Конспект образовательной деятельности «Богатства Белгородчины».
план-конспект занятия (старшая группа)

Табалина Ольга Алексеевна

Цель НОД: Знакомить детей с областью, географическим положением. Формировать элементарные представления у детей о полезных ископаемых.

Задачи:

Обучающие

Познакомить со свойствами мела, глины, песка, металла, их пользе и применением в промышленности.

Расширить знания о культурной и архитектурной ценности мела и меловых гор в Белгородской области.

Познакомить с промыслами Белгородской области: Старооскольской глиняной игрушкой и Борисовской керамикой.

Учить устанавливать причинно-следственные связи; обогащать словарный запас у детей.

Учить делать выводы.

Продолжать работу по развитию у детей географических представлений через знакомство с природными богатствами. Учить детей ориентироваться по карте.

 Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Формировать представление о правилах поведения человека в природе.

Способствовать сохранению здоровья детей путём использования игровых методов обучения.

Развивающие:

Развивать исследовательские действия, познавательную активность детей.

Развивать навыки исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, эстетическое восприятие.

Воспитательные

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, родного края,

любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

Пробудить чувства гордости за нашу Белгородскую область.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bogatstva_belgorodchiny.docx51.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД «Богатства Белгородчины».

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Цель НОД: Знакомить детей с областью, географическим положением. Формировать элементарные представления у детей о полезных ископаемых.

Задачи:

Обучающие: 

Познакомить со свойствами мела, глины, песка, металла, их пользе и применением в промышленности.

Расширить знания о культурной и архитектурной ценности мела и меловых гор в Белгородской области.

Познакомить с промыслами Белгородской области: Старооскольской глиняной игрушкой и Борисовской керамикой.

Учить устанавливать причинно-следственные связи; обогащать словарный запас у детей.

Учить делать выводы.

Продолжать работу по развитию у детей географических представлений через знакомство с природными богатствами. Учить детей ориентироваться по карте.

 Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Формировать представление о правилах поведения человека в природе.

Способствовать сохранению здоровья детей путём использования игровых методов обучения.

Развивающие:

Развивать исследовательские действия, познавательную активность детей.

Развивать навыки исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, эстетическое восприятие.

Воспитательные

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, родного края,

любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

Пробудить чувства гордости за нашу Белгородскую область.

Методы и методические приёмы:

 Беседа, наблюдение, создание проблемной ситуации, экспериментирование, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, физкультминутка, поощрение, обсуждение, обследование, художественное слово.

 Предварительная работа.

Беседы о Белгородской области и ее богатствах, о  природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты России, Белгородской области, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание мини-музея природных ископаемых в группе. Игры словесные и дидактические: « Что из чего сделано», «Разрезные картинки».

Материалы для проведения ОД:

-мультимедийный экран, ноутбук, карта Белгородской области, слайды, звукозапись: звуков воды, песня «Шарики воздушные»; презентация «Промыслы Белгородчины, видео: «Холкинский монастырь, «Производство стали из руды». 4 мешочка,   картинки для д/и «Что из чего сделано», дневник путешественника, рюкзак, компас, веревка, карабин, стойки для тоннеля, горка, мостик, воздушный шарик,.

-  для экспериментирования: мел, глина, песок, изделия из металла одноразовые стаканчики с водой,  ложки, тарелки, магниты, дощечки, салфетки, схемы порядка исследовательской деятельности.

Содержание деятельности

I Организационный момент

Воспитатель подходит к детям в походной одежде, с рюкзаком.

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете куда я собралась?(ответы) Почему вы так думаете?(По походной одежде)

II Мотивационно-ориентировочный

  1. Проблемная ситуация. Постановка и принятие детьми цели занятия.

Воспитатель. А вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться? (ответы детей). А я хотела бы вам предложить путешествие по нашей Белгородской области. Ведь в нашей области тоже есть интересные места, богатые своей историей. Недра земли нашей области богаты полезными ископаемыми. А вы знаете, что такое полезное ископаемое? (ответы). Да, вы правы: полезное, потому, что приносит пользу людям, а ископаемое, потому, что его добывают из глубин земли.

III Поисковый

Что нам подскажет направление нашего маршрута?(Ответы детей) Нам поможет карта.

2.Рассматривание карты Белгородской области (обозначен маршрут движения)  

Воспитатель. Давайте посмотрим на карту. Эти квадраты, с крестиком внутри- залежи мела.  Залежей мела много в окрестностях Белгорода, он поэтому так и назван, белый город – Белгород. Туда мы можем отправиться на поиски мела. В Губкин и Старый Оскол  мы можем отправиться, чтобы увидеть и исследовать руду. За песком и глиной, на карте песок обозначен квадратом с двумя точками, а глина квадратом, закрашенным пополам, мы отправимся в Борисовку. Но прежде чем отправиться в путь надо взять с собой самое необходимое.  А вы хотите узнать, что в моем рюкзаке?

3.Д/и «Собери рюкзак».

Воспитатель. В первую очередь я положила в рюкзак карту с направлением маршрута, воду-утолить жажду, мешочки для полезных ископаемых, компас, который укажет нам направление движения, веревку и конечно дневник наблюдений, фиксировать все интересное.

Воспитатель. Но раз мы хотим отправиться в путешествие, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? - Внимательно смотреть, (почему) нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему). 

Воспитатель. Ну что, можно отправляться в путь? На каком виде транспорта мы с вами отправимся в путешествие? (ответы детей). Но я вам предлагаю необычный транспорт. Послушайте загадку:

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (воздушный шарик)

 (Звучит фонограмма «Шарики воздушные»)

Воспитатель. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашего путешествия и можем  отправиться в путь. Держитесь за шарик.

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка

И дома, и человечки.

Мы летать устали что-то,

Приземлились на болото.

(Присели)

IV Практический  

Воспитатель. Вот мы с вами и прилетели к меловой горе. Давайте на память сфотографируем окрестности (дети «понарошку» фотографируют фотоаппаратами) и теперь, путешественники, пойдем добывать мел. (Дети по канату забираются на импровизированную гору, имитируют добычу мела молотком. Находят  мешочек.). Здесь находится полезное ископаемое-мел, который  добывается в Белгороде.

1.Исследовательская деятельность.

(Развязать мешочек. Раздать детям по кусочку)

Воспитатель. Какого мел цвета? (белый) Понюхайте мел. У него есть запах?(без запаха)

Давайте пройдем в лабораторию и проверим свойства мела. Но для этого повторим правила поведения в лаборатории:

1.Внимательно слушать инструкции.

2.Четко выполнять указания.

3.Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

4.По окончании наблюдения сделать выводы.

Воспитатель. Потрогайте руками мел. Твердый или мягкий? (твердый)

Порисуйте на дощечках. Проведите полоску и скажите, что сделал мел? (оставил  след) 

Мел твердый, но когда им пишут по доске, он крошится, сыплется – значит, какой он? (хрупкий).

Воспитатель. Теперь давайте посмотрим, как поведет себя мел в воде. Осторожно опустите его в воду.

Что то произошло с куском мела?(он упал на дно стакана, тяжелее воды)А цвет воды изменился?(нет)Но если мы мел раскрошим, что произошло?(дети в емкостях размешивают раскрошенный мел, вода побелела) А на руках что осталось? (тоже следы мела – он пачкается). Вытрите салфеткой руки.

Вывод: Мел не растворяется в воде, если он куском. Вокруг нас стоят вековые меловые горы. Мел растворяется, если он в виде порошка потому, что это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. (Дети составляют мнемотаблицу о свойствах мела)

Воспитатель. Давайте отметим свойства мела в нашем дневнике наблюдений.

Итог: Мел твердый, хрупкий, белый, без запаха, тяжелый, если куском не растворяется в воде, если порошком-растворяется.

3.Д/и «Расскажи, по картинкам, где используется мел».

Воспитатель. А как вы думаете, где  используется мел? (Дети берут карточки, рассказывают,)

Верно, мел нужен для рисования, он идёт для изготовления школьных мелков, художественных красок. Мел используют в сельском хозяйстве - подкормки животных (курам, свиньям), в промышленности – для производства цемента, извести; при  изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, для получения соды, стекла. С помощью мела сахар очищают от примесей. Очищенный мел используют для изготовления таблеток. Мел – составная часть зубных порошков, паст.  Мел используют в строительстве..  

(Дети заполняют дневник наблюдений о том, где используется мел.).

4.Просмотр видео о Холковском монастыре. Ведь не даром наши предки, которые жили очень давно строили храмы в меловых горах.

5.Знакомство с рудой. Свойства. Применение.

(Звучит фонограмма «Шарики воздушные»)

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка

И дома, и человечки.

Мы летать устали что-то,

Приземлились на цветочек.

(Приседания) 

Воспитатель. Продолжим наше путешествие? Отправляемся в Старый Оскол. Там большие залежи руды. Давайте сделаем фото на память.(дети фотографируют) Ребята, посмотрите, здесь тоннель. Для того, чтобы добыть руду, нам с вами надо опуститься в недра Земли. (дети проходят сквозь тоннель. Имитируют добычу ископаемого. Находят мешочек. Отправляются в лабораторию.)

 Наша белгородская земля очень богата рудой. Из нее выплавляют железо.

Воспитатель. Возьмите в руки железный предмет и деревянный. Железный предмет в руке нагрелся. Сожмите. Мягкий или твердый?(твердый)

Опыт 1.

Воспитатель. Возьмите магнит и поднести к предметам. (Железные предметы притянулись). Что же это? (ответы детей).  Магнит притягивает к себе железную руду, а простые камни нет.

Опыт 2.

Воспитатель. Аккуратно положите их в емкость с водой. Что вы заметили?(изделие из металла утонуло, а из дерева нет.( Железо тяжелое.) Растворяется в воде? (Нет)

Железо нагревается и при нагревании в доменных печах становиться жидким, как вода. Потом его разливают, оно застывает и приобретает ту форму, в которую ее зальют.

Вывод: И так, давайте заполним таблицу: металл тяжёлый, твердый, без запаха, он притягивается магнитом, его можно нагреть, поэтому из него можно сделать разные поделки и предметы.

7. Работа с карточками. «Что делают из металла».

Воспитатель. Из металла делают очень многое: от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей. А сейчас у вас на столах лежат карточки, на них изображены различные предметы. Расскажите.

(Заполнить дневник наблюдений.)

8.Просмотр видео о том, как варят сталь.

9. Сравнение песка и глины. Свойства.

(Звучит фонограмма «Шарики воздушные»)

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка

И дома, и человечки.

Мы летать устали что-то,

Приземлились возле речки… 

Воспитатель. Далее отправляемся в путешествие в п. Борисовка. Там залежи песка и глины.

10.Физминутка.

Воспитатель. Мы свами в пути уже долго, не пора ли нам отдохнуть. Послушайте, как журчит вода в реке, птицы поют. Давайте сделаем фотографию на память. (дети «фотографируют»)Представьте, что вы бабочки. Покружитесь в легком танце. (дети импровизируют под запись звуков природы)Молодцы.

Чтобы набрать песка и глины, нам с вами надо пройти через мостик и речку.(дети выполняют задание. Находят еще 2 мешочка). Как вы думаете, в каком из них песок, а в каком глина?(на ощупь)

А теперь давайте сравним эти полезные ископаемые.(из личного опыта детей)

Вывод: Песок и глина без запаха. Песок - сыпется, не лепится, глина не сыпется, лепится. Тяжелые, не растворяются в воде. (заполняют мнемотаблицу

11.Д/и «Где используют глину и песок?» 

(дети рассказывают по картинкам) Их используют в строительстве. Песок для изготовления стекла - белый. Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.

 Воспитатель. А вы знаете, что на территории нашей области делают глиняные игрушки в Старом Осколе, поэтому она и называется- Старооскольская глиняная игрушка. (Просмотр презентации). Заполняют дневник наблюдений.)

А в поселке  Борисовка  делают замечательную глиняную керамику. (Презентация).

11. Творческая мастерская.

Воспитатель. Вы хотите стать гончарами? Проходите. Давайте слепим любую посуду: тарелку, горшок, вазу, салатницу. (Дети лепят посуду под песни Белгородчины , закрепляя свойства глины.)

Какие замечательные работы у вас получились. Заберете их себе на память о нашем путешествии. Помойте руки. Вытрите салфеткой.

Воспитатель: А теперь мои юные друзья, давайте все сложим в рюкзак и  нам пора возвращаться в детский сад.

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка

И дома, и человечки.

(Звучит фонограмма «Шарики воздушные»)

Мы летать устали что-то,

Приземлились возле дома.

(Приседания)

V Рефлексивно – оценочный. Вот мы и вернулись из путешествия. Давайте посмотрим, что же у нас с вами осталось в рюкзаке на память о путешествии.(Рассматривают) Какие красивые фотографии у нас получились. Заполнили дневник наблюдений, узнали много нового. Скажите, а вам понравилась наше путешествие? А что понравилось больше всего (Ответы нескольких детей).   Мне тоже понравилось, какими вы были у меня храбрыми, внимательными и как вы справились быстро с заданиями . Вы такие молодцы, я вами горжусь!

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»

 Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Богатство Югры» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:  познакомить детей со свойствами нефтиЗадачи:v совершенствовать знания детей о полезных ископаемых Югры;v закреплять знания детей пользе и вреде нефти;v воспитывать любовь к родному краю;v ...

Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы "Богатство Крайнего севера (нефть, газ,торф)"

     В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношен...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологии «Богатства нашей планеты Земля»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологии                     «Богатства нашей планеты Земля»...

Конспект образовательной деятельности "Богатство нашего края"

Задачи: Сформировать представления детей о нефти, газе, свойствах нефти, о способах их добычи, познакомить с профессией нефтяник. Воспитывать уважение к людям этой профессии....

Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников на тему: "Дикие животные Белгородчины"

Цель: Уточнить, закрепить и обобщить знания детей о диких животных родного края. Пополнить имеющиеся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных.Задачи:Образовательные: Способствовать фор...