Картотека игр по национально - региональному компоненту
материал

Андреева Алла Михайловна

Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры . Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно - пространственной среды, одним из элементов которой выступают  игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по национально – региональному компоненту

1.Игра «Красноярский край»

Цель игры:  Игра предназначена познакомить детей с фауной Красноярского края  упражнять в классификации животных, воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Материал: 9 больших карт с изображением различных животных Казахстана и 36 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила: заполнить карточками большую карту. игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все рисунки на большой картинке, считается победителем. Когда играют больше двух игроков, то игра не прекращается до тех пор, пока не выяснят, кто проиграл.


2."Мой любимый край".

Цель: развитие ценностного отношения к родному городу, краю, улицам, людям, которые в нём жили и живут, открытие личностных смыслов на материале истории родного края.

Ход игры:

Детям предлагают придумать как можно больше красивых слов, которые бы описывали родной край. "Я люблю свой край (город, деревню, поселок), потому что он (какой?) …"

3.«Кто носит эту шубку?».

Задачи:

Учить угадывать животное, опираясь на некоторые признаки внешнего вида. Углубить представление о характерных чертах живого объекта. Развивать память, монологическую речь, зрительное восприятие. Воспитывать силу воли.

Используемый материал:

Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо.

4. Русская народная подвижная игра «Дед Мороз»

Правила: По считалке выбирают Деда Мороза, он встает а центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают :

Дед Мороз, Дед Мороз,

Через дуб перерос,

Приносил подарков воз:

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветер вьюжит,

Метели кружат,

Холод стужу напустил,

На реке мост намостил.

Дети разбегаются, Мороз - ловит (до кого дотронулся a замороженный» сидят неподвижно в круге ). Когда 3-х заморозит, они готовят «откуп» - по желанию детей или педагога.

 

5.Русская народная хороводная игра «Чурилки» (от слова «чур»)

Цель: Развитие слухового внимания, ориентировке в пространстве.

Правила:

По считалке выбирают двоих : одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют :

Трынцы - брынцы, бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.

Или:

Колокольцы, бубенцы Зазвонили, удальцы.

Отгадай откуда звон?

После, игрок начинает звонить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.

 

6.Русская подвижная игра «Дедушка Мазай»

Цель: Развитие быстроты мышления, бега с увертыванием.

Правила: Выбирают Деда Мазая, остальные договариваются, какие движения будут показывать :

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, Мазай их ловит. Кого поймал -тот Мазай.

 

7.Русская народная подвижная игра «Овечки»

Правила: Выбирают водящих по считалке : один - пастух, Другой - волк, остальные - овечки. Овечки садятся на землю в ряд. Пастух ходит и приговаривает:

Пасу, пасу овечек,

Пасу день и вечер,

А как ночь придет,

Волк придет и овечек украдет.

Волк» приговаривает : Пастух, ступай домой, тебе мама обнову купила. Пастух идет домой с спрашивает у мамы, что она ему купила. Мать бранится : а Что я могла тебе купить?» В это время волк уносит 1-2 овечек. Пастух считает овечек, недосчитывает, боится говорить матери. Продолжает пасти, опять приходит Волк, опять посылает пастуха домой, опять ворует овец, пока всех не перетаскает. Тогда пастух говорит маме, они вдвоем идут искать овец. Приходят к Волку: «Тук, тук, нет ли пришлых овец?». Волк говорит, что нет, а овечки блеют : «Значит ты нас обманываешь?» . А Волк отвечает : «Я не знаю, как они сюда попали?». Тогда мать и сын делают ворота, овечки проходят, Волк убегает.

 


8.Игра «Мой город Канск»

Цель игры: Знакомить детей с достопримечательностями города Канска.

Игровая задача : составить из разрезных  картинок  по образцу изображение Канска

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закрепить знания детей о городе Канске; воспитывать любовь и уважение к родному городу. Развивать внимание, память, мышление, усидчивость.

9. « Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, поселок, улицу.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу в городе  ……», ребёнок отвечает и передаёт мяч соседу и т. д.


10«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .


11«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы.


12«Малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего поселка, памятниках и достопримечательностях
Материал: иллюстраций, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы.


13«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи

14«Найти флаг Канска»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?

Материал: картинки с изображением разных флагов

Ход игры: среди предложенных флагов найти нужный


15«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам).


16«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает рассказать ребенка, что изображено.


17«Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города.


18«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.



19«Наш город».

Цель: Закрепить знания детей о своем городе, об зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада

Материал: фотографии и иллюстрации

Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем поселке, об зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада


20«Моих родителей зовут…»

ЦельЗакрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.


21«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.


22«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.


23«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .

 Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают


24 «У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .

 Ход игры: Медведю – берлога

Белке – дупло


25 «С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе Красноярского  родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

 Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.


26 «Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах


27 «Красная книга »

Цель: знакомить с « Красной книгой» Красноярского края. Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности

Материал : иллюстрации «Красная книга»

Ход игры: Воспитатель показывает

картинку с изображением редких животных и растений.


28 «Из чего построен дом»

Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека , умение логически мыслить , закреплять умение образовывать имя прилагательное.

Материал: Изображение разных жилищ человека

Ход игры: стекло- стеклянный,

Камень-каменный…..


29 «Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.

Материал : картинки и иллюстрации с изображением разных строений

 Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение

Дом - жилой, магазин –нежилой…..

30. «Добеги до дерева»

Цель: закреплять знания детей о деревьях Красноярского края.

Ход игры: по сигналу воспитателя дети бегут к дереву, которое называет воспитатель. Например : береза или рябина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Картотека дидактических игр по национально-региональному компоненту для старшего дошкольного возраста

Данные игры разработаны в рамках национально-регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний....

Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Национальный чай с молоком» (Национально - региональный компонент)

Цель: формирование представлений о чайной  традиции тувинского народа.Задачи:Образовательные: расширять общий кругозор детей; ознакомить детей с традицией чаепития.Развивающие: развивать у р...