Проект по экологическому воспитанию «Мир вокруг нас»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Барсегян Светлана Сергеевна

Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, способствует практическому взаимодействию детей с окружающей природой.

 

Вид проекта: долгосрочный 2022 – 2025 гг. Познавательно- исследовательский.

 

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников, специалисты ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование.

Детский сад № 59.

Находка.

Проект по экологическому воспитанию

«Мир вокруг нас»

Проект   «Мир вокруг нас»направлен на экологическое воспитание детей

дошкольного возраста.

Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, способствует практическому взаимодействию детей с окружающей природой.

Вид проекта: долгосрочный 2022 – 2025 гг. Познавательно- исследовательский.

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников, специалисты ДОУ.

Руководители проекта:  Маслова Т.А.

Актуальность проекта:

Острота современных экологических проблем, выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу, воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей.

 Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать в своей работе, наиболее эффективные педагогические средства и способы. Одним из таких эффективных средств является - «Экологическая тропа», представляющая собой маршрут на местности, позволяющий детям наглядно, в естественных условиях (а не по картинкам), знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, получать элементарный природоохранный опыт. Организация «Экологической тропы» – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью такой тропы углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Работа на «Экологической тропе» способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне «Экологической тропы».

Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. «Экологическая тропа» может использоваться во все сезоны года.

Цель проекта: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе посредством специально оборудованного маршрута «Экологическая тропа» в детском саду.

Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности, будет эффективным при соблюдении следующих условий:

будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;

экологическое образование будет учитывать специфику природных условий;

будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:

изучить проектный метод в системе экологического образования дошкольников;

разработать проект и апробировать в системе воспитания детей  дошкольного возраста;

Проанализировать теоретические основы создания «Экологической тропы», выявить её объекты и обозначить маршруты.

 Разработать модель «Экологической тропы» детского сада, привлечь педагогов, специалистов ДОУ и родителей к её созданию.

Сформировать познавательную активность дошкольников и систематизировать знания детей в процессе деятельности в зоне «Экологической тропы».

 Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за объектами живой природы, по охране и защите природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

сделать выводы по результатам реализации проекта;

Ожидаемые результаты.

Дети:

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

- Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители.

- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально -познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги.

- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

На территории МБДОУ образуется предметно-развивающая среда - «Экологическая тропа».

Этапы реализации проекта

этап – подготовительный.

1.Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию. Анкетирование педагогов.

2. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

3. Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропы.

2 этап – содержательный.

1.Организация на территории МБДОУ предметно-развивающей среды - «Экологическая тропа». Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для проведения опытов, наблюдений, игр.

2. Выбор вместе с детьми – «хозяина тропы».

3. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

4 Разработка методических рекомендаций по использованию маршрутных объектов.

5. Составление правил поведения на экологической тропе.

6. Составление паспорта экологической троп

3 этап –заключительный (рефлексивный).

 - Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

 - Разработка плана дальнейшего использования предметно-развивающей среды - «Экологическая тропа», для повышения экологической грамотности последующих участников образовательного процесса в ДОУ.

- Оформление методических материалов по итогам реализации проекта.

этап – подготовительный.

Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию.

 Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы c дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

В ДОУ был проведен анализ состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

 В группах ДОУ созданы следующие условия для экологического воспитания детей: имеется познавательная литература, в некоторых группах паспорта растений (в соответствие с возрастом), иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. Имеются дидактические игры – «В мире животных», «Ребятам о зверятах в лесу», «Большие и маленькие», «Закономерности». «Учимся бережному отношению к природе» и т.д. Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Во многих группах высаживается лук, тюльпаны и веточки растений. Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется ; оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена, фасоль и т. д.; альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Растения»; «Грибы», «Жизнь в море»; «Цветы», «Комнатные растения»; «Кто и что и как растет» «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения».

Экологическое развитие детей осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей. Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса, в ходе режимных моментов (прогулка), а также проводилось анкетирование с целью выявления трудностей в процессе организации и проведения экологической деятельности детей и оценки профессионального мастерства педагогов.

Анкета для воспитателей.

«Экологическое воспитание детей»

1. Ф. И. О

2. Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3. Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?

4. Ощущаете ли вы по детям своей группы, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок много рассказывает о природе, просит родителей завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д.)

5. Как вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?

6. Знакомите ли вы детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?

7. Как оцениваете работу в ДОУ по данному вопросу?

8. Ваши предложения, пожелания по вопросу экологического воспитания в ДОУ.

9. Какие трудности вы испытываете в процессе организации и проведения экологической деятельности детей?  

 10. Какие объекты природы в вашем крае подлежат охране?

11. Объясните понятия «экологическоевоспитание»«экологическая культура».

12. Сформулируйте задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

13. В каких программах задачи экологического воспитания дошкольников представлены наиболее полно?

14. Какие глобальные экологические проблемы современного мира вам известны?

15.Имеется ли в группах ДОУ познавательная литература экологической тематики?

Имеются ли в группах в достаточном количестве дидактические-  экологические игры?

16. Оформляются ли в группах -альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал?  

17. Имеется в вашей группе -календарь погоды?

18. Поддерживаете ли вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В частности, создание «экологической тропы», на территории ДОУ?

Анализ анкетирования  показал, что воспитатели знают программные цели и задачи экологического воспитания детей своей возрастной группы, знают и применяют различные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности, такие как: познавательно-исследовательская деятельность детей в природе, организация наблюдений в природе, знакомство с художественной литературой, организация коллективного труда в природе, прогулки и др. Знают и применяют различные методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.

 Экологическое образование дошкольников мы рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна, чем с детьми.

Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи «Наши домашние питомцы», участие в акции «Птицы – наши друзья» изготовление кормушек.

Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Экологическое образование в семье», с целью выявления отношений родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реальном существовании в семье. Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 50 человек, родителям были предложены следующие вопросы:

Что такое экология? Лишь 20% родителей смогли ответить более точно, что говорит о незнании данного раздела;

На вопрос «Есть ли у Вас комнатные растения?» 98% родителей ответили положительно;

71 % родителей ответили положительно на вопрос «Имеются ли в доме животные»;

83 % родителей мастерили кормушку для птиц;

На вопрос «Читаете ли Вы ребенку книги о природе?» 75 % ответили положительно, 13 % — редко, 10 % — не читают;

На вопрос «Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?» 75 % ответили положительно, 17 % — редко, 6 % — отрицательно;

100% ответили положительно на вопрос «Любит ли ваш ребенок гулять по лесу»;

На вопрос «Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком» 46 % ответили часто,31 % — редко, 21 % — не бывают;

85 % родителей ответили положительно на вопрос «Знает ли Ваш ребенок название цветов, деревьев, ягод и т.д.», 2 % — ответили отрицательно, 13 % — знают, но мало;

77 % ответили положительно на вопрос «Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц», 8 % — редко, 8 % — ответили отрицательно;

На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 99 % ответили положительно;

На вопрос «Как вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» 100 % родителей ответили положительно.

 Анализ анкет показал, что большинство родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу.

Таким образом, по итогам анализа работы ДОУ по экологическому воспитанию, было установлено –педагогами ДОУ планируются разнообразные формы работы: экологические беседы, экскурсии, конкурсы, экологические акции, обсуждение проблемных ситуаций, трудовой десант, тематические недели и дни, ведение календарей природы, экологические выставки и экспозиции, проводятся экологические дидактические игры. Ознакомление детей с живой и неживой природой проводится на основе регионального компонента по экологии (природа Приморского края). Ведется работа с родителями.

Исходя из предложений и пожеланий педагогического коллектива, для того, чтобы работа по экологическому воспитанию носила более высокий познавательный эффект, на территории детского сада и в каждой группе решено организовать и сформировать развивающую среду для изучения объектов и явлений природы.

Задача дошкольного учреждения состоит не только в том, чтобы формировать навыки культуры поведения в природе, расширять представления о взаимосвязях в природе, но и способствовать приобретению навыков исследовательской деятельности. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют ему возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение дошкольников с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность.  Для детей такой вид деятельности – это первая проба сил в исследовательской работе. Это большой, творческий труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, вырабатываются навыки природоохранной деятельности. Традиционные способы и средства экологического воспитания детей дошкольного возраста не дают высокого результата. Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать наиболее эффективные педагогические средства и способы. Одним из таких эффективных средств является «Экологическая тропа», представляющая собой маршрут на местности, позволяющий детям наглядно, в естественных условиях (а не по картинкам), знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, получать элементарный природоохранный опыт.

Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.  В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми. В разное время можно посещать разные точки, даже одну

точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

Модель экологической тропы с учетом специфики территории ДОУ.

Экологическая тропа будет состоять из станций, каждая из которых представляет собой законченный тематический объект и выполняет определенные функции.

За каждым объектом закрепляются группы, которые будут:

- принимать непосредственное участие в создании станции;

- поддерживать на закрепленной за ними станции порядок, усовершенствовать ее;

- накапливать, систематизировать и оформлять материал по направлению деятельности станции;

- принимать участие в организации мероприятий на данной станции.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

Формы и методы работы:

С детьми:

- экологические беседы;

- наблюдения в природе;

- уроки доброты;

- экскурсии в природу;

- целевые прогулки;

- экологические акции;

- чтение художественной литературы;

- ситуации морального выбора;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- труд в природе;

- коллекционирование;

- выставки и экспозиции;

- экологические развлечения, досуги, праздники;

- экологические игры

- экологические сказки;

- инсценировки, театрализации;

- опытно-исследовательская деятельность;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия.

С родителями:

- субботники по облагораживанию территории детского сада;

- участие в конкурсах, выставках;

- участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

- участие в оформлении тропы, изготовлении элементарного оборудования;

- участие в дополнении экологической тропы новыми объектами.

Станции экологической тропы.

«Хозяин тропы».

Начало маршрута. Здесь расположена схема тропы. На этой точке дети знакомятся с объектами тропы, правилами поведения на тропе. К «хозяину тропы» дети могут обратиться за советом, получить новые знания, ответы на затруднительные вопросы, все, что касается природы.

2.  «Отель для насекомых» — это специальное строение, в котором могут поселиться полезные насекомые, такие как – златоглазки, божьи коровки, наездники, журчалки, жужелицы и пр. Данная конструкция поможет привлечь на наш участок полезных насекомых, за которыми дети с удовольствием будут наблюдать. Основу отеля для насекомых составляет деревянный каркас, поделенный на секции. Самое главное в обустройстве отеля для насекомых – собрать материалы, в которых полезные насекомые могут обустроить свой приют. Это пеньки, бруски, шишки, солома, трубчатые стебли, разнообразные ветки и др.

3.  «Метеоплощадка».

Это специально оборудованная площадка с различными приспособлениями для наблюдения за погодой. Она служит для ознакомления детей с элементарным прогнозированием состояния погоды.

Перечень планируемого метео-оборудования:

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое — облачную и дождливую.

Термометр — для измерения температуры воздуха.

Термометр водный – для измерения температуры воды.

Компас -  прибор для определения сторон света

Флюгер, ветряной рукав, вертушки из различного материала — приборы для определения направления и силы ветра.

Воздушные змеи и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер.

Солнечные часы — это круг с цифрами («циферблатом»), посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время.

Дождемер— служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления.

4.    «Огород».

«Огород» и «Цветочная станция» являются обязательными элементами «Экологической тропы», так как из всех видов трудовой деятельности доступной ребенку-дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Работая в огороде и на цветнике, дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевают целым рядом практических навыков. Совместная, дружная, продуктивная деятельность развивает чувство коллективизма и чувство ответственности за общее дело, доставляет детям удовольствие и радость.

Основные виды работ дошкольников на огороде:

- обработка почвы (вторичная перекопка, разбивка огорода на грядки, просеивание земли,

- посев семян

- высадка рассады (огурцы, капуста)

- рыхление и прополка

- полив и подкормка (используются только органические удобрения)

- сбор урожая и семян.

На огороде могут выращиваются культуры, неприхотливые и интересные для наблюдения. Зеленые (щавель, укроп, салат), луковые (лук-батун, лук репчатый), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная), плодовые (огурец, кабачок, тыква), корне- и клубнеплодные (морковь, репа, редис, свекла, картофель), бобовые (горох, фасоль).

5. «Цветочная мозаика».

Это множество клумб с разнообразными цветочными культурами, расположенными на территории детского сада и «ограниченная территория».

Растения для цветника – однолетние: бархатцы, астры, петуния, космея, настурция, львиный зев; двулетние – анютины глазки, гвоздика турецкая, незабудка; многолетние – флокс, пион, георгин, ирис, люпин.

Для цветника рекомендуется подбирать растения, которые цветут с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время.

6. «Аптека на земле».

Станция- «аптека на земле» знакомит детей с лечебными свойствами растений, формирует умение их различать и называть. Деятельность, осуществляемая на станции, схожа с деятельностью на объектах «Огород» и «Цветник».

     Растения, рекомендуемые для высаживания на объекте: тысячелистник, мята, мелисса, календула, душица, ромашка лекарственная, чабрец и др.

7.  «Цветущий кустарник».

«Цветущий кустарник»станция «Экологической тропы», насажденная различными породами кустарников (сакура, форзиция, сирень, жасмин).

 Станция формирует умение различать кустарник по внешним признакам, закреплять названия цветущих кустарников.       

Формы организации детской деятельности: Экскурсия в разное время года, наблюдение за сезонными изменениями в природе.

7.  «Береза». «Большой клён».

Станция формирует у детей умение различать деревья по внешним признакам, закреплять их название, строение. Растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) - листьями.

8. «Одуванчиковая поляна». Станция –открытое освещенное место, где растут одуванчики и другие травянистые растения. Наблюдать за массовым цветением. Это ранние медоносы, поэтому здесь можно увидеть много разных насекомых.  Дать представление о том, что природе важны все растения, а задача человека понять их предназначение.

9. Школа безопасности «Паучка-Весельчака».

На этой станции дети знакомятся с опасными природными объектами и явлениями, правилами безопасности поведения в природе. Могут обратиться к паучку за советом и поучаствовать в его викторинах.

10. «Птичий городок».

На данной станции размещены кормушки и поилки для птиц. Объекты для наблюдения- воробьи, синицы, поползни, голуби, сороки. Знакомим детей с повадками, условиями жизни, поведением птиц. Воспитываем желание заботиться о птицах, особенно в зимний период.

11. «Живая изгородь».

Станция – «живая изгородь», это ряд вьющихся растений, образующих сплошную стену. Для создания «живой изгороди» используют многолетние культуры: плющ, дикий виноград, хмель. «Живая изгородь» - эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха и защищает от пыли.

12. «Зона отдыха -«Сухой ручей».

Так как на территории детского сада невозможно создать искусственный водоем, было задумано создать станцию «Сухой ручей» - это имитация воды, сделанная из камней. Он будет заменять настоящий водоем и выполнять несколько функций:

- здоровьесберегающая (топтание по камешкам, массаж ступней ног);

- познавательная (по берегам ручья высаживаются растения, которые произрастают на берегах реальных водоемов);

- эстетическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Мир вокруг нас»

Есть на земле огромный дом,Под крышей голубой,Живут в нем солнце, дождь и гром,Лес и морской прибой.Живут в нем птицы и цветы,Веселый звон ручья.Живешь в том светлом доме ты,И все твои друзья....

Проект по экологическому воспитанию "Воздух вокруг нас"

Данный проект соответствует возрасту детей – 5-6 лет, проектно-исследовательская деятельность является наиболее эффективной для усвоения  новых  знаний и умений. В проектной  деят...

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Деревья вокруг нас" для детей младшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

Проект по экологическому воспитанию "Вода вокруг нас"

Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...

Проект по экологическому воспитанию "Мир вокруг нас"

У ребенка дошкольного возраста  происходит активное формирование эмоциональности, восприимчивости и огромного интереса к миру природы. Неправильные представления детей о природе часто способствую...