Проект "Город мастеров. Хохлома"
проект (подготовительная группа)

Лашутина Светлана Юрьевна

Цель проекта: Развитие духовно-­нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 ЗАТО Озерный Тверской области

Проект в подготовительной группе

"Город мастеров. Золотая хохлома"

Подготовила воспитатель

Лашутина Светлана Юрьевна

2022г.

Проект в подготовительной группе "Город мастеров. Золотая хохлома"

Цель проекта: Развитие духовно-­нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Задачи проекта:

• Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно­прикладного искусства.

• Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками древних мастеров.

• Учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписи. Развивать умение классифицировать элементы разных росписей, их колорита, композиции.

 Знакомить с элементами узоров хохломской росписи, учить выполнять их на объемных предметах, учить составлять композицию из элементов росписи;

• Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

• Развивать навыки художественного творчества детей. Формировать навыки кистевой росписи, развивать мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

• Развивать музыкальные способности детей. Развивать стремление детей расширять свои знания и умения в области народного и современного танца с элементами фольклора. Формирование познавательного интереса, любознательности, интереса к народному творчеству и промыслам. Продолжать последовательно знакомить детей со всеми видами музыкального фольклора.

Описание проекта: Проект для детей подготовительной группы «Город мастеров. Золотая хохлома» (народные промыслы России).

Тип проекта: познавательно– творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (4месяцев)

Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

Народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

Основной целью работы является развитие духовно­нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в нашем детском саду в образовательном процессе мы используем разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-­прикладным искусством, а также развитие творческих, артистических, музыкальных способностей детей через музыкально­фольклорную деятельность.

I. Организационный этап.

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

• Подбор произведений декоративно-­прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов, эстетически выразительных предметов бытового назначения;

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки подвижных народных игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подбор русских народных песен и мелодий, русских народных музыкальных инструментов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

II. Основной (продуктивный) этап.

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта. Методы реализации проекта. Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-­творческая деятельность

• Конструктивная деятельность

• Игровая деятельность

• Музыкально­фольклорная деятельность

• Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «Композиции хохломского узора», «Колорит хохломской росписи».

2. Просмотр презентаций:  «Золотая хохлома», «Изготовление посуды с хохломской росписью»,  «В гостях у хохломских мастеров»

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов (Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», Анищенков В. «Золотоая Хохлома», отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

2. Разучивание стихотворений, частушек о народных промыслах (стихи «Золотая Хохлома» О. Простова, «Хохлома, хохлома» Н. Глазков, «Хохломская роспись» П. Синявский).

3. Чтение русских народных сказок.

4. Сочинение волшебной сказки с героями народного искусства.

5. Чтение и обсуждение русских поговорок, пословиц, примет.

Художественно творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала, изделий народных мастеров.

2. Знакомство с технологией составления хохломского узора из простейших элементов хохломской росписи (травяной орнамент, капельки, усики, завитки, кустики - листочки, ягодки).

3. Рисование элементов хохломской росписи.

4. Рисование «Укрась кружку. Хохлома».

5. Аппликация «Хохломские узоры в полосе».

6. Рисование «Хохломская посуда».

7. Рисование «Хохломские ложки».

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры «Золотые ворота», «Горелки», «Горелки с платочком», «Цепи кованые», «Жмурки», «Ручеек».

2. Дидактические игры «Узнай элементы узора», «Узнай роспись», «Одень куклу», «Предметы русской старины», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Разрезные картинки»; художественно-­дидактические игры «Обведи и раскрась», «Дорисуй и раскрась», «Составь узор», «Собери целое»).

Музыкально-­фольклорная деятельность.

1. Слушание произведений музыкального фольклора (прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома», заучивание песни «Русские ложки» (муз.и сл. Г.Рузанова), частушек о Хохломе).

2. Музыкально-дидактические игры.

3. Пение русских народных песен с музыкальным и без музыкального сопровождения, исполнение русских народных плясок.

4. Обучение игре на русских народных музыкальных инструментах, игры на ложках;

5. Игры-хороводы, народные музыкальные игры, театрализованная деятельность

6. Дидактические сказки на основе музыкального фольклора.

Работа с родителями.

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

5. Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

III. Заключительный (обобщающий) этап.

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

4. Консультация для родителей «Виды народного декоративно-прикладного искусства».

5. Интегрированное обобщающее занятие в подготовительной группе «Родимой стороны волшебные мотивы – золотая хохлома».

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению к декоративно прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.

Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге посредством красок, бумаги.

Таким образом, тема декоративно прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Дети владеют определенным уровнем знаний о русском музыкальном фольклоре. Развиваются художественно­творческие способности, интегративные качества. Формируется осознанное отношение к Родине, ее традициям, любовь к русской песне, танцу, красоте родной природы.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы. Рассказывают, давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе  пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица ЖАР. Он и её угостил. В благодарность птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

Хохлома – это старинный русский промысел. Удивительные узоры "золотой" хохломской росписи, вобравшие в себя всю красу земли русской, поражают каждого, кому довелось увидеть изделия промысла, возникшего в XVII веке в лесах Заволжья вокруг торгового села Хохлома Нижегородской области. Этот вид народного творчества представляет собой яркую декоративную роспись предметов мебели, но главным образом – посуды.

Название «хохломская роспись» промысел получил от села Хохлома. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов.

Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали ее яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины.

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах.

По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;

верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.

Техника имеет различные способы росписи.

 Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

 «ПРЯНИК»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия  изображаются геометрические фигуры, например, ромб или квадрат. Внутри их дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

«ТРАВКА»

 «Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком.

«ЯГОДКА»

 Техника «Ягодка» очень напоминает «Травку». В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

«КУДРИНЫ»

 Для «Кудрины» характерна некая изысканность растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе используют очень тонкую кисточку. 

Мастера хохломской росписи умеют писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест травы и цветов.

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

 Рощи – перелески,

 Шелковые всплески,

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

 Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....

конспект НОД "Город Мастеров. Хохлома"

образовательная область "Художественное творчество"...

Проект в подготовительной группе "Город мастеров.Золотая хохлома".

Долгосроный проект посвящен изучению большинства народных промыслов России. Очень подробно делается упор на золотух хохлому. После окончания проекта дети должны знать и уметь рисовать в хохломе. Проек...

Декоративные росписи народных мастеров: «Дымка. Хохлома. Гжель. Городец»

компьютерная презентация для детей старшего дошкольного возраста, направленная на закрепление знаний  по декоративно - прикладному творчеству народных мастеров....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....