Конспект: «Богата и голодная кутья».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бобылева Елена Анатольевна

Познакомить с народными обычаями празднования Старого Нового года и Крещения, познакомить со способами изготовления Богатой и Голодной Кутьи.Познакомить с обычаями празднования Старого Нового года и Крещения на Кубани, рассказать о народных приметах и традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей с историей и наследием казачества на тему «Мама Казачка»

Задачи: продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми  салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.

Материал: Аудиозапись; проектор, экран для просмотра слайдов; мяч к игре «Скажи ласковое слово»;  набор овощей и фруктов, корзины  для игры «Борщ – компот»; кукурузные рубашки, атласные ленты, ножницы.

Предварительная работа: беседы с детьми; просмотр иллюстраций с изображением казаков; рассматривание старых фотографий.

Ход:

Дети, одетые в кубанские костюмы входят в зал. Воспитатель в костюме казачки встречает детей:

Ой, ребята-казачата,

Как уж вам я нынче рада.

Вот и гости на пороге.

Утомилися с дороги?

Нужно их приветить,

Теплым словом встретить.

Дети приветствуют гостей, поют: «Ой, вы, гости-гости, долгожданные…»

        

Воспитатель:

Казачатки, осмотритесь.

По сторонкам оглянитесь.

Хаты, куреня, пшеница.

Хлеб румяный золотится.

Солнце на небе смеется.

Как наш край родной зовется?

Ответы детей.

Воспитатель:

Край наш Краснодарский, ты Кубань родная.

Здесь моря без края, нива золотая.

Славится издревле край наш казаками.

Славится издревле дочерьми, сынами.

С давних пор славится наш край смелостью, отвагой кубанских казаков. Казаки не только защищали край от врагов, но и много трудились, пахали поля, выращивали хлеб, растили детей. А скажите, мне ребята, какое первое слово произносит маленький казачок?

Ответы детей.

Воспитатель: Мама! Самое понятное слово на земле.  У мамы самое доброе сердце. У мамы самые  теплые и ласковые руки. Вы любите своих мам, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: А знаете ли вы пословицы и поговорки о маме?

Ответы детей.

Воспитатель:  А часто ли вы говорите ласковые, добрые слова своим мамочкам?  Какие слова вы им говорите?

Дидактическая игра «Скажи ласковое слово»

Воспитатель:  А знаете ли вы ребята-казачата, что в разные времена мамин день начинался по-разному. В наше время мама отводит детей в детский сад, а сама спешит на работу,   при этом успевает накормить всю семью, навести порядок в доме. На помощь маме пришла различная техника. Какая техника помогает в хозяйстве вашей маме, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Видите сколько помощников у ваших мам.  Но давным-давно, когда ваши бабушки и прабабушки были маленькими, ничего этого не было. Жизнь текла совсем иначе. Сегодня мы с вами посмотрим, как проходил мамин день много-много лет тому назад.

(Слайд 1, изображение казачки с коромыслом)

На заре, на зорюшке, только рассветет,

Матушка - казаченька по воду пойдет.

На плечах у матушки тяжко коромысло.

Матушка - казаченька, дай воды напиться.

(Слад 2, изображение казачки, стирающей белье)

Ой. Быстра ты реченька, реченька-Кубань.

Вышла к речке матушка в утреннюю рань.

Не боится матушка ледяной воды.

Постирает в реченьке белы рушники.

(Слайд 3, изображение казачки, накрывающей на стол)

Борщ на стол поставила,

Крынку с молоком.

Хлеб накрыла матушка

Чистым рушником.

Воспитатель:  Ох, и хлебосольны кубанские хозяйки.  Лучшего борща, чем на Кубани, нигде не отведать.  И компота ароматней нигде не сыскать.  А Вы знаете, из чего готовят борщ, а из чего компот? Вот мы сейчас и проверим.

Игра  «Борщ – компот».  Дети из общей корзины выбирают, то, что нужно для борща и то, что нужно для компота.

(Слайд 4, изображение казачки в поле)

Ох, истерты рученьки

Да грубы мозоли.

До темна-то матушка

Все трудилась в поле.

(Слайд 5, изображение казачки у прялки или ткацкого станка)

Вечером у прялочки

Поучает дочь.

Оглянется матушка:

За окошком ночь.

Воспитатель: Видите, ребята, как тяжело раньше проходил день кубанской матери. Потому как, казаки часто уходили в походы, и всю работу приходилось делать женщинам-казачкам. Кроме того, если селению грозила опасность, казачки брали в руки оружие и вставали на защиту своих близких.  (Слайд 6, изображение казачки с оружием в руках).  Как же не восхищаться силой и смелостью  кубанских казачек? Именно в честь таких славных матерей и повелось на Кубани в декабре месяце отмечать праздник – День Матери-казачки.

Праздник наш Кубанский:

Игры, смех, да пенье.

Хороводы, пляски

Всем на удивленье.

Эй, честной народ!

Заводи хоровод!

Хоровод «Трава, моя трава» (любой другой хоровод на усмотрение воспитателя)

Воспитатель:

Ух, ух, ух! Расплясались во весь дух.

А теперь детвора,

Отдохнуть пришла пора.

Воспитатель:  

 На Кубани в праздник не только веселились,
Но и мастерством делились.

Нам отставать не годится,

Будем и мы трудится.

Из рубашек кукурузных

Кукол сделаем искусных.

Лентой перевяжем

Да гостям покажем.

   Дети изготавливают кукол из кукурузных рубашек. Подходят к воспитателю с готовыми куколками.

Воспитатель:  Это ребята, куклы не простые, это куклы - желаньица. Подержите в ладошках, покачайте немножко. К сердечку прижмите. Чуть-чуть подождите. А теперь загадайте желание. Просите все, что хотите. Только не для себя просите, а для своих мамочек.

Этих куколок, ребята, вечером вы подарите своим мамам. И пусть все задуманное исполнится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

не кутайте детей

скоро зима. правила о здоровье!!!...

Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».

Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.  Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...

конспект «Голодный аллигатор»

Тема: «Голодный аллигатор» Цель:Создание моделей животного с помощью конструктора «ПервоРобот LEGO WeDo» Задачи:Образовательные - закрепить знания, умения и навыки пр...

Конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС «Очень голодная гусеница!»

ull; Познакомить с новым художественным произведением Эрика Карла «Очень голодная гусеница», помочь детям понять содержания сказки, изготовление книжки-малышки.• Обобщить знания и з...

Конспект занятия по робототехнике "Голодный аллигатор"

Цель: Создание и программирование модели «Голодный аллигатор» с помощью конструктора «ПервоРобот LEGO WeDo»Задачи:1. Формировать умение работать с конструктором...

Конспект занятия по робототехнике в старшей группе на тему "Голодный аллигатор»

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по робототехнике в старшей группе на тему "Голодный аллигатор"....