Сказка "Табан хурган"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Бадмаева Наталья Павловна

Сказка "Табан хурган"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_taban_hurgan.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по бурятскому языку по сказке

А. Тороева «Табан хурган» для детей подготовительной группы

                           

Интеграция по образовательным областям: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,

Цель: Формировать интерес к познанию бурятского фольклора

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с содержанием сказки.

-стимулировать желание описывать состояние героев, их настроения, свое отношение к событию в монологической форме.

- развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию сказки, сформировать свое отношение к героям сказки, дать оценку, делать обобщения и выводы.

Речевые:

- Обогатить  словарь детей новыми лексичискими единицами: hайханхургад (красивые  –  гоёхон,  жаахан  - милые, тоомтой  - послушные, хулуухадамуу - воровать плохо, ажалхэхэдэhайн - работать хорошо).

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать честность, порядочность.

-воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему имени.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей. 

- Как будет слово рука на бурятском языке.

Дети: -Гар.

- Давайте скажем все вместе. Энэгар. Это рука.

- На руке – пальцы (хургад).

У каждого пальца на руке есть имя. Давайте  вспомним  названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

- Как называется большой палец руки на бурятском языке?

Дети:- Эрхы

Воспитатель: Этот палец как называется? (показываю мышкой на указательный палец).

Дети: Долёобор.

Все: Долёобор.

Воспитатель: Следующий палец на бурятском языке называется как?

Дети: Дундахурган.

Воспитатель:  Четвёртый палец как называется?

Дети: Нэрэгуйхурган.

Воспитатель: Энэхурган (показываю мышкой на мизинец)

Дети: Шэгшы.

Воспитатель: Дети, ещё раз правильно по порядку назовите все пальцы руки на бурятском языке.

Дети: Эрхы, долёобор, дунда хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы.

Воспитатель: Давайте, теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке.

Дети: Нэгэн, хоёр, гурбан, дурбэн, табан.

Все: Табанхургад.

Воспитатель:  Ребята, хочу вам рассказать одну бурятскую сказку: «Табанхурган».

Итак, слушайте внимательно сказку: «Табанхурган». (Рассказывание сказки воспитателем).

Ребята, о чем эта сказка? Что надумали большой и указательный пальцы.  Большой палец  надумал своровать овечку. А  указательный палец решил ему помогать.

- Поступок, который хотят совершить большой палец и указательный  плохой или хороший? (плохой)

- А почему? (они плохо поступают, нельзя воровать)

Воспитатель: Большому пальцу и указательному пальцу надо подсказать, что воровать  это очень плохо!

Дети: Большой палец и указательный палец, надо знать, что воровать плохо!

Воспитатель: Хулуухадамуу!

Дети: Хулуухадамуу!

Воспитатель: Ребята вспомните и скажите, что говорил средний братец?

Дети: Средний палец знает о том, что воровать плохо.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение – каждый из нас потеряет свое имя!

Воспитатель: Того, кто ворует как называют?

Дети: Вор! Вор!

Педагог: Это выражение приятное?

Дети: Неприятное!

Воспитатель: Очень неприятное! Средний братец понимает, что воровать плохо. Средний палец переживает и волнуется за братьев, чтоб они не пошли на это плохое дело, если же они своруют, то братьев будут называть: «Вор! Вор! » не будут называть, что это большой палец, а это указательный палец. Средний палец очень переживает за братьев. Средний братец хочет, чтобы у каждого брата было своё имя (большой палец – эрхы, указательный палец - долёобор) .

Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, что говорил безымянный палец.

Дети: Мне всё равно! Я своё имя смешаю с землёй, золой! Мне всё равно!

Воспитатель: Каким вы видите этого братца?

Дети: Плохим!

Дети: Плохо говорит о своём имени.

Воспитатель: Безымянный палец не ценит свое имя. И ему все равно как его будут называть. Т.е. он не дорожит своим именем.

 Воспитатель: Мы с вами живём в России, есть такой закон, который гласит о том, что каждый гражданин имеет право на имя, фамилию, отчество. И каждый человек должен гордиться, радоваться своим именем, фамилией, отчеством.

Педагог: Что мы можем сказать безымянному пальцу?

Дети: Безымянный палец, люби своё имя, береги своё имя!

Педагог: өөрынгөөнэрэдэдуратай бай!

Дети: өөрынгөөнэрэдэдуратай бай!

Педагог: Дети, что вы скажите о самом младшем братце – мизинец.

Дети: Он очень умный! Очень хороший! Очень строгий!

Воспитатель: Шэгшыбэрхэ!

Дети: Шэгшыбэрхэ!

Воспитатель: Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку: «Табанхурган», через эту сказку вы поняли, что такое хорошо и что такое плохо. Узнали о том, что друг к другу надо относиться заботливо, беречь своё имя, фамилию.

Динамическая пауза: «Тобтобтоборооб»

Ребята, мы с вами немного отдохнули. А теперь, я предлагаю сесть за столы.Описание: Хочу такой сайт

 У вас на столах лежит картон оранжевого цвета. Я предлагаю каждому обвести свою ладошку и вырезать.  А что  получится из наших ладошек-  вы узнаете в конце нашего занятия.

Самостоятельное выполнение задания. Дети обводят свои ладошки и вырезают.

Воспитатель: Ребята, а теперь подходите к доске и приклейте свои ладошки  по краю круга. Смотрите, что у нас получается.

Дети: солнышко.

Воспитатель: У нас получилось солнышко. А наши ладошки превратились  в солнечные лучики. И я очень надеюсь,  ребята, на то, что ваши руки будут всегда совершать только хорошие поступки, делать только добрые тела. И дарить  всем тепло,  как эти лучики солнца.

Рефлексия:Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку: «Табанхурган», У каждого пальца на руке есть имя. Давайте  вспомним  названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Каким был болшой палец?

……………указательный палец?(ответы)

……………средний палец?(ответы)

……………безымяный палец?(ответы)

……………мизинец?(ответы)

Через сказку «Табанхурган» о чём вы поняли? (ответы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган» в первой младшей группе.

           Игра  – одна  из лучших способов развития  речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку  удовольствие и радость, а эти чувства ...

Дидактическое пособие "Табан хурган"

Игра предназначена для запоминания названий пальчиков на бурятском языке: Баарбаадай, батан туулай, тоохон тобшо, толи байса бишиихан шэгшуудэй, а также  для  описывания предметов и разучива...

Конспект по сказке А. Тороева "Табан хурган"

Конспект ООД по сказке А. Тороева "Табан хурган" в старшей группе...

ПРОЕКТ "Табан хурган"

Использование пальчиковых упражнений при работе с дошкольниками (5-7 лет) на уроках бурятского языка...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган»

Игра  – одна  из лучших способов развития  речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку  удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют...

Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева «Табан хурган» для детей старшей группы

Конспект занятия по бурятскому языку  по сказке А. Тороева «Табан хурган»для детей старшей  группы...