующим образом: в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания НОД:

  • формирование словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
  • формирование грамматического строя речи (дидактическая игра "Угадай, чего не стало" образование существительных множественного числа род. падежа);
  • воспитание звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
  • обучение связной речи (беседы, все виды рассказывания),
  • формирование способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),
  • ознакомление с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала в непосредственно образовательной деятельности:

  • использование предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);
  • применение изобразительной наглядности: игрушки (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картины (беседы, рассказывание, дидактические игры);
  • словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах план рассказа, его обсуждение и др.)

Комплексный подход к решению речевых задач, органическое сочетание разных задач развития речи и мышления в непосредственно образовательной деятельности являются важным фактором повышения результативности обучения. В непосредственно образовательной деятельности учитывается особенность овладения детьми языком как единой системой разнородных языковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят к правильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.

Исследования, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, привели к переосмыслению их сущности и роли. Имеется в виду не простое сочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение на едином содержании. Принцип единого содержания является ведущим. "Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным". Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи.

Центральное место в непосредственно образовательной деятельности отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение монологов разных типов. Объединение задач в непосредственно образовательной деятельности может осуществляться по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом робразовательной деятельности, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей не зависимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.

Непосредственно образовательная деятельность, в которой посвящено решение одной задачи, тоже может строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения.

Например, непосредственно образовательная деятельность по обучению правильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснение артикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение в связной речи пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторение потешки упражнение на отработку дикции.

Положительную оценку в практике получили интеграция в непосредственно образовательной деятельности, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам). По количеству участников можно выделить непосредственно образовательную деятельность фронтальная, со всей группой (подгруппой) и индивидуальная. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности.

Фронтальные непосредственно образовательная деятельность с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия. На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей.

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию и обучению родному языку должна отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике. Рассмотрим эти требования: Тщательная предварительная подготовка к образовательной деятельности. Прежде всего, важно определить задачи, содержание и место в системе другой непосредственно образовательной деятельности, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход образовательной деятельности, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определить восприятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения и реакцииазвитии детей. Методика, применяющаяся в такой непосредственно В непосредственно образовательной деятельности решается комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания. Воспитывающее воздействие оказывает как само содержание речевой деятельности и ее языковое оформление, так и правильная организация, методика ведения образовательной деятельности, поскольку дается не разрозненные сведения, а определенная система знаний, у детей постепенно возникают элементы осознанного отношения к языку, к его усвоению. В процессе речевого развития, как уже говорилось, совершенствуются все психические процессы. Важно, чтобы в ходе непосредственно образовательной деятельности формировались познавательные интересы детей, от общей любознательности в младшем дошкольном возрасте к дифференцированным и стойким интересам старших дошкольников, к доступному анализу и оценке ими своей деятельности.

Усвоение родного языка, постепенное осознание ребенком его богатства и красоты способствуют патриотическому воспитанию. Сообщение детям сведений общественно-исторического характера, ознакомление их с жизнью советских людей связано с воспитанием высоких нравственных чувств и представлений, которые помогают воспитывать любовь к Родине, интернационализм, коллективизм, трудолюбие.

В непосредственно образовательной деятельности педагог приучает детей самостоятельно, творчески использовать полученные знания и умения. Очень важно поддерживать у ребенка желание учиться, научить его делиться своими знаниями с товарищами.

Содержание и организация непосредственно образовательной деятельности помогают воспитать такие морально-волевые черты, как целеустремленность, дисциплинированность, тактичность и др. Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию может оказывать большое влияние на эстетическое воспитание детей. Педагог осуществляет эстетическое воспитание не только при ознакомлении дошкольников с объектами внешнего мира и путем создания соответствующей обстановки, но в первую очередь средствами самого языка его образным строем, музыкальностью, художественным словом. Эмоциональный характер непосредственно образовательной деятельности. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита у маленьких детей путем принуждения. Большое значение имеет их интерес к образовательной деятельности, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой в непосредственно образовательной деятельности обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура образовательной деятельности должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части вводную, основную и заключительную. Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные во время непосредственно образовательной деятельности. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным. Организация непосредственно образовательной деятельности должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга. Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.

Учет результатов непосредственно образовательной деятельности помогает контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада, обеспечивает установление обратной связи, позволяет намечать пути дальнейшей работы с детьми в образовательной деятельности и в других видах деятельности.

Список информационных источников

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

2.Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

3.Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи // Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников /Ф.А. Сохин. - М.: 2002. -324 с.

4.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образов. / Н.А. Стародубова. -5-е изд., стер. – М.: Изд. Центр Академия, 2012. -250 с.

5.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И.Тихеева. - М.: 1981. -246 с.

6.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 287 с.

7.Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.:1984. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Непосредственная образовательная деятельность в детском саду"

В этой презентации дается теоретический аспект проблемы и рассказывается как организовать непосредственную образовательную деятельность детей в течении дня в детском саду. Рекомендовано для методистов...

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Музыкальная  НОД в детском саду для детей со зрительной патологией строится на основе базовой программы воспитания в детском саду, но с учетом своеобразия психофизического развития детей. Большое...

"Интегрированная непосредственно образовательная деятельность в детском саду"

В данной консультации раскрываются отличительные особенности интегрированной НОД, описываются способы взаимодействия всех специалистов детского сада как между собой, так и при взаимодействии с родител...

Доклад на тему: «Современные подходы к организации образовательной деятельности в детском саду»

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечиваю...

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности МКДОУ «Детского сада комбинированного вида №9» города Кирова в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).

Тема: «Осень»Вид: Интегрированное, бинарное занятие  с  использованием различных видов деятельности.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Цель: Спо...

«Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».

laquo;Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».Любимый голос материнский,С рожденья слышат наши дети,Родной язык всё ж самый близкий,Дл...