Проект с детьми 6-7 лет "Моя мала Родина"
проект (подготовительная группа)

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Проект с детьми 6-7 лет "Моя мала Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_detmi_6-7_let_moya_malaya_rodina.docx306.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад

комбинированного вида «Рябинушка»

                                                                         Подготовила

                                                                           учитель- логопед

Махмудова З.А.

                                     

город Покачи

                                                 2023 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего,   пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.  

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родному краю, стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Актуальность проекта на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и поэтапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.

Большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач, которую необходимо решить в период дошкольного детства.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель проекта: Формирование любви к   малой Родине на основе исторических, национальных, природных особенностей родного округа и толерантного отношения к представителям других национальностей, проживающих в округе Югра.

Задачи проекта:

1. Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа.

2. Развивать коммуникативные навыки, познавательную активность в изучении мира природы и образа жизни коренного населения севера.

3. Расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, социально-экономической значимости округа.

4. Воспитывать уважения к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям.

Мною был разработан и реализован проект «Моя малая  Родина » для воспитанников подготовительной группы, имеющий нравственно-патриотическое содержание.

Проект «Моя малая Родина»

Проект: долгосрочный, групповой, познавательно – информационный.

Обоснование: Метод проекта наиболее приемлем в системе организации нравственно-патриотического воспитания, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Участники проекта

  • воспитатели
  • дети
  • родители

Сроки реализации: сентябрь – май

1 этап.   Разработка проекта

1. Разработка тематического планирования проекта.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.

4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

2 этап.  Выполнение проекта

Деятельность

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность:

-Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Мир растений», «Мир животных», «Кто где обитает », «Установи чум», «Выложи герб», «Собери флаг» «Собери карту», «Загадай, мы отгадаем», «Найди животное по следу», «Путешествие по Югре», «Назови ягоды (грибы, деревья)», «Собери грибы в корзинку», «Лиственное или хвойное», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Слушай, не зевай», «Кто, как кричит?».

-Подвижные игры: «Бабушкины игры», «Важенка и оленята», «Перетяни канат», «Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Стрельба»; народные игры: «Хейро», «Полярная сова», «Волк и олени», «Ручейки и озера»;

-Сюжетно-ролевые игры: «Чум», «На рыбалке» «Стойбище оленеводов», «Путешествие в лес».

Познавательное развитие:

-Познавательные минутки: «Природные богатства нашего края»,«Рыболовство», «Медведь - священное животное ханты и манси», «Растительный мир тайги», «Медвежьи игрища», «Природа и мы», «Землянка - одно из древнейших жилищ ханты и манси», «Древние орудия рыбной ловли», «Ханты и манси - таежные жители», «Рыболовство - один из главных промыслов - ханты и манси», «Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства», «Вороний праздник», «Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО»;

-Рассматривание иллюстраций: «Пушные звери нашего края», «Северные олени», рассматривание иллюстраций, фотографий ХМАО;

-Викторина «Знаешь ли ты свой край?»;

-Просмотр презентаций: «Моя Югра», «Красная книга ХМАО», «Человек и северный олень».

Конструирование :

-Конструирование чума из счетных палочек.

Художественно – творческая деятельность:

-Рисование: «Зайчиха с зайчатами», «Северный олень», «Животные Югры»;

-Рисование животных, ягод, грибов по трафарета; раскраски «Национальные костюмы наших народов»;

-Аппликация «Флаг моей малой Родины», «Дары Югры», «Где-то на белом свете», «Стадо оленей»;

-Лепка «Дары родной природы», «Животные нашего края», «Птицы Югры», «Растения округа»

Развитие речи:

-Беседы с детьми «Кто заботится о нашей природе?» «Здравствуй, Югра, я твой житель», «Жизнь и быт коренных народов», «Это интересно», «Ханты и манси –коренные жители ХМАО», «Я - житель севера», «Природа родного края»;

-Чтение и заучивание потешек;

-Составление рассказов из личного опыта на тему «Мой родной край»;

-Знакомство с русскими народными сказками и сказками народов Югры.

-Составление описательных загадок о лесе, ягодах и грибах.

Ознакомление с художественной литературой:

Чтение рассказов     В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»);

Сутеев «Под грибом»;

Алиева Н. «Гриб-волшебник»;

Толстой А. «Грибы»;

Павлова Н. «Земляничка»;

Сказки народов Севера «Сказки бабушки Аннэ»;

«Стихи и песни» В. Калинушкина.

Формы и методы работы с родителями:

-оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;

-художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы;

-консультации: «Мы живем в Югре», «Поможем детям узнать о родном крае»;

-привлечение родителей к пополнению уголков краеведения альбомами: «Животный и растительный мир ХМАО», «Промыслы ХМАО», «История ХМАО», «Игры народов ханты и манси», «Орнаменты».

3 этап.   Презентация проекта

Главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Первый этап работы с дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству.

Нравственные качества личности можно развить  с помощью детского фольклора,  или устного народного творчества. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Эти произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка старшего дошкольного возраста. В работе с детьми использовался такой вид устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки из фольклора коренных народов Севера. Объяснялось детям, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Воспитывая у детей любовь к своему краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т.д.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в процессе работы над проектом при ознакомлении детей с родным краем использовалась художественная литература, иллюстрации и т.д., что чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами.

Игра – ведущая деятельность дошкольников. Именно в игре происходит социализация маленького человека, легко прививаются нравственные качества, толерантность, а также происходит знакомство с культурой человеческого общества. Поэтому важное место в проекте принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. В процессе реализации проекта у детей появляются свои любимые игры.

Организация художественно-творческой деятельности по проекту призвана углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать авторское видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей. В процессе данной деятельности проходит ориентирование детей на освоение общечеловеческих ценностей, уважение прав и достоинств другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому, проект не может быть реализован без участия родителей. Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечении родителей психолого-педагогической информацией, вовлечении членов семьи к работе над проектом, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Оказывалась педагогическая поддержка семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы. Родителям советовали и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как посещение краеведческого музея. Результатом работы, проводимой с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своему краю, стране.

  1. Оценка эффективности работы.

Данный проект реализовывался в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет в период с сентября по май.

В начале и в конце учебного года проводилась диагностика уровня знаний и преставлений детей по познавательному развитию.

Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, реализация данного проекта эффективно повысила результативность работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Заключение

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

Вывод. В перспективе в подготовительной группе планируется расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
  2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
  3. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  5. Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П.О., 1994.
  6. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность родителей с детьми на тему: «Моя малая Родина»

Интеграция образовательных областей: Коммуникация Познание Социализация Безопасность Музыка Чтение художественной литературы Художественное творчество Цель: формирование элементарных представлений вос...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ детской викторины название интегрированной формы работы педагога с детьми по теме «Моя малая Родина»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯдетской викторины название интегрированной формы работы педагога с детьми  по теме «Моя малая Родина»...

КОНСПЕКТ детской викторины название интегрированной формы работы педагога с детьми по теме «Моя малая Родина» название темы

Образовательные задачи1. Формировать у детей представления о родном городе, гербе, о памятниках, о реке Волге , о Жигулевском заповеднике,  о народах Поволжья (ПР).  2.  Стимулировать ж...

Конспект напосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Моя малая родина -Вязники"

Конспект НОД для детей подготовительной группы с использованием регионального компонента...

Беседа с детьми старшей группы :«Моя малая Родина» (из прошлого в настоящее)

Памятник «Первым комсомольцам-строителям Магнитки» находится в сквере на улице Чапаева города Магнитогорска Челябинской области....

Беседа с детьми о большой и малой Родине.

В.СтепановЧто мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном.Что мы Р...