Паспорт проекта «Эколята-Дошколята» с детьми старшего дошкольного возраста
проект

Шляхова Татьяна Владимировна

 

    Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения.        

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 «Эколята-Дошколята»  

МДОАУ д/с "Родничок"

Состав инициативной группы по реализации природоохранного социально-образовательного проекта на 2023-2024 учебный год

Шляхова Т.В. – воспитатель,

Шайдулина С.Н. – воспитатель,

Горбунова Н.С. – воспитатель,

Мамедова Г.С. – воспитатель,

Попова Л.Ш. – воспитатель,

Федоренко А.Р. – музыкальный руководитель

Шитикова Т.Л. – старший воспитатель

Паспорт проекта

«Эколята–Дошколята» МДОАУ д/с «Родничок»

Адрес

628380 РФ ХМАО-Югра г. Пыть-Ях микрорайон 2-Нефтяников, дом 6 «а», Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида, тел. (факс): (3463) 46-24-59; тел. (факс): (3463) 45-50-17

Руководитель

Андриянова Ю.А.

Инициативная группа по реализации проекта

Шляхова Т.В. – воспитатель,

Шайдулина С.Н. – воспитатель,

Горбунова Н.С – воспитатель,

Мамедова Г.С. – воспитатель,

Попова Л.Ш. – воспитатель,

Федоренко А.Р. – музыкальный руководитель

Шитикова Т.Л. – старший воспитатель

Актуальность

    Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения.        

    Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

      Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

    Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.        

   Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

Цель

    Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи

  • дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
  • воспитывать экологически грамотного, социально-активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы;
  • разработать и внедрить в образовательно-воспитательный процесс ДОУ новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приемы, способные сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • активизировать взаимодействие с родителями (законными представителями) по экологическому воспитанию детей;
  • повышать компетентность родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.

Участники проекта

Родители (законные представители), воспитанники, педагоги.

Этапы и сроки реализации

Долгосрочный: сентябрь 2023г.- август 2024г.

Этапы проекта: 1 этап – подготовительный:

  • изучение литературы и опыта педагогов по теме проекта;
  • проведение мониторинга детей;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы (анкетирование, опрос);
  • внедрение в проект образов сказочных героев.

2 этап – основной:

  • реализация проекта, совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей;
  • внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
  • проведение мероприятий с  детьми и родителями,
  • изготовление информационных стендов, папок-передвижек;
  • проведение мероприятий, с приглашением родителей для участия в праздниках и развлечениях;
  • консультации, родительские посиделки, мастер-классы, конференции, театральные гостиные;
  • участие детей в конкурсах;
  • создание продукта проекта.

3 этап – заключительный:

  • проведение мониторинга по результатам проектной деятельности;
  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • оформление портфолио проекта;
  • презентация результатов проектной  деятельности;
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • определение дальнейших направлений реализации проекта.

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
  • повышение общей культуры ребёнка;
  • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
  • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
  • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих

способностей.

Для родителей:

  • активное включение в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;
  • обогащение опыта совместной деятельности с ребенком.

Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности;
  • внедрение современных методов и технологий в воспитательно-образовательный процесс;
  • самореализация.

План реализации природоохранного социально-образовательного проекта

«Эколята – дошколята»

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

  • Изучение        методических рекомендаций и Положения о природоохранном социально – образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию         у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
  • Обновление на официальном сайте раздела «Эколята-

дошколята» и размещение в нем паспорта, плана реализации и материалов проекта.

  • Изготовление костюмов сказочных героев «Эколят» - защитников природы (Елочка, Шалун, Тихоня, Умница).
  • Опрос родителей, желающих принять участие в трудовом десанте «Станет чище   на планете, если ей помогут дети» по благоустройству территории ДОУ.

Октябрь

  • Экологическая акция распространение листовки «Мы за чистый мир». Цель Всемирной акции «Очистим планету от мусора» – привлечь внимание людей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также развить у них навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повысить уровень экологической культуры и грамотности.
  • Выставка поделок из природного материала «Творчество Эколят. Все краски осени».
  • Акция «Накорми бездомных животных» (сбор корма для бездомных животных).
  • Посвящение воспитанников группы «Звездочка» в  «Эколята – Дошколята».
  • Обновление        информационного стенда «Эколята – Дошколята» в группах и ДОУ.
  • Выставки рисунков «Животные нашего края»
  • Игра-путешествие «Эколята и мир животных»
  • Праздник «Осенний сундучок»
  • Создание книги «Хлеб-царь еды» (создание семейной странички).
  • Трудовой десант «Станет чище   на планете, если ей помогут дети» с привлечением родителей.

Ноябрь

  • Консультация для родителей «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
  • Фотовыставка «Мой питомец»
  • «Эколята – заботливые ребята» экологическая акция «Покормите птиц зимой»:

        - изготовление и  распространение информационных листовок;  

       - трудовой десант «Каждой пичужке наша кормушка» (в ДОУ);

       - сбор корма для птиц.

  • Неделя экологических опытов и экспериментов «Шалун  исследователь» (06.11 – 10.06.2023)
  • Квест-игра «Путешествие по следам дикитх животных»

Декабрь

  • «Эколята – заботливые ребята» экологическая акция «Покормите птиц зимой» (сбор корма для птиц)

- трудовой десант «Каждой пичужке наша кормушка» (дома).

  • «Эколята – спортивные ребята!» спортивный праздник «Ой, Мороз, красный нос!»
  • Выставка совместного творчества взрослых и детей «Вот и снова Новый год!»
  • Изготовление елочных игрушек из бросового материал «Подарок Ёлочке».
  • «Эколята – добрые ребята» экологическая акция «Подари ладошку – сбереги елочку!» (во всех возрастных группах).

Январь

  • Создание энциклопедии «Кто живет на Севере» (семейная страничка животные Арктики и Антарктики)
  • «Эколята – спортивные ребята» спортивное развлечение «Зимний серпантин»
  • Познавательная экологическая викторина        по обобщению и закреплению  представлений детей об Арктике «Там, где всегда снега»
  • Неделя экологических опытов и экспериментов «Эколята и  волшебный снег» (15.01-21.01.2024)
  • «Эколята – заботливые ребята» экологическая акция «Покормите птиц зимой» (сбор корма для птиц)

Февраль

  • Проведение конкурса изготовления книг «Природа родного края» совместное творчество детей и родителей.
  • «Эколята – умные ребята» экологическая        викторина        для детей        старшего дошкольного возраста «Знатоки родной природы».
  • «Эколята – заботливые ребята» экологическая акция «Покормите птиц зимой» (сбор корма для птиц)

Март

  • Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе»
  • «Эколята – спортивные ребята» спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» приуроченному к Всемирному дню земли и к дню воды 22 марта
  • Проект «Эколята огородники»:

- «Огород на окне»

Апрель

  • Проект «Наши пернатые друзья» (на группах). В рамках проекта:

- развлечение Вороний день;

- изготовление скворечников «Эколята заботятся о своих друзьях птицах»;

- выставка поделок в технике оригами «Эколята друзья птиц» (совместное творчество родителей детей)

  • Выпуск газет «Земля – наш общий дом» (к всемирному дню Земли – 22 апреля)
  • Проведение конкурса чтецов «Эколята любят стихи о природе и животных», приуроченного ко дню Эколят (25 апреля).
  • Экологическая акция по сбору батареек. Добрые дела Эколят – Дошколят: сбор отработанных батареек на утилизацию.
  • Акция «Вырасти цветок и подари детскому саду» (озеленение территории).
  • Акция «Подари цветок в группу» (для семей воспитанников)
  • Экологическая акция «Эколята любят чистоту» (наведение порядка на территории ДОУ с привлечением родитедей)

Май

  • Проведение педагогического часа с        подведением        итогов природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята - Дошколята».
  • Пятиминутки для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня»
  • «Эколята зв дружбу» акция «Дерево - дружбы» (посадка деревьев)
  • Экологическая акция «Эколята любят чистоту» (наведение порядка на территории ДОУ с привлечением родителей)
  • Разработка плана мероприятий на 2024-2025 год для проекта

Июнь

  • Проект «Эколята огородники»:

- высадка рассады овощей, зелени, плодовых кустарников и деревьев.

  • Эколята будущие экологи. Рассказ дошкольникам о профессии эколога (5 июня – день эколога)  
  • Акция «На клумбы мы цветы сажаем, детский сад наш украшаем» с привлечением родителей
  • Неделя подвижных игр экологической направленности «Эколята любят игры»
  • «Эколята – творческие ребята» выставка совместных творческих работ родителей и детей «Мир цветочных фантазий», приуроченная к Всемирному дню цветка (21 июня)

Июль

  • Презентация        «Правила поведения в природе»
  • Памятка для родителей «Берегите лес от пожара»
  • Проект «Эколята огородники»:

- уход за растениями (прополка, полив, сбор урожая)

Август

  • Виртуальное путешествие по страницам  «Красной» книги
  • Фотовыставка работ детей и родителей  «Сохраним  это чудо»
  • Экологическая акция «Эколята любят чистоту» (наведение порядка на групповых участках)
  • Организация        выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения.
  • Проект «Эколята огородники»:
  • - уход за растениями (прополка, полив, сбор урожая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...