Главные вкладки

    Конспект занятия по слушанию по технологии О.П.Родяновой. Балет - сказка П.И.Чайковского "Лебединое озеро"
    методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

    В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой "Музыкальные шедевры". Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского.  Происходит знакомство с одним из видов искусств - балет.. Детям предлагается не только слушать музыку и говорить о характере, но и выразить музыку в движениях с разными предметами.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Балет – сказка П.И.Чайковского «Лебединое озеро».

     

    Цель:Познакомить детей музыкой балета П.Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов.

    Ход занятия.

    Муз. Рук.Вы хорошо знаете имя великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П. Чайковского так прекрасна, что вы, наверняка, будете с удовольствием слушать ее в разные годы своей жизни. Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым и любимы ими. Среди них балет «Лебединое озеро».

                Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нем музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.

                Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».

                Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжается, и принц должен будет выбрать себе невесту.

                Вдруг гости стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня по лесу за скрывшимися лебедями. Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. ..Неожиданно один из лебедей превратился в прекрасную девушку. Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал ее и подруг,  превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может менять это заклятье. Принц полюбил девушку, пообещал, спасти ее. Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца – привести на бал свою дочь, сделав ее похожей на девушку-лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она была так похожа на девушку лебедя, что принц не понял, что его обманули. В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время  в раскрытом окне показалась девушка 0 лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел ее, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти его. Он признался ей, что любит только ее. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек.

                Так закончилась эта сказка.

                Предлагаю детям послушать несколько отрывков из балета. Например, когда принц встретился с лебедями. Эта тема лебедей в балете встречается несколько раз. Она меняет свою краску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно.

                Звучит фрагмент «Лебеди» в грамзаписи. Дети говорят, что сначала музыка нежная и грустная, а потом тревожная.

                Муз. Рук.Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, грустно, потом звучит все напряжённое, беспокойнее, взволнованное. Мелодия очень выразительна и красива. Послушаем еще раз. (Звучит фрагмент).

                Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка – лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить ее и подруг от злых чар колдуна.  Лебеди кружатся в танце (Исполняется «Танец лебедей»). Как звучит музыка?

    Дети.Радостно, легко.

    Муз. Рук.Какой это танец?

    Дети.Вальс.

    Муз. Рук.Да, мы говорили с вами, что П. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы  написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет свое настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот вальс звучит радостно, нежно, полетно. Девушки надеются, что принц спасет их.

                Послушайте еще один фрагмент из балета прощание девушки-лебедя с принцем в этой же сцене.

                Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид»).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Сказка в музыке по балету лебединое озеро (продолжение)

     

    Задачи:Учить детей узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов.

    Ход занятия.

                Предлагаю детям послушать один из фрагментов балета «Лебединое озеро».

    Исполняется фрагмент «Лебеди».

    Муз. Рук.Какой фрагмент мы прослушали?

    Дети.«Лебеди» музыка нежная, грустная, красивая.

    Муз. Рук.Прислушайтесь, как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это духовой инструмент (показываю его на картинке). Он произошел от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия все время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки – быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды – нежные, переливчатые.

                Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремиться ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряженно, встревоженно, порывисто. В конце вступает весь оркестр – грозно, беспокойно. Послушайте весь фрагмент целиком еще раз.

                Теперь послушайте другой знакомый вам фрагмент – прощание принца и девушки-лебедя перед рассветом. Прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид»).

    Дети.В начале ив конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части – радостная.

    Муз. Рук.Да, средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части – очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. В начале звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поет низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Оба эти инструмента похожи друг на друга, но у них разный тембр. У скрипки высокий звук, а у виолончели низкий. Эти струнные инструменты обладают красочными, выразительными тембрами. Мелодия как бы с трудом поднимается все выше, но в конце поникает с грустью. Послушайте весь фрагмент целиком.

                Теперь давайте послушаем «Танец лебедей». Какая музыка по характеру?

    Дети:Это вальс.

    Муз. Рук.Давайте выберем несколько девочек, которые попробуют потанцевать вальс так же легко, радостно, как его танцуют лебеди (Звучит вальс).

                Сейчас вы услышите следующий фрагмент. Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент из балета – «Танец маленьких лебедей». Какая изящная, грациозная музыка.

                 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия с использованием ИКТ-технологий «Сказка про трёх друзей» для детей 4-5 лет

    представлен конспект занятия с использованием ИКТ-технологий  по познавательному развитию «Сказка про трёх друзей» для детей 4-5 летЦель: формировать элементарные математические представления чер...

    Конспект занятий по слушанию музыки в старше группе песни "Воробышек" Птичкина.

    1-е занятие.Сегодня мы послушаем песню, а о чем в ней поется, вы сами догадаетесь, если отгадаете интересную загадку.Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетает.Подбирает быстро крошкиИ спаса...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кто живёт в реке и в озере"

    Цель: формирование представлений об обитателях  пресных водоемов(рек, озер),  их образе жизни и значении.Задачи:1)Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности...

    Конспект занятия с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича «В гостях у сказки» (вторая младшая)

    Конспект занятия с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича«В гостях у сказки»(вторая младшая)...

    Конспект занятия по слушанию музыки в старшей группе « Куры и петухи» композитора Камиля Сен-Санса.

    Дети: расширят свои представления о жизни домашних птиц и их повадках; познакомятся с биографией композитора К. Сен-Санса; прослушают сюиту "Куры и петухи"; рассмотрят музыкальные инструменты; посмот...

    Конспект занятия по слушанию музыки П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

    Конспект занятия по слушанию музыки П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»Возраст; 5 - 6 лет.Сроки выполнения- одно занятие.Цель - Продолжать прививать интерес к классической музык...