Взаимодействие природы и творчества в развитии ребенка.
статья (подготовительная группа)

Камышева Юлия Сергеевна

В статье рассматривается образ природы как развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.  В педагогической практике изобразительное искусство как и окружающая нас природа,  предоставляет широкие возможности для развития воображения и творческого мышления при помощи инструментов природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vzaimodeystvie_prirody_i_tvorchestva_v_razvitii_rebenka.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.4

Взаимодействие природы и творчества в развитии ребенка.

©2023 Ю. С. Камышева,

воспитатель д/с №149 «Ёлочка»

АНО ДО «Планета Детства «Лада»

г.о.Тольятти

e-mail julia22nemc@gmail.com

В статье рассматривается образ природы как развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.  В педагогической практике изобразительное искусство как и окружающая нас природа,  предоставляет широкие возможности для развития воображения и творческого мышления при помощи инструментов природы.

Ключевые слова:дошкольное образование, природа, окружающий мир,  дети, дети с ОВЗ, художественно-эстетическое развитие.

The article examines the image of nature as the development of creative abilities in preschool children. In pedagogical practice, fine art, like the nature around us, provides ample opportunities for the development of imagination and creative thinking using the tools of nature.

Key words: preschool education, nature, the world around us, children, children with disabilities, artistic and aesthetic development.

Эстетическое чувство, получаемое

человеком от природы, должно

возвыситься на ступень эстетического

вкуса, приобретаемого воспитанием и

развитием.

В.Г.Белинский

Всё живое, так или иначе тесно связано с природой. Природа, это не только великий учитель, но и воспитатель духовной и творческой личности человека, источник его вдохновения и красоты.

Дети постоянно находятся в контакте с природными явлениями. Они любят всё, что их окружает : цветы, жуки и бабочки, летающие по небу, птицы, яркое солнце, искристый снег, летние цветы. Это привлекает их внимание и желание узнать больше об окружающем мире.

Что увидели и запомнили дети в детстве, останется с ними на всю жизнь.

Уже с самого раннего детства ребенок сталкивается с образом природы. Как? Где? Это происходит на прогулках: приметить интересной формы лист или веточку, сделать куличик в песочнице, а потом украсить его камушками или листочками и тд., всё это непроизвольно формирует образное мышление и воображение.  

Природа может пробуждать любознательность, оказывает влияние на органы чувств, активизирует сенсорное развитие и способствует формированию прекрасного. Ребенок, в своём творчестве, описывает природу так как он представляет это на самом деле. Стремление передавать увиденные в рисунке, лепке, аппликации образы природы ближе к пониманию природных явлений и предметов. Знакомясь с природой у детей дошкольного возраста формируются познавательные и образные процессы, развиваются психические процессы, познающие природу и отражающие ее в художественном творчестве, анализе, сравнении, обобщении, воображении, положительном эмоциональном отношении к жизни и творчеству.

В природе все гармонично и всё закономерно: весной пробуждается всё живое – набухают почки на деревьях, пробивается новая зелёная травка, прилетают птицы, просыпаются насекомые и звери. Одним словом всё оживает. Лето. это буйное изобилие красок, тепло солнца и легкость ветра, запах озона после грозы и радуга на небе, зелень кругом. А осень это постепенное затухание природы. но не менее красивое время гола – изменяются цвета природы с зеленого на желтый, оранжевый, багряный и наступает зима и всё снова засыпает. Так, наблюдая за изменениями в природе дети проявляют интерес, у них появляется эмоциональный отклик, который проявляется, непосредственно,  в творчестве.

Во время прогулки дети наблюдают за природой, ищут в ней образы, схожие с образами животных, птиц, цветов и тд., а после прогулки рисуют лес, поле и облака.  Общение детей с природой обогащает их знания об окружающем мире и раскрывает творческие способности. Творчество детей обогащается новыми образами. Красота всех природных явлений вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Знакомство детей с природой через творческую деятельность обогащает их творчество новым содержанием и позволяет воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдая за природой, листьями, ветками, палочками и камешками, дети начинают анализировать, во что превращаются эти предметы при обработке. Природа вызывает любопытство, стимулирует органы чувств, способствует сенсорному развитию и формирует чувство прекрасного. Природа - это среда обитания человека, источник его жизненных сил, природа вдохновляет его. Поэтому очень важно научить человека понимать и ценить красоту и богатство природы.

Собственная художественно-изобразительная деятельность детей способствует углублению и закреплению знаний о первозданной природе, месте и роли человека, живущего в гармонии с ней: Осенние листья, овощи и фрукты в октябре; морозные узоры и пейзажи зимой; сосульки, первые цветы и зелень весной; разнообразные цветы, насекомые и птицы летом. Любовь к природе воспитывается через развитие творческих способностей и навыков наблюдения. Глина, пластилин, всевозможные аппликации, крупы, ткани, природные материалы, пластиковые ткани, рисование с помощью растительных элементов - все это способствует воспитанию у дошкольников любви к природе.

Библиографический список.

1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения

социального опыта. - М.: Педагогика, 2001г. - 240с.

2. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение,

2005г. - 55с.

3. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. - М.: Советский художник, 2003г. - 79с.

4. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду.

- М.: Педагогика, 2001г. - 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"

Народное творчество – наилучшие запоминающиеся искорки, блистающие на фоне многовековой жизни людей....

Утреннее взаимодействие «КРУГ» как условие целостного развития ребенка.

Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности?...

Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста.

Русский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколен...

Конспект НОД «У страха глаза велики» в средней группе. Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка

Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка Задачи: ·        продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;·...

Родительское собрание «Роль изобразительного творчества в развитии ребенка»

Родительское собрание «Роль изобразительного творчества в развитии ребенка»...

Детское творчество и развитие ребенка

Детское творчество и развитие ребенкаВсе мы помним свое детство, когда большинство из нас еще в дошкольном возрасте проявляли всю свою творческую натуру. Рисование, театральная импровизация, сочинение...

Самообразование воспитателя на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

Цель:Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.Задачи:o Подбор литературы по данной теме;o Определить уровень знаний у...