Сценарий развлечения «Таайтарыылаах танха киэьэтэ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ефремова Розалия Семеновна

сценарий развлечения в старшей группе «Таайтарыылаах танха киэьэтэ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanha.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- Детский сад №104 «Ладушка» городского округа «город Якутск»

Сценарий развлечения

«Таайтарыылаах танха киэьэтэ»

Творческая группа: Михайлова А.Г воспитатель

Ефремова Р.С педагог допобразования по якутскому языку

Лепчикова А.И педагог-психолог

Иванова Н.В тьютор

«Таайтарыылаах танха киэьэтэ»

Цель: познакомить детей с обычаями якутского народа (танха), развивать словарный запас, познавательные качества, воспитывать интерес к культуре и традициям родного края.

Ход развлечения:

Ведущие и дети наряжены в якутскую национальную одежду.

Обряд очищения: У дверей двое взрослых обмахивают с ног до головы входящих в зал детей дэйбиир (махалка из конских волос) и звонят колокольчиком. Дети входят в зал, садятся вокруг камелька.

Ведущий: Здравствуйте ребята, мы начинаем наше развлечение «Вечер гаданий Танха». Какое сейчас время года? Месяц? По якутскому календарю месяц январь называется Танха. Танха начинается с 7 января и заканчивается 19 января это период святых вечеров, во время которых совершаются таинства в самой природе. Они насыщены магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями. В это время из проруби выходят сюлюкюны - рабочие. Они находят пустые дома, куда можно привести других сюлюкюнов, они проверяют эти дома, если все их устраивает, они выводят из проруби своих жен и детей. Оказывается, в это время нельзя много и сильно шуметь на улице, а дома нельзя баловаться или ругаться. А в это время, долгими длинными вечерами дети садились вокруг камелька и рассказывали друг другу сказки, загадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки…

Давайте, ребята и мы попробуем!

  1. «Угадай сказку» (чтение отрывков из якутских сказок, дети должны угадать название якутских сказок)
  • «Старушка Таал-таал»
  • «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами»
  1. «Волшебные загадки » (дети отгадывают загадки)
  • на одном конце-чудак, на другом конце-червяк;
  • ни зверь, ни птица, а нос, как спица;
  • имеет два рога, четыре копыта, но при этом дает изобилие на столе.
  • шесть ног, без копыт, ходит не стучит;
  1. «Пословица недаром молвится»
  • волки и олени в одном стаде не бывают;
  • рано вставшая птичка клюв потирает, а поздно вставшая в глазах копает;
  • работящий человек никогда не пропадет;
  • от старого бери совет, от молодого дружбу;
  • конь сбрасывает седока на свою гриву и хвост, а бык на рога и копыта.

Ведущий: в эти дни, когда врата Подземного и Верхнего мира открыты, принято гадать. Существует много гаданий, с помощью которых вы можете узнать свое будущее или загадать самое заветное желание. Давайте, ребята и мы попробуем!

(дети делятся на группы и идут играть по станциям)

  1. станция. «Узнай свою профессию». Дети крутят барабан и угадывают свою профессию.
  2. станция «Тирэх быра5ыыта». Стоя спиной, подбрасывают варежку с орнаментом. Если варежка упала узором вверх, то желание сбудется. Если вниз-то нет.
  3. станция сюрпризный момент «Подсматривание проруба». Сидя вокруг проруба, дети с фонариком смотрят внутрь проруба. Под светом «фонарика» появляются жители подводного мира «сюллюкюны».
  4. станция «Собери картинки». На столе лежит снег, дети должны найти части картины и собрать его.

«А теперь, ребята, встаньте вокруг стола и посмотрите, что находится под снежком?» Под снежком дети находят части картины и собирают его. После этого они должны объяснить значение этого рисунка. После игры дети садятся вокруг камелька.

Ведущий: Ребята, что вы узнали сегодня? Как называется месяц январь по якутскому календарю? Что понравилось вам больше всего? Вот и закончилось наше развлечение. Молодцы ребята, пора нам попрощаться. Пусть этот год принесет вам только хорошее.

В конце мероприятия всех детей ждет угощение – якутские лепешки с молоком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в I младшей группе «Весеннее развлечение с Клоуном»

1) Проводить массаж пальцев перед проведением пальчиковой игры;2) Развивать координацию обеих рук, подвижность пальцев;3) Развивать навык нанизывания бусинок на шнур (веревочку);4) Развивать под...

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков» сценарий развлечения в 1 младшей группе.

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков»сценарий развлечения в 1  младшей группе. Цель: создать радостное, веселое настроение.Задачи: воспитывать активность, любозна...

Сценарий праздника- развлечения по правилам дорожного движения в подготовительной группе. Тиняева Ольга Петровна Г. Москва, ГБОУ Гимназия 1591 ДО 1693, корп.8 Сценарий развлечения по ПДД

Сценарий праздника- развлечения по правилам дорожного движения в подготовительной группе. Воспитатель -Тиняева Ольга Петровна Г. Москва, ГБОУ Гимназия 1591 ДО 1693, корп.8Сценарий развлечени...

Сценарий развлечения «Таайтарыылаах танха киэьэтэ» для детей подготовительнойгруппы “Мичээр”

Сценарий развлечения «Таайтарыылаах танха киэьэтэ» для детей подготовительнойгруппы “Мичээр&rdquo...

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....