Образовательный проект: «Птицы нашего края» (перелетные и зимующие)
проект (старшая группа)

Шарипова Ирина Валерьевна

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей как одного из важнейших аспектов социализации личности. В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, любви к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе общения выяснилось, что у детей недостаточно знаний о птицах родного края и способах заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о птицах живущих в северных краях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatenyy_proekt_ptitsy_nashego_kraya.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Северная сказка»

Образовательный проект: «Птицы нашего края»

(перелетные и зимующие)

Паспорт.

Тип проекта: познавательно – ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Образовательная область: познавательное развитие.

Участники проекта: 

  • дети группы
  • родители
  • воспитатели

Сроки реализации: Февраль - Март – Апрель (начало)

Актуальность.

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей как одного из важнейших аспектов социализации личности. В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, любви к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе общения выяснилось, что у детей недостаточно знаний о птицах родного края и способах заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о птицах живущих в северных краях. Это вызвало желание узнавать факты жизни перелётных и зимующих птиц, как можно спасти птиц от гибели в зимнюю стужу.

Реализация проекта расширит и углубит знания детей о птицах севера, познакомит с Международным днём птиц, который отмечают 1 апреля. Оказывается одна из старейших традиций – развешивание в этот день скворечников и прочих «птичьих» домиков.

Но самое главное – это то, что изготавливая скворечники, мы прививаем детям заботу и любовь к птицам родного края, учим их бережно относиться к природе, кроме того в птичьем домике или другом искусственном укрытии могут поселиться птицы из Красной книги, и мы таким образом поможем спасти биологические виды, которым грозит исчезновение. Для охраны птиц создаются заповедники и заказники.

При тесном  взаимодействии с родителями, их помощи и участии у детей сформируется бережное отношение к природе, повысится уровень экологической культуры и знаний за счёт познавательных занятий и продуктивной деятельности.

Цель: расширить представления детей о птицах живущих на севере ЯНАО, их образе жизни, повадках, особенностях проживания.

Задачи: 1. Познакомить детей с историей праздника «День птиц».

              2. Формировать у детей знания об особенностях жизни, внешнего

                   вида и среды обитания гнездовий птиц севера.

              3. Развивать умения поддерживать беседу, используя в речи

                  различные виды сложных предложений.

              4. Воспитывать гуманное отношение к птицам, чувство

                  сопереживания и желание помочь птицам обрести свой

                   скворечник.

              5. Способствовать тесному сотрудничеству детей, родителей и

                   ДОУ в процессе реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:

  • Акция «Каждому скворцу – по дворцу».
  • Развлечение «Птицы рядом с нами – о них заботиться должны мы с вами».

Методы:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Игровые.

Формы и приёмы организации образовательного процесса.

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно – образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Показ;

Наблюдение;

Беседа;

Занятие;

Игровые упражнения;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Проектная деятельность;

Продуктивная деятельность

Напоминание;

Объяснение;

Обследование;

Наблюдение;

Развивающие игры;

Проблемные ситуации;

Игровые упражнения;

Рассматривание альбомов;

Тематические выставки;

Игры с правилами;

Реализация проекта.

Развивающие и подвижные игры;

Игры со строительным материалом;

Наблюдения;

Продуктивная деятельность.

Беседа;

Просмотр видеофильмов;

Прогулки;

Совместное конструктивное творчество;

                                     Предполагаемый результат.

  1. Дети получат познавательную информацию об особенностях жизни птиц, их внешнего вида, повадках, среде обитания, об образовании гнездовий на территории севера.
  2. Воспитанники познакомятся с историей праздника 1 апреля – День птиц.
  3. Активизируется развитие речевого общения у малоактивных детей.

Появится желание делиться с взрослым и сверстниками своими впечатлениями и переживаниями, полученной информацией от родителей и воспитателя.

  1. У ребят сформируется устойчивое желание оказывать реальную помощь птицам в зимний период, забота и охрана птиц, занесённых в Красную книгу, их гнездовий.
  2. У детей появится желание совместно с родителями или дедушкой смастерить скворечник.
  3. Воспитанники приобретут прочные навыки в работе с бросовым материалом при изготовлении игрушек.
  4. Родители примут активное участие в проекте.

               Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

Сроки

реализации

                        Содержание

Работа с родителями,

специалистами

Февраль

  1. Планирование этапов проекта.
  2. Подбор методической, познавательной литературы.
  3. Подготовка конспектов НОД, совместная деятельность.
  4. Подбор иллюстраций, фотографий различных «домиков» для птиц (скворечник, синичник и т.п.)
  5. Подбор познавательных сюжетных картин и картинок.
  6. Провести акцию «Каждому скворцу – по дворцу» и развешивание их на участке.
  7. Пополнение предметно – пространственной среды альбомами, книгами, открытками, презентациями.
  8. Подбор бросового материала для изготовления кормушек.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Родители

Родители

Родители

Воспитатель

Родители.

                    2 этап – основной.

Сроки

реализации

НОД

Работа вне НОД

Игровая

деятельность

Худож.

литература

Работа с узкими спец. и родителями

3неделя марта

Беседа «Птицы нашего края»

Цель: расширять представления детей о птицах севера, их образе жизни, повадках, особенностях поведения.

Книжный уголок: рассматривание альбомов: «Птицы севера», Красная книга нашего края.

Игры – соревнования: «Перелётные птицы».

Физкультурный досуг «Все мы птички - невелички».

Чтение рассказа Сибирского писателя И.М.Лаврова

«Лебеди на заре».

Информация для родителей о запуске проекта.

Познавательное развитие: тема:

«День птиц и дома пернатых друзей».

Цель: дать детям знания о дне птиц и их домах.

Д/и «Как зовут вас, детки?» - закреплять названия птиц, живущих на севере, использовать уменьшительно – ласкательные существительные.

Д/и «Чей хвост?» - расширять познавательный интерес детей.

С/р игра «Ветеринарная больница для птиц» - вызвать желание детей объединяться в игре, пользоваться предметами – заместителями.

Чтение рассказа Сибирского писателя П.П.Дедов «Серый гусь».

Родители подбирают иллюстрации, фотографии различных домиков для птиц России и севера.

3 неделя марта

Развитие речи: составление сказки на тему: «Собрались как – то все птицы на поляне…»  - учить детей составлять творческий рассказ по теме и плану, использовать в речи сложные предложения и прямую речь.

Экспериментирование

«Что дальше улетит?», «В воде купался – сух остался», «Нефть и перья»: - прививать интерес к опытам, умение делать выводы и зарисовать их в альбом.

С/р игра «Ветаптека»: - развивать сюжет игры, распределять роли, вести ролевые диалоги, использовать игрушки – заместители.

Чтение Т.Домарёнок «Кукушечка», М.Горький «Воробьишко».

Оформление сказки о птицах книжкой – малышкой.

3 неделя марта

Рисование:

Тема: «Птицы нашего края» - учить рисовать птиц.

ИЗО уголок: изготовление книжек – малышек, штриховка силуэтов птиц различными способами, раскраски.

С/р игра: «Библиотека»: - выставка книг «Птицы – наши друзья!»

Чтение Т. Домарёнок «Два гнезда», Сухомлинский «О чём плачет синичка?»

Оформление страниц энциклопедии.

Аппликация:

Тема: «Птицы» - учить детей работать с новым материалом – ватными дисками, соблюдая технику безопасности при работе с ножницами, резать их пополам, закруглять углы и т.д.; воспитывать желание убирать за собой рабочее место.

Рассматривание альбомов, книг, фотографий: «Дома для пернатых птиц»( скворечники, синичники, различные гнёзда).

Д/и «Собери птицу» из разрезных картинок и пазлов.

Чтение Т.Домарёнок «Кого лечит дятел?», «Кто разукрасил синичку».

Закупить канцтовары изобразительного средства.

Выставка детских рисунков: «Птичьи поседелки».

Ручной труд:

Тема: «Птицы»

в стиле Оригами, (воробей, ворона, синица, голубь) – закреплять умения детей работать с бумагой в технике «Оригами»: сгибать по ширине и длине, по диагоналям, делать складки, выгибать клюв.

Д/и «Птичкин домик»

(вода, степь, лес) –  находить птицу, которая строит свой дом у воды, в степи, на траве, в лесу, дуплах и т.д.

П/и «Совушка», «Гуси - лебеди», - закрепить правила игры, умение совмещать действия со словами; развивать двигательную активность детей.

Викторина «Крылатые соседи».

Совместно с родителями оформить выставку скворечников: «Птичий дом».

3 этап – заключительный.

  • Акция «Каждому скворцу по дворцу»;
  • Развлечение «Птицы рядом с нами – о них заботиться должны мы с вами».

Основные направления проекта:

  • Познавательное развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

Способы измерения результатов:

  • Наблюдения за воспитанниками в различных видах детской деятельности;
  • Беседы;
  • Разговор;
  • Д/игры, викторина;
  • Анализ результатов продуктивной деятельности;
  • Обсуждение итогов наблюдений с узкими специалистами, родителями.

                         

Достигнутые результаты.

В проекте участвовали все воспитанники группы. Был составлен план реализации данного проекта с учётом баланса инициатив детей – педагога – родителей. Работа в НОД и продуктивной деятельности проходила через интеграцию образовательных областей с учётом ФГОС ДО. На познавательных занятиях и беседах дети узнали о Международном празднике – День птиц, который отмечают 1 апреля, о птицах нашего края, их образе жизни, повадках, особенностях проживания в НСО. В процессе совместной деятельности с воспитателем ребята активно делились своими впечатлениями. Все воспитанники приготовили страничку в энциклопедию «Птицы нашего края». Имамдин, преодолевая свою робость и нерешительность, стал высказывать свои впечатления об интересных моментах жизни своей птички – канюке. Во время беседы, разговора всегда обращала внимание на речь детей, последовательность высказываний, использование в речи сложных предложений и прямой речи. Родители Саши П, Ани С, Кирилла Г читают детям детские энциклопедии «Птицы», а они активно делились в группе новой, познавательной, интересной информацией. Уровень развития речи увеличился на 10%; познавательный интерес детей возрос на 50%. В процессе продуктивной деятельности по данной теме, ребята использовали разные материалы: восковые мелки, пастель, угольки, краски, цветные карандаши для изображения птиц, которые представлены на нашей выставке.  70% детей могут самостоятельно работать с бумагой, в технике «Оригами» - собирая разных птиц: воробьёв, синиц, ворон, голубей, лебедей. Проявились личностные качества активных детей: Игоря, Ярослава, Таира, они помогали своим друзьям: у кого не получалось или они были не уверены в правильности этапа сборки поделки. В изготовлении аппликаций на тему «Птицы нашего края» использовали  новый материал: ватные диски, дети самостоятельно задумывали тему, последовательность выполнения и доводили свой замысел до конца. Работы получились разные и интересные.

В процессе реализации проекта стала более тесной связь родителей и детей, родителей и воспитателя, которые с большим интересом участвовали в поиске нужного материала для оформления странички о своей птице в книгу «Птицы нашего края», мастерили скворечники, чтобы потом повесить их на участках детского сада и окрестностях нашего поселка. Укрепились детско – родительские отношения. Дети часами рассматривали альбом «Птицы. Фотографии птиц нашего края» - отмечали, чем они похожи и чем отличаются, почему у всех разные гнёзда, окраска, как они защищают своих птенцов, размножаются, как и какой добывают корм. Большинство родителей отмечали, что ребята ежедневно делились новой, познавательной информацией с ними, со сверстниками. Навыки самоорганизации деятельности старших дошкольников составляют 70%. Воспитанники овладели способами нетрадиционного рисования: высокий – 11 человек – 58%;

                    средний – 8 человек – 42%;

                     низкий – 0 человек – 0%.

Я была очень рада, когда увидела, что все 100% родителей приняли участие в проекте, они поддержали своих детей, помогли им и оправдали все мои надежды. Мы стали одной большой, дружной семьёй.

Планы на будущее.

  1. Продолжать использовать в работе с дошкольниками образовательные проекты с целью развития познавательного и творческого интереса детей.
  2. Способствовать более тесному сотрудничеству с застенчивыми, тихими, малоактивными, неуверенными, скромными родителями своих воспитанников в процессе проектной деятельности.

                                           

Обеспечение проекта.

  1. Арсеневская О.Н. «Тематические праздники и развлечения».
  2. Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет».
  3. Вераеса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
  5. Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия: Ознакомление с природой и развитие речи».
  6. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду».
  7. Энциклопедия: «Птицы», РОСМЭН, Москва, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Птицы нашего края"

Педагог делится опытом организации проектной деятельности в средней группе. В проекте указаны цели, задачи, этапы осуществления проектной деятельности, раскрываются приемы, использованные в проекте и ...

Проект "Птицы нашего края"

Проект "Птицы нашего края" для детей старшего возраста....

Исследовательский проект "Птицы нашего края"

В данном материале указаны основные аспекты моего исследовательского проекта...

Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.

Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...

Экологический проект "Птицы - нашего края"

Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу....

Проект птицы - нашего края

"Охранять природу - значит охранять Родину".М. Пришвин. Актуальность проекта.В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как некогда, проблема экологического воспитания подрастающего по...

Познавательный краткосрочный проект «Птицы нашего края. Перелетные птицы». Опыт работы.

Цель проекта: расширить знания детей о перелётных птицах родного края, их образе жизни и отличительных особенностях, а также воспитать любознательность и бережное отношение к пернатым друзьям. Познако...