Концепция «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
материал

Работу с детьми я считаю очень интересной и увлекательной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_po_her.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Подготовила: Хухарева Р.М.

Введение

Любовь воспитателя к детям - это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребенку: покладистому и трудному, подвижному, медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.

Нам, воспитателям, доверено самое дорогое - ДЕТИ!

Работу с детьми я считаю очень интересной и увлекательной. Я долго думала, на что сделать основной упор в воспитании ребят. И пришла к выводу, что в последнее время стала актуальна проблема теории и практики художественно-эстетического воспитания.

И мне хотелось бы вспомнить цитату Льва Семёновича Выготского, который сказал:

«Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое».

Художественно-эстетическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно влияет на познание нравственной стороны, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность.

1. Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников

1.1. Содержание образования (выбор программ и технологий)

Работа в группе строится в соответствии с требованиями «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Н. А. Васильевой.

В своей работе я использую дополнительную литературу:

• Г. Н. Давыдова «Пластинография»;

• Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»;

• И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» ФГОС ДО;

• И. В. Новикова «Объемная аппликация в детском саду».

1.2. Создание условий для художественно-эстетического развития (создание предметно-пространственной среды)

Одним из главных условий художественно-эстетического развития является правильная организация предметно-пространственной среды.

Для развития художественно-эстетического восприятия детей я изучила и проанализировала психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

В группе мною были оформлены уголки:

- Уголок изобразительной деятельности;

- Театральный уголок;

- Книжный уголок;

- Живой уголок.

Эффективно использую раздевалку и коридоры: в них размещаю выставки фотографий, рисунков детей, подделок из природного материала.

Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

1.3. Организация образовательного процесса

Взаимодействие педагога и детей осуществляется в форме партнёрских отношений, с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

• Групповая и подгрупповая организованная образовательная деятельность;

• Праздники;

• Развлечения;

• Конкурсы;

• Недели творчества;

• Выставки рисунков и подделок;

• Экскурсии;

• Дидактические игры и т. д.

Для дополнительного образования воспитанников в нашей группе созданы кружки:

• Кружок «Семицветик»

Целью является: формирование у детей умения создавать выразительный образ доступными выразительными средствами. Развитие у детей художественных способностей. Создание условий для творческого самовыражения ребенка.

Детям дается возможность создавать работы, не имея даже никаких художественных навыков. При этом у них развивается мелкая моторика, воображение. Здесь присутствует как традиционная техника рисования, так и нетрадиционная.

 Кружок «Умелые ручки»

Целью является: формирование у детей практических навыков работы с разными материалами и инструментами. Развитие детской инициативы, фантазии. Привитие детям эстетического вкуса, удовлетворения от выполненной красивой поделки.

Работа ведется с использованием природного материала, бумаги, бросового материала. На занятии дети проявляют инициативу в создании картин, поделок. При этом у них развивается мелкая моторика, фантазия, дети учатся работать с такими материалами, как: сухие листья, желуди, цветы, вата, картон, салфетки и т. д.

Я разговариваю с ребятами обо всем, что попадается на глаза - о растениях (какое дерево большое, а куст маленький, о животных, о людях, о времени (ночью мы. спим, а днем. гуляем).

Я постоянно поддерживаю интерес к изобразительной деятельности. Поэтому на занятиях я знакомлю детей с разнообразными видами и техниками рисования. Всё необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.

Одним из используемых мной нетрадиционных средств развития художественно-эстетического восприятия является использование прозрачного мольберта.

На занятии мы используем различные техники рисования на мольберте.

1. Рисование пальцами и ладошкой: рисуя пальчиками или ладошками, при тактильных ощущениях, у детей развивается мелкая моторика, сенсорное восприятие, зрительное восприятие, воображение. Такие занятия очень интересны детям, они с удовольствием создают картины на стекле. Детки младшего возраста нуждаются в посторонней помощи, тогда, ребенок рисует с одной стороны, а я помогаю ему, рисуя с обратной стороны мольберта;

2. Поролоновые рисунки: из поролона мы делаем самые разнообразные маленькие геометрические фигуры. Обмакиваем их в краску и методом штампов наносим изображение. При этом мы вспоминаем геометрические фигуры, беседуем о том, какой предмет мы можем нарисовать с помощью определенной фигуры. На таких занятиях у детей развивается не только художественно-эстетические качества, но и познавательные;

4. Точечный рисунок: мы берем ватную палочку, окунаем в краску, затем ставим ее перпендикулярно к стеклу и начинаем изображать рисунок.

На занятиях с мольбертом у детей развивается: общая и мелкая моторика, сенсорное восприятие, речь и мышление (в процессе восприятия и отображения). Происходит коррекция зрительного восприятия, преодолеваются недостатки развития личностных качеств (неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость и т. д.)

Приобщая детей к народному искусству, я обратилась к народному промыслу - дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Чтение художественной литературы тоже немало важно в художественно-эстетическом развитии ребенка. После прочтения какого-либо произведения, я даю возможность высказать детям свое мнение. Мы ставим спектакли, зарисовываем понравившегося героя произведения, создаем аппликации на тему прочитанной сказки, делаем выставки своих работ.

2. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс

Наиболее удачной формой организации процесса развития художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста, стала совместная деятельность взрослых и детей. Благодаря совместной работе с родителями были созданы проекты.

• Огород на окне: совместно с родителями и детьми был сконструирован этот проект, мы посадили зеленый лук, установили забор, большой дом. Дети следят за растениями каждый день. Благодаря этому проекту, у детей развивается чувство ответственности, познание. Им интересно наблюдать за ростом лука, проводить эксперименты;

• Наше село: проект создан совместно с родителями и детьми. Были сконструированы дома из бумаги и картона, сделана дорога со светофором и пешеходным переходом. Получение знаний о родном селе способствуют привязанности, любви к родному краю. Дети узнают обычаи, традиции родного села, у них развиваются патриотические чувства, творческие способности.

Мы создаем выставки совместного творчества детей и родителей. Наши родители вместе с детками проявляют фантазию, творчески подходят к работе.

Мною были проведены консультации для родителей: «Значение художественно-эстетического развития дошкольника», «Роль прозрачного мольберта в развитии художественно-эстетического восприятия».

Провела групповое родительское собрание на тему: «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

3. Координация работы с другими учреждениями

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей.

Заключение

В результате проделанной работы дети приобрели:

• Умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;

• У них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;

• Приобрели способность понимать и замечать изображения знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;

• Проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающем мире и искусстве;

• Используют разнообразные средства и техники при передачи художественных образов;

• Приобрели уверенность в своих возможностях;

• Пропала скованность, застенчивость.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников не только обеспечивает художественно-эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребенка, способствует формированию нравственности.

Мне очень хочется, чтобы у детей пробуждалась вера в свои творческие способности, индивидуальность, вера в то, что ребенок пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить радость.

Поэтому, я планирую продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому развитию в соответствии с федеральными государственными основными стандартами дошкольного образования.

Список литературы

1. ФГОС ДО (https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/);

2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации;

3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для пед. вузов / ред. Е. А. Дубровская, С. А. Козлова -Москва : Академия, 2008. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...

ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЛОГОСКАЗКИ  В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДАПО  РАЗВИТИЮ РЕЧИ  И  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ     В работе с детьми, имеющими р...