Конспект занятия. «Озеро Тургояк»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Соколова Екатерина Евгеньевна

Задачи:

1. Познакомить детей с устным народным творчеством жителей Урала;
2. Вызвать интерес к историческому прошлому Урала;
3. Привить любовь к родному краю;
4. Развивать творческую инициативу юных читателей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Методы:  организационно-ориентировочный (уточнение темы и проблемы исследования; сбор и анализ теоретического материала).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan._v_starshey_gruppe_o.turgoyak.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение №1

                          КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Тема: Озеро  Тургояк.

Цели:  Рассказать какое значение представляет для нас озеро.    Познакомить  детей  с легендой  об  озере  Тургояк.                                                

Оборудование: Фотографии и иллюстрации озера Тургояк, книга, карандаши.

Задачи: Формировать любовь к родному краю к красоте его природы.                                                                Воспитывать чувство гордости.                                                                                 Прививать  любовь к искусству и родной природе.                                                              

Ход занятия:  Ребята, сегодня на нашем занятии я расскажу, Вам о нашем озере Тургояк и какую важную роль оно играет, в нашей  жизни. Посмотрите на фотографии,   которые на доске и отгадайте загадку:

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки свои перед ним

поправляют прически.

И месяц, и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется?  (Озеро).                                                                              

Молодцы,  конечно, это озеро.                                                                                                               А теперь  внимательно послушайте                                                                                    Озеро Тургояк – это одно из красивейших и чистейших озер Урала, расположенное в горной котловине около города Миасс Челябинской области. Озеро признано памятником природы.                                                               Озеро Тургояк глубокое. Его средняя глубина составляет 19 метров. Озеро Тургояк славится очень высокой прозрачностью.                                                                                                                     Дно озера каменистое. Где-то оно покрыто мелкой галькой, а где-то большими булыжниками. Берега Тургояка высокие и крутые.                                                       В озеро впадает лишь несколько небольших ручьев. Главным образом озеро питается за счет грунтовых вод.  Грунтовые воды  это - подземные воды.      Вода в озере колеблется, т.е. то опускается, то поднимается.  В зависимости от уровня воды на озере можно насчитать 10-12 островов.  Самые  наиболее известные остров Чайка и остров Веры. Про остров Веры поближе мы узнаем на следующем занятии. Вода в озере пресная и холодная. В озере водится много рыбы. Например: щука, чебак, окунь ерш и много другой.          

Ребята, вы теперь знаете,  какой наш Тургояк чистый и красивый, чтобы  он оставался таким же нужно его беречь и охранять. Не оставлять мусор на берегу, не бросать мусор в воду.  Нужно любить свою природу.

 А теперь давайте ответим на несколько вопросов.

Где находится озеро Тургояк? ( В Миассе)

А вы знаете, какие 2 острова  самые известные на Тургояке? (о. Веры и о. Чайка).                                                                                                                                      Вода в озере  холодная. Почему она такая холодная? (потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью).

А какие же рыбы водятся в озере? (чебак, окунь и т.д.)  

Физкультминутка

Мы немного отдохнули,  про озеро мы немного узнали, а теперь я вам расскажу легенду об озере. Легенда называется  «Брат Байкала» (Читается легенда).

          Жил на берегу озера прекрасный юноша. Звали его Тур. Парень был он удалой. Лицом видный, глазами добрый и до дела всякого охочий. Крепко любил свой край и озеро синее. Не раз любовался синевой озерной.                             Тихо бежали дни. Пролетало время, и решил смелый юноша отправиться в путь. Посмотреть на земли дальние, на красоты их взглянуть. Долго ходил Тур по белому свету. В разных краях побывал. Подивился на красоту земную, на диковинки разные. Много повидал радостей и счастья людского, а еще больше горя. Как ни хороши чужие края, а заскучал юноша по родному дому. И отправился Тур обратно в родную сторонушку.                                           Возвращался он домой. Прямехонько шел, быстро. И пролегла его дорожка через Уральские горы. Шел Тур по долине меж гор зеленых, смотрел кругом и дивился — родное все было вокруг: деревья те же — сосны, лиственницы, березы; солнце так же тепло и ласково греет, да и небо такое синее, как родное озеро, только над головой. Все родину напоминает, а до дома-то ой как еще не близко.                                                                                                         Много пересек он рек и ущелий, и вот в одном из них встретил Тур девушку. Сидела она на камне у огромной скалы и плакала. Юноше стало жаль ее. Подошел он и спросил: «Как зовут тебя?» Девушка подняла лицо, и Тур увидел, как она была прекрасна, только глаза ее были печальны. Произнесла девушка имя свое, полетело оно высоко в горы и там отозвалось многократным эхом. «Гояк!» — прокричали горы. Таким звучным оно было! Девушка понравилась Туру, и решил он сделать все для нее, только бы высохли ее слезы, только бы она улыбнулась. Стал тогда расспрашивать он
девушку: «Почему ты так горько плачешь? Чем могу я тебе помочь?» И Гояк поведала ему: «Когда-то я была весела и счастлива. Но злая колдунья, позавидовав моей молодости и здоровью, лишила меня зрения. И прозреют мои глаза только тогда, когда умоюсь я водой чистой и прозрачной, как слеза».                                                                                                                                   Знал Тур, где есть такая вода. Поспешил к родному озеру. Торопился он, шел прямо через топи болотные, сквозь леса дремучие, лез через горы неприступные. Не день и не два шел Тур. Много дней шел. И вот он Байкал — голубая чаша с водой, которой нет чище и светлей во всем свете. Зачерпнул юноша полные ладони байкальской сини и поспешил к девушке. Труднее прежнего был его путь. Не останавливался он ни на минуту. Нес Тур воду, которая должна была вернуть девушке зрение и счастье. Берег он воду, осторожно нес ее. Вот и знакомые горы, то самое ущелье. И снова юноша увидел Гояк. Умылась девушка водой. И высохли слезы, прозрели глаза. Ушла печаль. Снова Гояк стала здоровой. Зазвучал в горах ее смех.

Навсегда остались вместе Тур и Гояк.                                                                                      А когда девушка умывалась байкальской водой, упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк, образовалось новое озеро с такой же холодной и чистой водой, какую принес Тур из Байкала для своей любимой.                                                                                                                    Ребята, вам понравилась легенда? (да) У Вас лежат на столах карандаши и листочки, нарисуйте тот момент или того героя который вам больше всего запомнился.  

Результат:                                                                                                                Проявление у детей любви и уважения к родному городу, бережного отношения к природе родного края,  желание и потребность сделать его красивым.                                                                                                                  Расширилось представления детей о природе, богатстве родного края, его достопримечательностях. Выставка рисунков.                                        

Приложение № 2

               КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Тема:  Остров Веры.

Цели: Познакомить  детей с легендой об острове.                                                  Развивать творческий потенциал.                                                                             Рассказать об острове как об археологическом памятнике.

Оборудование:  Фотографии острова Веры, бумага цветная, клей, картон, ножницы.

Задачи:  Способствовать формированию представлений детей о памятниках природы.                                                                                                                               Воспитывать интерес к истории родного края.                                                       Прививать любовь к родным местам, чувство привязанности.

.Ход занятия: - Ребята, на прошлом занятии я вам рассказала о нашем знаменитом озере Тургояк. Рассказала об,  островах на озере название, которых Чайка и остров Веры. А сегодня я бы хотела познакомить вас с островом Веры поближе.  А пока я вам читаю, посмотрите на фотографии острова,  которые висят на доске.                                                                                         - Послушайте.                                                                                                                    Остров Веры на озере Тургояк всегда славился своими легендами. Рассказывали что давным-давно каменой землянке жила девушка Вера. Остров (словно карандашом прочертили) четко разделен на две части, и каждая из частей отличается климатом, растительностью.  Климат - это так сказать многолетний режим погоды.  Яркими памятниками острова являются его мегалиты - крупные культовые сооружения, сложенные из массивных камней. Очень интересны крупные камни, напоминающие каменные изображения животных. Археологические раскопки на острове Веры проводятся каждое лет. Каждый сезон археологи совершают все новые и новые открытия. Археологи – это ученые, которые изучают древний быт.  На остров приезжает много туристов  из разных городов и даже стран, чтобы посмотреть на этот прекрасный остров.

-  Вам понравился мой рассказ?  Что вы рассмотрели на фотографиях?

Физкультминутка

-У каждого на столах лежит цветная бумага, ножницы, клей и картон. Мы сейчас с вами сделаем аппликацию на тему: «Как вы представили себе остров Веры». Можете сделать по моему образцу.                                          Результат:  Расширилось  представление детей об острове. Выставка аппликаций.

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по слушанию по технологии О.П.Родяновой. Балет - сказка П.И.Чайковского "Лебединое озеро"

В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой "Музыкальные шедевры". Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского.  Происходит знакомство с одним из вид...

Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево на берегу озера"

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

конспект занятия " Сказка в музыке" на примере балета П.И.Чайковского " Лебединое озеро"

конспект занятия по ознакомлению детей с жанром " балет" и творчеством П.И.Чайковского....

Конспект занятия "Путешествие на озеро Ханка"

Материал может быть использован на занятиях при ознакомлениии с детей с Дальневосточной природой....

Конспекты занятий кружка по работе с природным материалом. Занятие 13. Лебединое озеро. Коллективная работа.

Копилка занятий для работы кружка "Муравьишка" (работа с природным материалом)...