Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
статья

Статья о необходимости воспитания патриотизма у подростающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения начинается с формирования у ребенка любви и уважения к родителям, семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к родному детскому саду, месту, где он родился и вырос. Безусловно, патриотизм – это преданность стране, в которой живет человек, уважение культур народов, ее населяющих.

По образному выражению историка М.Гефтера, Россия – это «мир миров», в котором веками сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп. И наша многонациональная страна – это то общее, что объединяет граждан Российской Федерации. Замечу, что подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью и нетерпимостью к иному образу жизни – этнокультурно отличному от своего. То есть патриотизм – это преданность своему народу, Отечеству и в то же время это уважение и сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в России.

Однако следует отметь, что многие программы по патриотическому воспитанию дошкольников ограничиваются лишь национально-региональным компонентом, не затрагивают вопросы по ознакомлению детей с культурой народов, проживающих в стране. Поэтому у воспитанников не формируется представление о России как многонациональном государстве. При таком подходе процесс воспитания любви к большой Родине – России – является усеченным.

Учитывая это, мы в своей работе считаем необходимым введение в содержание образования дошкольников этнокультурного компонента, направленного на формирование полиэтнической осведомленности и толерантности у детей, что в свою очередь, будет способствовать воспитанию любви к Отчизне.

Безусловно дети не могут полно и глубоко познать все множество этнических культур России. Они должны прежде всего хорошо знать культуру своего народа, иметь представление о культуре народов, живущих в одной местности и регионе.  Далее важно, чтобы дошкольники имели представление (но уже в меньшем объеме) об особенностях культур народов, проживающих в нашей большой России. Причем необходимо изучение не каждой этнической общности в отдельности (их более ста), а группы народов, объединенных на основе какого-либо признака. Основанием для объединения может быть и х проживание (средняя полоса России, Сибирь, Север и др.). В целом система и тематическая последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

  • «Я и моя семья, мой дом, мой детский сад» и «Культура русского народа» (4-й год жизни- вторая младшая группа);
  • «Мой город» и «Культура русского народа» (5-й год жизни – средняя группа);
  • «Мой край» и «Культура народов, проживающих на Севере» (6-1 год жизни – старшая группа);
  • «Моя страна» и «Культура народов проживающих в России» (7-1 год жизни- подготовительная группа).

Таким образом познавательный уровень детей выражается в знании атрибутов и символов страны; в элементарных представлениях об устройстве государства; в осознании своих «прав и обязанностей» как члена семьи, затем как члена детского коллектива в группе детского сада, а также как жителя города, края, области, гражданина России; в знании имен выдающихся соотечественников – ученых, изобретателей, путешественников, поэтов, писателей, художников, композиторов и тд.

На эмоциональном уровне у воспитанников необходимо развивать интерес и внимание к традициям страны, иным культурам и их проявлениям; интерес к жизни и труду взрослых людей; чувство гордости за достижения России в культуре, технике, спорте и тд.

Поведенческий уровень предусматривает участие детей в благоустройстве детского сада, микрорайона, города (например, уборка территории, посадка деревьев); оказание воспитанниками посильной помощи другим (например, сверстникам, родителям, пожилым и больным людям); участие в подготовке и праздновании  дат, знаменательных для города, страны (например, подготовка концерта к Дню Победы, Дню России); выполнение элементарных правил поведения;  развитие навыка принятия коллективных решений.

Каковы формы и методы воспитания патриотизма у детей?

Традиционно в ходе знакомства детей с районом, городом, краем, людьми, проживающими рядом, большое значение придается проведению тематических встреч, целевых прогулок и экскурсий. Процесс познания малой Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно вступает в контакт с окружающим миром. При этом родители могут оказать неоценимую помощь в знакомстве с родным краем, например во время прогулок по маршрутам, предложенным педагогами. Можно совместно с детьми вести исследовательскую краеведческую деятельность с дальнейшей презентацией ее результатов, важно также предоставить фотографии, видеоматериалы для демонстрации на тематических выставках.

К сожалению, для формирования у детей представлений о России, ее разнообразной природе и многокультурном обществе данные формы работы недостаточны. Поэтому наряду с познавательными беседами достойное место в нашей деятельности заняли видеозанятия (просмотр телевизионных познавательных программ, профессиональных и любительских съемок, отражающих природные ландшафты, культуру, быт и традиции народов, проживающих в РФ); организация выставок, рассматривание картин, фотографий, слайдов, празднование знаменательных дат.

Закреплению у детей знаний и представлений краеведческого характера способствуют дидактические игры. Приведем описание некоторых игр, подобранных и разработанных педагогами МБДОУ детского сада  №172 – Гончаровой Натальей Сергеевной и Абдрахмановой Аленой Федоровной.

Игра «Узнай по описанию»

Предварительная работа: экскурсии по городу по городу, району, рассматривание открыток и фотографий с изображениями достопримечательностей города.

Материал: фотоиллюстрации с достопримечательностями Новосибирска.

Примечание: игру можно проводить в виде «Конкурса знатоков нашего города».

Описание: воспитатель описывает достопримечательности города, а дети должны узнать их, назвать и выбрать изображения из множества фотоиллюстраций.

1.  Сколько лет городу Новосибирску.
а) 100;
б)
 115;
в) 120;

г) 130.


2. Возникновение города Новосибирска связано со строительством …
а) Железнодорожного моста;
б) Гидроэлектростанции;
в) Академгородка;
г) Метрополитена.
(Первого железнодорожного моста через реку Обь.)

3.  Как раньше назывался  Новосибирск?
а) Новокузнецк;
б) Новониколаевск;
в) Новороссийск;
г)
 Новгород.
(Ведь раньше город назвался Новониколаевск.)

4. На берегах какой реки лежит город Новосибирск?
а) Енисей;
б) Обь;
в) Лена;
г) Ангара.

5.  Какие животные держат щит на гербе города Новосибирска?
а) Серые волки;
б) Белые песцы;
 
в) Черные соболи;
г) Бурые медведи.


6
.   В Новосибирске находится …
а) Самый высокий небоскрёб в мире;
б) Самый широкий в мире проспект;
в) Длинный в мире метромост;
г) Самое глубокое в мире метро.

7. На что похоже здание вокзала железнодорожной станции «Новосибирск-Главный»?
а) На вагон;
б) На паровоз;
в) На шлагбаум;
г) На колесо.
(Здание вокзала по форме напоминает мчащийся на восток зелёный паровоз.)

8.  Как называется главная улица Новосибирска?
а) Красный проспект;
б) Вокзальная магистраль;
в) Улица Мира;
г) Проспект Строителей.

9.  Здание какого из театров Новосибирска является крупнейшим в России?
а) Татр кукол;
б) Театр музыкальной комедии;
в) Театр оперы и балета;
г) Драматический театр «Старый дом».

10. Как называются фирменные шоколадные конфеты кондитерской фабрики города Новосибирска?
а) «Центр Вселенной»;
б) «Центр Земли»;
в) «Центр Державы»;
г) «Центр Москвы».
(На коробке, фантиках конфет изображена часовня святителя Николая, символизирующая Географический Центр России)

11. Какой музей, расположенный в Новосибирском Академгородке, является единственным в России?
а) Музей Валенка;
б) Музей Солнца;
в) Музей Мирного атома;
г) Музей Золота.

Игра «Продолжи предложение».

Воспитатель начинает фразу, дети продолжают ее. Например:

«Наш город (край, страна) называется…»

«Жителей нашего города (страны) называют…»

«Столица нашей страны…»

«Города нашей страны: Москва, Омск, Красноярск….»

«Главная улица нашего города называется…»

Центральная библиотека нашего города называется…»

«Наш детский сад находится на улице…»

«В России  проживают разные народы, а именно…»

«Мэра нашего города (губернатора области, президента) зовут…»

«На площади Ленина стоит …»

«В нашей области выращивают…»

«Знаменитые люди нашей Родины: Ю.А.Гагарин, П.И.Чайковский, …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...